четверг, 28 октября 2021
6+

Такая короткая долгая жизнь…

Если спросить у нее, что в жизни главное, она удивится:

– Все: работа, семья, близкие люди, для которых я опора, добрый товарищ, коллега…

Может, поэтому, если у нее и остается свободная минутка, то она спешит заняться – нет, не собой, а множеством дел, отложенных до лучших времен. А это – снова работа… Ее всегда так много!

Для журналиста такие личности, как Ханум Исаева, – находка, своеобразный секретный ключик, который с легкостью открывает любые, самые сложные замки, освобождая от всего того, что тяготит, что не дает покоя душе, сердцу, мыслям. Для коллег по работе она больше чем руководитель, скорее, наставник, генератор идей.

И все-таки кто же она, Ханум Исаева? Руководитель районного управления образования, лауреат конкурса «100 лучших школ России», депутат собрания депутатов Сергокалы. Но не все сразу.

 Ханум Набигуллаевна рассказывает о себе, может, скупо, стараясь подбирать каждое слово. Но за каждой фразой угадывается глубина мышления, способность объективно анализировать, уметь отделить главное от второстепенного. Это и подтолкнуло ее к профессиональному выбору. Ханум всегда знала, что обладать знаниями и передавать их тем, кто только прикасается к чудесному миру, полному упоительных открытий, обогащающих человеческую природу, – это ни с чем несравнимое счастье.

В начале 90-х пошла работать в школу учителем русского языка и литературы. Но было бы удивительно, если бы Ханум ограничилась только преподавательской деятельностью, которую она совмещала с должностью заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

– Подрастающее поколение, оно всякий раз в чем-то сохраняет свои характеристики, а в чем-то педагогу открывается новое, неизведанное, и он вынужден обращаться к мнению экспертов, специалистов, психологов, – к тем, кто поможет разобраться в сложном внутреннем мире подростка. Ведь наши дети сегодня попали в другую жизнь, не всегда соответствующую традиционному воспитанию, тому, что сегодня уходит из жизни современных дагестанцев, часть из которых оказалась заложниками так называемого пространства без границ. Но вот что я вам скажу, – делится своими мыслями Ханум Набигуллаевна, – не верьте тем, кто говорит, что нынешняя молодежь неуправляемая. Если ты как педагог держишь каждого ученика в поле зрения, привлекаешь его к общественной работе, интересуешься, все ли у него дома в порядке, то тогда даже самый отстающий ученик подтянется, у него появится интерес к учебе, школьной жизни, заполненной той же художественной самодеятельностью, участием в конкурсах, концертах, спортивных состязаниях.

Думающий, скрупулезно работающий с каждым учеником молодой педагог обратила на себя внимание той отдачей, что свойственна неравнодушным людям, поэтому никого из коллег в свое время не удивило ее назначение директором. Благодаря усилиям Ханум Набигуллаевны школа была реорганизована в лицей имени О.Батырая. Молодой директор привнесла в образовательный процесс те профессиональные компетенции, когда обучение преобразовывается, обретая черты своеобразного научного центра, когда происходит повышение квалификационных региональных стандартов, закрепляется непрерывное образование, развитие организации, саморазвитие сотрудников, способность к командной работе.

А когда потребовался начальник районного управления образования, глава района М.Омаров сделал выбор, пригласив Ханум Набигуллаевну к себе и предложив поставить на должный уровень работу одной из ключевых сфер развития муниципалитета. Нет, она не удивилась, но почувствовала особую ответственность.

Ханум Набигуллаевна уверена в том, что любая идея, если ее скорректировать, вполне приемлема, действенна. И если современную доктрину знаний обогатить бесценными методиками педагогов-новаторов советских времен, то это позволит поднять школу на еще более высокий образовательный уровень.

Сама Х.Исаева уже внесла немалый вклад в новое направление методологии и технологии, активно участвуя в региональных, всероссийских, международных научных конференциях, круглых столах. Учащиеся Сергокалинского района могут гордиться участием в престижных предметных олимпиадах республиканского, международного уровней.

Ханум Набигуллаевна уверена в том, что борьба с запрещенными в нашей стране экстремистскими организациями должна носить системный характер.

– Каждый из нас помнит те страшные времена, когда бесследно исчезала молодежь, оказавшись в лесном подполье, зависимом от ближневосточных проповедников, призывающих к джихаду. Сегодня ситуация иная, но это не означает, что беда миновала нас. Нет, скорее, терроризм, экстремизм трансформировались в иные, более скрытые формы воздействия на сознание.

Живой, неравнодушный человек, Ханум во все, о чем говорит с молодежью, вкладывает то душевное тепло, что притягивает, рождает чувство доверия, желание раскрыть душу. Она открыто и непредвзято рассуждает о таких важнейших факторах формирования патриотизма, как современное российское образование, российская культура, трансформация которых снижает воспитательное воздействие.

Нет, самоуспокоенность – это не для нашей Ханум, как называют ее коллеги, друзья, близкие. Новый, дистанционный формат, родившийся в острый момент пандемии, она вполне справедливо считает хорошим опытом, который можно использовать в дальнейшей практической работе для развития цифровых технологий. Приоритетной работой руководитель считает реализацию программы «Земский учитель», цель которой – привлечение молодых специалистов в село.

Под особым контролем райадминистрации, управления образования находится вопрос итоговой аттестации. Усилена персональная ответственность должностных лиц в условиях сохранения рисков пандемии. И здесь, по мнению руководителя управления образования, предстоит немало работы.

Х. Исаева – автор более 16 научных публикаций, двух учебно-методических пособий. Она член Невской ассамблеи Санкт-Петербурга, Общероссийского педагогического собрания, Ассоциации учителей литературы и русского языка; является руководителем экспериментальной площадки учебно-методического комплекта «Инновационная школа» ДИРО Минобра республики.

Не счесть всех подтверждений профессионального мастерства, научной, общественной деятельности нашей героини. Благодарственные письма, почетные дипломы… Она «Почетный работник общего образования РФ», «Заслуженный учитель РД», победитель конкурса лучших учителей РФ, конкурса на грант президента РД, лауреат конкурса «100 лучших школ России».

А что же семья? Семью она не отделяет от общешкольной большой семьи.

 – По-другому не выходит, – отшучивается Ханум Набигуллаевна. – Да я уже бабушка! Дочь Патимат в свое время окончила школу на золотую медаль, потом ДГУ, юрфак, ДГПУ; работает педагогом-психологом. У нее двое детей.

Сын Султан окончил Махачкалинский филиал Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, работает в МВД по Сергокалинскому району. Мой муж Иса – строитель. Все как-то так сложилось, что мы дополняем друг друга, – замечает она.

Но тут она, пожалуй, лукавит. Вот и семью строила, как дом, по кирпичику, возводя прочные стены, так как считает: самое главное и ценное в жизни – семья, та, в которой ты рождаешься; та, которую создаешь. Семья для нее – компас, не позволяющий сбиться с пути; вдохновение, позволяющее достичь того, о чем мечтаешь…

 А увлечения? Есть и увлечения. И снова это литература, классическая и современная; творческая, исследовательская деятельность. А еще туризм, путешествия. И как водится в дагестанских семьях, Ханум любит встречать гостей и умеет преданно дружить, на всю жизнь, отзываясь на боль, подставляя плечо, утешая, поддерживая. Такой она человек. И это уже аксиома….

                                                 

Новый номер