У каждого древнего дагестанского аула, наверное, есть предания о его происхождении и истории. Например, сохранилась очень поучительная легенда об изгнании в XVII веке, а возможно и раньше, из Каратинского общества жителей села Сивух, живших в укрепленном городище (Сивух – в переводе с аварского значит «у башни»). Несколько её вариантов во время экспедиции в 1940-е годы записал от старожилов этнограф-кавказовед Е. Шиллинг – он приводит их в книге «Народы Кавказа. Малые народы Дагестана».
Наиболее подробная и «сказочная» версия, передаваемая от поколения к поколению, бытует в самом Сивухе, который в результате исторических перипетий ХХ века в итоге оказался в Хасавюртовском районе.
Предание гласит, что сивухцы в давние времени были очень воинственными, занимались грабежами, притесняли жителей соседних сёл, контролировали большую дорогу, ведущую из Караты в Ботлих. Говорят, у них было много лошадей. Предположительно, поселение Сивух изначально было образовано с целью защиты общества, как его форпост. Видимо, это наложило отпечаток на характер народности. К тому же у них происходили ссоры с жителями других сёл из-за нехватки земли, пригодной для обработки.
Дерзкое поведение сивухцев надоело соседям. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало убийство юноши из Анчиха, который, защищая честь семьи, отомстил кровнику.
Жители аулов Карата, Анчих, Инхело объединились и устроили заговор с целю изгнать сивухцев. Мать убитого парня надела на себя шкуру медведя и появилась на окраине селения. Она так правдоподобно играла свою роль, что мужчины бросились вслед за ней, думая, что это настоящий медведь. Пока они искали медведя, в село пришли заговорщики и подожгли его. Всё выгорело.
После этого основная часть сивухцев ушла в Гумбет и основала там новое село. Несколько семей решили остаться и образовали неподалёку поселение Рачаболда. Третья часть ушла в Чечню, их потомки живут там по сей день и помнят о своих каратинских корнях.