В июне этого года одна за другой открылись сразу две выставки работ Виктора Ефимовича Цигаля (1916–2005), выдающегося художника, мастера станковой и книжной графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, народного художника России, академика Российской академии художеств.
С 22 июня в Москве в галерее «Открытый клуб» организована выставка книжной иллюстрации Цигаля. А в Волгограде, в музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова, 23 июня открылась выставка «Теплый ветер. Из дагестанской серии Виктора Цигаля». Посетить выставку можно по «Пушкинской карте».
Родился Виктор Цигаль в Одессе в еврейской семье. В 1930 году семья Цигалей переехала из Пензы в Москву. Отец, Ефим Давидович, был инженером-строителем электростанций. А Виктор поступил в ФЗУ Мосэнергомонтажа, которое окончил в 1933 году, работал электромонтером. В 1934 году поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, а в 1938 году – в Московский художественный институт.
Брат Виктора Ефимовича Владимир Цигаль был скульптором. Оба прошли горнило Великой Отечественной войны, оба не раз оказывались на шаг от смерти.
Виктор прошел войну, был художником политотдела корпуса, участвовал в Курской битве, дошел до Берлина. Удостоен ордена Красной Звезды. Всю войну рисовал. Его военный архив в основном составляют карандашные портреты однополчан (250 рисунков). В 1945 году в Свердловске был издан фронтовой альбом Цигаля «Герои боёв 10-го гвардейского танкового добровольческого корпуса».
После демобилизации В.Е. Цигаль вернулся в институт, который окончил в 1946 году. Его дипломной работой стали иллюстрации к рассказу «Белый клык» Джека Лондона. В 1947 году он был принят в Московский Союз художников.
Потом он очень много путешествует по городам и селам Армении, Воронежской области, Кубани и Крыма, Севера, Алтая, Дагестана, Азовского моря, Азербайджана, Кольского полуострова. А также по Америке, Англии, Голландии, Испании, Франции, Италии, Кубе...
Обаяние работ Виктора Цигаля – в особом лирическом строе его рисунков, в изяществе почерка. Ярко проявились эти особенности в цикле работ, выполненных во время четырех поездок в Дагестан с 1959 по 1961 г.
Результатом путешествий по стране гор стала серия рисунков «В Дагестане» (около тридцати работ). Они не требуют последовательного рассмотрения, каждый рисунок представляет собой самостоятельное произведение, выявляя ту или иную грань жизни высокогорных селений. Очень много женских, детских образов, стариков.
В.Е. Цигаль свободно входил в новую для него среду, знакомился с местными жителями, стремился запечатлеть наиболее характерные сцены, праздничные события и трудовую повседневность.
Художник был восхищен красотой и величием природы, самобытным укладом жизни горцев. Он посетил аул гончаров Балхар, Кубачи – центр художественной обработки металла, резьбы по камню и дереву. Эти и другие народные художественные ремесла – ковроткачество, златокузнечество и др., – произвели впечатление на Виктора Цигаля, который питал серьезный интерес к прикладному искусству.
Вот отрывок из книги-альбома В.Е. Цигаля «В Дагестане», изданной в 1963 году: «В Кубачи вяжут чулки и ткут ковры… На площади молодая женщина развернула ковер, только что снятый со станка. Старые женщины одобрительно качают головами. Густые сочные краски, узор угловато рисует геометрические фигуры, цветы, медальоны и фигурки птиц и зверей.
Кубачинцы от мала до велика носят шерстяные носки. Вяжут их все женщины и девочки аула. Вяжут безостановочно. Почти всегда и везде можно увидеть их за вязанием… Чулки можно вязать за разговором, и потому работницы в своих прекрасных нарядах собираются в группы… Только рисуй!»
Сюжет рисунка «Турник» был подсмотрен в горном селе: «Среди молодежи в ауле много спортсменов. Вспоминается такая картина: утром старики стоят в шубах у турника, а юноши в тельняшках крутят на турнике «солнышко». Резкий контраст возрастов, одежды. Динамика и статика. Молодые удивляют стариков». Художник сопоставляет традиционный уклад и современность.
Тема юности – сквозная в дагестанской серии Цигаля. На рисунке «Песня» она воплотилась в образе простого мальчишки, юного мечтателя, идущего по горной тропе в компании ослика, с песней, радуясь солнцу, ветру, ветке красной рябины.
В альбоме «В Дагестане» художник делится впечатлениями о стране гор: «Очень приятно бывать в домах. Тебя окружает простое, ненавязчивое гостеприимство, чувствуешь себя непринужденно и можешь рисовать под неторопливые рассказы. Будешь рассказывать сам – тебя хорошо слушают. Хорошо сесть на подушку и из угла смотреть, как у очага мать купает малыша или бабушка месит тесто. Школьники делают уроки, лежа на полу, от небольшой лампы тени длинные, тепло от очага, готовится ужин, тихий разговор на русском и на непонятном мне языке.
После ужина выхожу на тихий, туго натянутый пруд. От лая собаки, что ли, вода дрогнула. Отражение луны разорвалось, и куски его поплыли к траве.
Мимо идут женщины и девушки с кувшинами. Длинные белые платки свисают косо на зеленый бархат или на густой красный шелк одежды. Издали они похожи на головки сахара или бутылки шампанского. Фигуры, зигзагами отражаясь в воде, удаляются за гору.
Утром у источника стирка. Весело болтают женщины. На каменных плитах молодые, энергичные ноги топчут намыленные рубахи, полотенца, и розовые пятки ритмично выплясывают «чечетку» на груде белья, переворачивая ее на ходу».
Дагестан влюбил художника в себя: «…Захватывает и влечет необычайная красота и величие этих мест. Она овладевает тобой, заставляет искать все новые и новые места, и всякий раз как бы заново открываешь мир первозданной красоты…»
Цигаль, мастер книжной иллюстрации, также создал рисунки к произведениям Р. Гамзатова «Зарема», Р. Рашидова «К нам в аул мороз пришел», «Лудильщик Кичи».
За серию произведений «В Дагестане» Виктор Цигаль был удостоен серебряной медали Академии художеств СССР.
Любовь к Дагестану унаследовал и его сын, тоже художник, Сергей Цигаль. Приглашая друзей присоединиться к его путешествию, он так рекламирует нашу республику: «Дагестан! Горы и горцы, коньяк и чай, керамика и кинжалы… Мой отец, замечательный художник, ездил в Дагестан много раз, работал и, конечно влюбился в этот край. Помню, как ребенком я позировал ему лежа с книгой на полу, изображая мальчика из горного селения. Знаменитая балхарская керамика и кубачинские кинжалы по сей день хранятся в семье. Удивительные многоуровневые строения и узкие улочки, всадники, лошади и ослики живут в этюдах на стенах».
Произведения В. Цигаля сегодня находятся в собраниях музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Киевском и многих других мировых музеях.