четверг, 27 февраля 2020
6+

Дети читают книги?

 СССР – самая читающая страна в мире. Так говорили о нас когда-то. И действительно, старшее поколение помнит время, когда приходилось стоять в очередях, чтобы купить книжечку любимого автора. И было очень престижно не просто записаться в библиотеку, а стать ее завсегдатаем.

Однако  90-е годы наложили свой отпечаток и на эту сферу  нашей жизни: читать книги стало чем-то постыдным, читающих детей и подростков начали называть обидным словом «ботан». Книгу заменили сначала видеокассеты, потом интернет. Казалось, библиотека станет «кладбищем бумаги» и вот-вот перестанет существовать, но… все чаще и чаще встречаем мы детей, стоящих у книжных полок магазинов, торопящихся в библиотеки.

Как выжили библиотеки? Об этом, а еще немного о себе рассказала заведующая филиалом библиотеки № 20 Махачкалинской ЦБС Роза Капиева.
       

   – Библиотека – это не пережиток прошлого и не «кладбище бумаги». Это современный дом дружбы детей, взрослых и книг.  Культура детского чтения постепенно возрождается, но, к сожалению, часто она находится вне библиотек. Это связано с ограниченными ресурсами на закупку новых книг и долгой схемой постановки книг на баланс, если вы их покупаете или берете в дар отдельно от государственного финансирования. Ходить в библиотеки, безусловно, стали больше, что, естественно, радует. Но сам процесс книгонаполнения и привлечения читателей требует дальнейшего совершенствования.

– Кто сейчас работает с детьми и книгами?

– Сегодня в библиотеках работают разные люди: и старой, и новой формации. Обучение этой профессии продолжается. Лучший современный библиотекарь – обыкновенный человек, который очень любит книги.

– Какова современная роль библиотекаря?

– Базовая роль библиотекаря не изменилась. Поменялись форматы. Сегодня библиотекарь должен уметь читать лекции, организовывать другие мероприятия, связывая их с книгой. Знакомство с книгой, когда читатель может взять ее в руки, посмотреть, перелистать,  узнать от библиотекаря, о чем эта книга, – крайне важны и для формирования вкуса. В нашей библиотеке царит атмосфера дружбы, все сотрудники крайне внимательны и к родителям и детям. Секрет этого – крепкий коллектив, связанный одной целью. Нас здесь трое: Ирина Постриганева – библиотекарь читального зала, Эльмира Лагиева – библиотекарь абонемента – и я.     

– Как вы стали библиотекарем? Расскажите о себе.

– Я родилась в Кизилюртовском районе в поселке Сулак, в семье рабочих. Мой отец был лучшим шлифовщиком завода «Дагэлектроавтомат», участником Великой Отечественной войны, мать также всю жизнь проработала на этом заводе. Нас, детей,  в семье семеро.
            Я окончила школу в 1979 году, в том же году поступила на работу в библиотеку поселка Сулак. Через год стала заведующей и поступила в культпросветучилище, окончила его с красным дипломом. Затем учеба в ДГУ на библиотечном отделении филфака. Работала в ЦБС Кизилюрта методистом библиотеки.  В 1996 г. меня приняли на должность библиотекаря в филиал № 20 Махачкалинской  ЦБС, и с 1997 года я работаю заведующей.

У меня сын и две дочери.

           – Скажите, дети читают сегодня?

– К нашему счастью, в последние несколько лет много читают. Особенно это ощущается  во время учебного года. Мы находимся рядом со школой № 17. Поэтому дети в библиотеку не только до или после уроков бегают, но даже во время переменок успевают.

Во время учебного года они берут то, что им положено по программе?

– Не только. Конечно, учителя задают доклады и рефераты писать по определенной теме.  А малыши берут читать сказки и рассказы: у нас очень богатый выбор иллюстрированных красивых книг, которые ребенку купить могут не в каждой семье.  Малыши – самые благодарные читатели. Примерно до 7 класса дети все активны. А вот уже 8-9 классы читают меньше. Правда, те дети, с которыми серьезно занимаются, и летом ходят, читают. Школьная программа обширна, им надо многое успеть. Обычно списки формирует школьный учитель. 

– Статистику проводили? Какие книги чаще всего берут?

– Дети любят современные детективы и классику. К сожалению, такие книги нашего советского детства, как произведения Катаева «Сын полка», Фадеева «Молодая гвардия», Островского «Как закалялась сталь», Гайдара «Тимур и его команда», убрали из школьной программы, и наши дети их не знают. А жаль. Они учат детей порядочности, мужеству, любви к родине.

 – А каких современных авторов спрашивают ваши читатели?

– Романы Иванова, Толкиена, спрашивают фэнтези, а фантастику меньше сейчас читают: Ефремова, Беляева...

– С вами дети делятся своими впечатлениями?

– Да, особенно после так называемых «Громких чтений», когда мы собираем школьников и устраиваем чтение книг вслух. Стараемся узнать у детей, о чем книга, как они ее поняли. Если у нас появились новые книги, читаем аннотацию, и можем ребенку посоветовать. После прочтения спрашиваем, о чем книга,  многие дети делятся, а потом просят дать еще что-нибудь этого автора.

– Лежит ли на родителях ответственность приучить ребенка к книге или это обязанность учителя?

– Конечно, если родители читают, держат книгу в руках, тогда и ребенок будет читать. Сейчас пробел за 90-е годы стал очень ощутимым. Современные родители в большинстве своем не знают и не понимают, что именно читать детям. Огромное количество книг сегодня зачастую пугает их. Сегодняшние молодые родители – продукт тех самых 90-х.

– Вы как библиотекарь как относитесь к книге в электронных изданиях?

– Не знаю, к сожалению или к радости, но я читаю по старинке. Возможно, электронная книга для очень занятого ребенка или ограниченного в возможности выходить – это хорошо. Ведь сейчас дети очень нагружены: тренировки, художественные и музыкальные школы, кружки. При таком ритме жизни ребенку удобнее читать в электронном виде.

– Какая Ваша любимая книга?

– С детства люблю роман «Овод» Этель Лилиан Войнич. Перечитываю классику и интересуюсь новинками.

– Есть ли у городских библиотек, в то числе и вашей, аккаунты в соцсетях? Какая информация в них отображается?

 – Практически все библиотеки сейчас работают в социальных сетях. В своих профилях мы стараемся выкладывать обзоры на книги, записи лекций, анонсировать мероприятия, рассказываем, как они прошли, и просто общаемся с читателями. 

– Верите ли вы в то, что чтение никогда не выйдет из моды и что библиотека – это именно то место, где у ребенка может зародиться чувство любви к книгам?

– Если библиотека не будет отставать от потребностей читателей, тогда она сможет оставаться местом зарождения интереса к книге у ребенка. Это очень сложно, но крайне необходимо. Чтение всегда будет актуально, какие бы это ни были книги: печатные, электронные, аудиокниги или подкасты. Возможно, что завтра нам будут транслировать книги напрямую в мозг. Так или иначе, мы все равно будем искать информацию. Поменяются лишь способы и методы, а потребность в печатном слове никуда не исчезнет.

          Виолетта Ратенкова

Свежий номер