воскресенье, 28 апреля 2024
6+

Красивая и сильная…

Несколько лет тому назад, находясь в рабочей командировке в Цурибе, я была приятно удивлена, увидев, как оснащён сельский детский сад не только игрушками и техникой, но и настоящими каруселями, как в городских парках! Тогда же состоялось и наше знакомство с красивой, хрупкой девушкой Муслимат. Первая встреча была непродолжительной, но по ее живому взгляду можно было понять, что человек она непростой и неравнодушный.

Спустя некоторое время  я узнала, что Муслимат выбрали главой администрации села Цуриб, куда входят еще села Гилиб, Мощоб и Содаб. И как оказалось, о своем выборе сельчане не пожалели. За это короткое время в райцентре и близлежащих селах сделано столько,  сколько не было сделано за предыдущие десятки лет.

Спрашиваю у Муслимат:  в чем секрет?

– Я с детства любила быть первой, хотя отец говорил: «Нельзя и впереди прыгать, и в конце ковылять, лучше стремиться к золотой середине». В школе была то старостой, то комсоргом.

После школы я вышла замуж, переехала в Махачкалу. Муж сказал: «Я твоё образование».  И я, влюбленная, сидела дома. Родила детей и 14 лет была домохозяйкой. Как-то к нам зашел в гости руководитель района Гасан Гамзатович Жахбаров и, как бы между прочим, спросил, не хотим ли мы вернуться в село…

В 2007 году мы с семьей вернулись в Цуриб, и я начала работать с Гасаном Гамзатовичем в районном земельном комитете. Поступила в сельхозинститут. Участвовала во всероссийском конкурсе по обмену студентами и выиграла путевку в Америку, но мама была против, и я не поехала.

–  Когда ты успела получить три высших образования?

– В наше время требования к муниципальным руководителям очень высокие, все время приходится работать над повышением своей квалификации. Глава даже маленького села должен знать и политику, и юриспруденцию, и налогообложение… А работая руководителем детского дошкольного учреждения, я получила еще и педагогическое образование.

– А как ты стала депутатом?

– И в этом случае Гасан Джахбаров  предложил мне выдвинуться в депутаты районного собрания. Видимо, гены проявились, поставила кандидатуру от своего села и прошла.

– Что за гены у вас такие депутатские?

– Мой дядя Тагир Курбанович Муслимов был первым секретарем райкома партии и депутатом Верховного Совета РСФСР, отец Муртазаали Алиевич Жарулаев – бригадир овцеводческой бригады, заслуженный животновод Дагестана, депутат Верховного Совета СССР. Старший брат Курбан – председатель колхоза, другой брат Ахмед тоже работал главой поселения, а сейчас директор школы. А гены – точно от матери-домохозяйки, она ими всеми и руководила, – смеется Муслимат.

–  Отец, будучи депутатом Верховного Совета СССР, пять лет ездил с Расулом Гамзатовым в Москву, и они были хорошими друзьями.

Оказывается, один раз Расул сказал отцу:

– Муртазаали, мы 5 лет ездим в Москву и обратно вместе, но ты ни разу ничего у меня не попросил, твоих детей устраивать в вузы не надо, больных родственников нет?

– Мне нужно только твое здоровье, – ответил отец. После этого Расул подарил отцу Волгу, но он на нее не сел, сказав: не знаю, за что мне Расул машину подарил, мне стыдно на ней приехать в село.

Но мама, конечно, с этим разобралась и продала ее … но это другая история.  

Еще отцу в Махачкале давали пятикомнатную квартиру, но он сказал, что у него в селе есть дом и отказался. Вот так скромно жил, но зато мы, потомки, гордимся.

– Люди знали все-таки о твоих способностях…

– Когда в школе училась, мы с братьями участвовали в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах и всегда занимали первые места, были активистами. Может, поэтому, когда Магомед Мухтарович (М.М. Садулаев, депутат Народного Собрания РД, директор Дербентского завода игристых вин, меценат – прим. автора) предложил стать директором детского сада, я особо не удивилась и взвалила на себя эту ответственность. Когда я начала работать, можно сказать, там ничего не было. Даже игрушек не было. Я пошла к Магомеду Мухтаровичу и сказала, что в садик нужны лом, лобзик, лопаты, грабли, стиральные и швейные машины, 15 пылесосов, посуда, ковры, мягкая мебель, занавески… еще много чего. Он тут же отправил меня с замом выбрать все необходимое, и через 2 дня все было на месте. А карусель и качели во дворе садика, которые удивили вас, тоже подарок Магомеда Мухтаровича детям.

Чародинскому району очень повезло с депутатом. Настолько повезло, что даже привыкли и принимают как должное его помощь и поддержку. Не бывает праздника или какого-нибудь мероприятия в районе, чтобы М. Садулаев финансово не поддержал. Подарки, адресная помощь малоимущим, оснащение мечетей и других общественных мест, помощь в ремонте дорог, мостов… Магомеда Мухтаровича можно назвать самым активным болельщиком нашего района.  

– А как же бюджетное финансирование?

– В тот год я добилась от руководства района финансирования садика на 850 тысяч рублей и поехала за игрушками. Я каждый день получала удовольствие от того, что садик становится все лучше и краше. Помню свое чувство, когда я купила 140 кукол!

– Руководитель должен быть лидером, за которым идет народ. Магомед Мухтарович тоже не случайно тебя предложил на эту должность. Он заметил в тебе человека, который умеет ставить цель, планировать и контролировать работу.

– Считаю так: чтоб тебя уважали и за тобой шли, руководитель сам должен идти вперёд и показать пример, и работать вместе с народом.

– А есть рядом с вами люди, которые не хотят работать?

– Я с самого начала поставила вопрос так: или надо работать, или надо уходить. Так что таких уже нет.

– Когда говоришь «глава села», представляешь не красивую женщину, а мужчину, который готов с лопатой и киркой подняться на любую гору и решить любую проблему… То воды нет в селе, то мусор не убран, то джамаат надо поднять на субботник.

– Я и есть такой мужчина! – смеется Муслимат. – Для воды и мусора есть специальные службы, которые несут ответственность за свою работу, а что касается субботников – я впереди, и все за мной.

– Конечно, это же как азартная игра. Получается – от этого и радость испытываешь, и желание делать еще больше появляется. Не жалеешь?

– Ни в коем случае. Я от своей работы получаю удовольствие. Иду по селу и радуюсь: эту дорогу тоже я сделала, этот мост тоже я сделала, эту улицу тоже я отремонтировала!

– Самая большая проблема села Цуриб?

– Отсутствие земельного ресурса. Вообще нет земли, где молодые семьи могли бы построить себе дома.

– С чем это связано?

– С географическим расположением. У других сел нет таких проблем. Тут – как  райцентр, приток людей тоже большой, живут люди из разных мест. Но уже земельный ресурс исчерпан. Вот мои сыновья могут получить участки только в Гилибе.

– Какова роль женщины в селе?

– Она во все времена значительна, а сегодня вообще. Женщина – это начало начал. Какова женщина, таково и общество: все начинается в семье. А воспитывать детей специальное время не нужно. Они смотрят на то, как ты себя ведешь в тех или иных ситуациях, с родителями, с соседями, с родственниками, и делают выводы. Это и есть воспитание. Что и как делаем мы, так сделают и наши дети.

Был такой случай. Когда еще дети были маленькие, мы с сыном-первоклассником шли за дочкой в садик и на дороге нашли деньги. У меня в тот момент не было ни рубля. Поодаль стояли люди, и среди них мы нашли того, кто их потерял. В прошлом году мой уже взрослый сын, вспомнив тот случай, сказал, что никогда не забудет. Наши дети похожи на нас – это и есть воспитание. А не то, что сейчас модно – к психологам ходить, нянек нанимать, воспитателям отдавать. Ребенку нужна мама, ее тепло и ее пример.

– Да, удивительное время наступило. Видим, что все самое ценное теряем, но, кроме беспокойства, ничего делать не можем. Какой вопрос тебя еще мучает?

– Меня беспокоят эти временные и постоянные выплаты, которые получают неработающие люди. Люди даже в селе отвыкли работать: ни коров не держат, ни на полях не работают, живут на эти выплаты. Раньше большое стадо выгоняли из Цуриба на выпас, сегодня и его нет. То есть тем, кто целый день лежит, государство платит, и вот так портится народ. А работающие семьи выплат не получают: видите ли, у них нормальный доход. Не к добру это, ни к чему хорошему не приведет нас.

– Какие планы на будущее?

– Хочу создать в селах красивые зоны для отдыха сельчан, чтоб жизнь в селе стала удобной и комфортной, чтоб молодежь не уезжала. Усилить работу, направленную на патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Планов много, надеюсь, претворятся в жизнь.

– Видела несколько раз такую картину: приезжаем на культурное мероприятие в село – пустой зал. «Я же объявил джамаату», – беспомощно разводит  руками глава администрации. У вас такое может быть?

– Думаю, что нет. У нас очень активный, отзывчивый и весёлый народ. С удовольствием выходят на субботники и на общественные работы, и тем более на культурные мероприятия. Вы же знаете о певческом даре чародинцев, как мы можем не любить культурные мероприятия!?

– Люди ценят твою работу?

– Да, особенно бывает приятно, когда именно молодые благодарят за сделанное и спрашивают, чем они могут быть полезны.

– А я хочу поблагодарить тебя за интересную беседу и беспокойное сердце. Женщина – глава села – достаточно редкое явление, особенно в горах. Здоровья, сил, терпения тебе. Спасибо.

 

Баху Мухидинова

 

Рубрика: 

Здесь может быть размещена ваша реклама

Маковые поля, золотые пески и горы. Прекрасный Дагестан: Персональные  записи в журнале Ярмарки Мастеров

Новый номер