четверг, 28 октября 2021
6+

Стать счастливой...

Как многообразен мир, как многолик. И открывая его для себя, вновь и вновь ощущаешь необыкновенную гармонию, мысли и чувства,  таящие в себе нечто такое, что меняет настроение, прибавляя эмоции и упоение жизнью…

Встреча с директором Государственного лезгинского музыкально-драматического театра имени С. Стальского Динарой Эминовой – как раз из этого разряда. Вместо традиционного представления о фигуре руководителя, застегнутого на все пуговицы, мы увидели перед собой улыбчивую молодую женщину, обаявшую нас дружелюбием и  искренней готовностью поделиться секретами творческой работы. Пока длилась беседа, в ее кабинет заходили коллеги,  решали насущные вопросы театра. И со всем уверенно справлялась Динара Мураддиновна, точно расставляя приоритеты.

– Да у вас внешность кинозвезды! – восхищенно говорю я. Она же улыбается:

– Но я никогда и не думала о работе в театре. Окончила ДГУ,  специальность  «финансы и кредит», еще на втором курсе пошла работать, чтобы почувствовать себя самостоятельным человеком.

В 99-м молодой специалист начала работать  в Управлении Федерального казначейства по городу Дербент, сначала кассиром, затем специалистом казначейства, главным казначеем. Заслужила одобрение руководства ответственным отношением к работе. Казалось, дальнейший путь предопределен.

Но жизнь вносит свои изменения.

Начнем с того, что родилась Динара в Москве. Ее отец Мураддин Абдулнатифович,  работал в следственных органах г. Москвы. Мать, Гюльтават Тагирбековна, заведовала одним из московских детсадов.

– Они у меня курахские, – тепло говорит о родителях Динара, – только из разных сел, папа кулларский, мама из Аглоби. Сколько себя помню, родители относились к нам, детям, как к взрослым; я думаю, это как раз то воспитание, которым можно гордиться, когда сын с пеленок – мужчина, а дочь – хозяйка. Я получила настоящее горское воспитание. И мне это помогает не только справляться с бытовыми трудностями, но выдерживать характер, как бы ни было трудно. Я люблю Москву, город моего детства, и всегда с удовольствием возвращаюсь туда. В 93-м мы вернулись на родину.

– Я тогда окончила восемь классов московской школы, – вспоминает Динара, – но легко нашла общий язык с дербентскими одноклассниками, быстро адаптировалась (улыбается) – гены, что с ними поделаешь!

Переезд, общение с родней, близкими многое изменили в ее характере, она почувствовала себя частью огромной семьи, в которой ей нашлось место и любовь близких.

– Мы ведь народ теплолюбивый, – улыбается она, – дорожим общим домом, поддерживаем друг друга и всегда готовы подставить плечо.

Она вспоминает, с чего началась ее театральная эпопея.

– Я знала, что в нашем любимом всеми театре немало вопросов, требующих серьезного администрирования, но когда мне предложили занять пост директора, задумалась и решила посоветоваться с мужем. Понимаете, я ведь, прежде всего, дагестанская женщина. И от решения семейного совета зависело, принять или отказаться от новой должности.

Заур Эминович для нее больше чем супруг, это надежное плечо, любовь и забота, авторитет, уважение, прожитые годы, проверенные взаимными чувствами.

– Мы как будто были предназначены друг для друга, – улыбается Динара, – семья сложилась сразу, и у нас все общее на двоих и спустя двадцать лет совместной жизни.

Сегодня Заур Эминович возглавляет Минимущество республики, а ранее исполнял должность замглавы администрации города Дербента.

Поддержка супруга оказалась для нее решающей.

Нового директора в театре встретили доброжелательно.

– Я понимала, что многое в театре  нуждается в коренном пересмотре, и при первой встрече с коллективом сразу сказала, что без помощи коллег не обойдусь, мне требовалось живое участие актерского коллектива. И я все это получила. Реальные перемены налицо.

Чтобы не быть голословной, директор провела меня по театру, продемонстрировала  просторные залы, обновленные технические помещения. Показала переоборудованные рабочие площадки, костюмерный и швейный цеха, художественную мастерскую, процесс изготовления макетов и эскизов к спектаклям нового театрального сезона, световое и звуковое оборудование, и даже «гостиничный» номер для приглашенных режиссеров, к услугам которых прибегает театр.

Все это лишь малая часть большого хозяйства директора. Интересуюсь, а можно ли рассматривать деятельность директора отдельно от творческого процесса. Динара Мураддиновна замечает, что неразрывность организационной и творческой составляющих деятельности коллектива театра очевидна.

По мнению Динары Мураддиновны, главный режиссер театра Казбек Думаев находится в постоянном творческом поиске, и его взгляд на современную сценографию, поиск новых авторов, привлечение к постановочному процессу молодых талантливых режиссеров полностью совпадает с ее видением будущего театра.

 – Театр, по сути, – духовно-нравственный стержень, вокруг которого должна формироваться культурная среда, – рассуждает она. – Не могу сказать, что многое из того, что сегодня ставится на больших сценах в современных московских театрах, вызывает у меня удовлетворение. Многие из них в погоне за прибылью ставят откровенно низкопробные спектакли, упрекая критиков в ханжестве.

Театр должен оставаться храмом, убеждена Динара Мураддиновна. Постановки в театре осуществляются как режиссурой театра, так и такими театральными дагестанскими мэтрами, как С. Тулпаров, Б. Джумакаев, Д. Габибов, А. Батыров и другими. Все эти постановки осуществляются по федеральным подпроектам «Театры малых городов».

– У нас появилась возможность приглашать режиссеров из других российских субъектов, – замечает директор. – Активное сотрудничество с театрами ближнего и дальнего зарубежья позволяет налаживать культурные связи. Так, мы поставили инсценировку одноименного романа Н. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», а ингушский режиссер М. Базоркин осуществил на сцене театра постановку спектакля Б. Шадыжева «Золотой укол».

 Творческая палитра театра многообразна и насыщенна. Актерскому составу, среди которого немало как актерских династий, так и молодых талантливых мастеров сцены, по силам самый сложный репертуар. Большинство актёров отмечены престижным званиями, дипломами, почётными грамотами.  Д. Эминова замечает, что сегодня в труппе – выпускники не только актерского факультета ДГУ. А в 2022 г. и в знаменитом Щукинском театральном училище открывается целевой лезгинский курс. Что немаловажно, в последние годы  театральные спектакли проходят при полном аншлаге.

Спрашиваем, каким ей видится современный национальный театр.

– Конкурентоспособным, – не задумываясь, отвечает она, – чтобы зритель не чувствовал разницы между столичным и периферийным театрами, а  иноязычный зритель мог бы даже по мизансценам догадываться,  что хотят донести до него актеры.

Спрашиваю, а есть ли зритель, для которого не стоит особо стараться, или каждый раз актер должен поднимать его до уровня  высокого искусства?

 – А иначе в чем смысл искусства? – отвечает она вопросом на вопрос. – Мы много говорим об этом внутри труппы, и для меня важно, чтобы мы работали в унисон, творческий процесс должен быть бесконечен...

В театр ходят все. Взрослые, люди среднего возраста, молодежь, и это особенно важно. В последнее время наш коллектив тесно сотрудничает с московским молодёжным театром РАМТ и старается перенимать положительный опыт коллег по работе с молодым зрителем.  

Динара Эминова убеждена, что нацпроект «Культура» предоставляет немало возможностей  для продвижения творческих, целеустремленных актеров. И теперь  каждый творческий коллектив может отправлять сотрудников в Санкт-Петербург, Москву, Краснодар. Театр сегодня обладает самым современным театральным оборудованием, полученным в рамках федеральных культурных проектов. И зритель может наслаждаться не только качеством звука, синхронным переводом, сценографией, но и другими модными технологиями. Главное, благодаря государственной финансовой опеке он имеет возможность ставить по два спектакля за счет федеральной программы, а два за счет внебюджетных средств. Кроме того, у Лезгинского театра прочные связи и с благотворительными театральными организациями, за счет которых многие актеры имеют возможность поправлять здоровье в лучших санаториях нашей страны – Сочи, Калининграда, Кисловодска, Железноводска; получать финансовые бонусы, качественные лекарственные препараты и продуктовые наборы. Это благотворительный фонд поддержки деятелей искусства «Артист» известных российских актеров Евгения и Марии Мироновых, Игоря Верника и Леонида Ярмольника.