четверг, 28 марта 2024
6+

Хочу в кукольный театр!

В детстве, когда мы с мамой приходили в театр, сцена всегда была закрыта занавесом. Занавес создавал особую атмосферу загадочности и волшебства. И за считанные секунды до начала спектакля я воображала, какой сюрприз ждет меня, когда занавес откроется, какое волшебство я сейчас увижу. Кукольный театр - символ ожидания сказки, чего-то неизвестного и интересного, а порой даже и неожиданного. О своей работе в международный День кукольника рассказывает Аминат Яхьяева, художественный руководитель - директор Дагестанского государственного театра кукол, заслуженный деятель искусств РФ.

-Трудно ли быть руководителем?

- Непросто. Ведь ты в ответе за все, что происходит в театре. Но если у тебя есть хорошая команда и каждый знает свое дело, задача значительно упрощается. У нас небольшой театр, поэтому каждый артист, помимо того что он выходит на сцену, за что-то отвечает в театре. Это сближает нас всех и делает маленькой театральной семьей.
- Почему вы выбрали именно кукольный театр?

Театр кукол – это театр, как говорится, безграничных возможностей, за это я его и люблю. Это я поняла еще 35 лет назад, когда пришла работать в этот театр. Я по образованию театральный критик. Окончила Грузинский театральный институт. Сначала работала директором, а теперь совмещаю должности директора и руководителя.

-А как началась история вашего театра?

Нашему театру уже 77 лет.  Благодаря харизме кукольного жанра, мы продолжим творческий поиск новых форм работы с детской аудиторией, с каждым новым творческим проектом подтверждая свой профессионализм, но соблюдаем и старые добрые традиции нашего театра.

-Есть ли у вас самый любимый спектакль?

Люблю все наши спектакли. И каждый раз, когда выпускаешь новый спектакль, он становится любимчиком. А вообще спектакли как дети – нельзя любить одного больше, а другого меньше.

-У Ганса Христиана Андерсена есть сказка, которая называется «Директор кукольного театра». Вы, возможно, с ней знакомы. Там рассказывается, что директор очень хотел оживить своих кукол, но когда случилось волшебство и они ожили, директор понял, что он был не прав. Как оказалось, счастливым он мог себя ощущать только со своими куклами, которых можно перевозить из города в город в своём чемодане и писать для них пьесы. А в чем ваше счастье?

Могу сказать, что, как и директор театра из андерсеновской сказки, я счастлива от того, что могу показывать детям наши спектакли. Я счастлива, когда вижу их горящие глаза и искреннюю радость.

Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть. Кто ваши актёры – исполнители ролей?

Наши актеры – выпускники разных театральных вузов. Есть у нас и ветераны кукольного театра. У нас работают уникальные актеры. Им приходится во время спектакля водить несколько кукол и говорить разными голосами. Есть и моноспектакль «Гуси-лебеди», где наша Екатерина Касабова исполняет сразу восемь ролей. Мы возили этот спектакль на Донбасс. Гастроли прошли с большим успехом в Донецке, в Горловке, в Луганске и других городах самопровозглашенных республик.
Здесь мало быть актером, надо владеть умением работать с куклой, управлять ею. В нашем театральном "университете" актеры изучают драматическое мастерство, плюс работу с куклами – кукловождение.
Актер виден зрителям, но он воспринимается не как руководящее лицо, а как отдельный персонаж.

В детских постановках взрослым мужчинам и женщинам не приходится корчить глупые рожицы на сцене и изображать из себя зайчика или мышку. Они предстают перед зрителями такими, какие они есть. Главную роль на себя берет кукла. И кстати говоря, в нашем театре начинали свою карьеру шоумены и драматические актеры братья Тимохины: Алексей и Марат, Артур Джахбаров - самый модный в русском театре артист и другие.

-Кукольный театр – это обилие разных видов кукол: верховые: тростевые, перчаточные, напольные, планшетные, марионетки, паркетные. А какими куклами на спектаклях пользуетесь вы? Какие куклы лучше воспринимают дети?

В основном мы работаем с планшетными куклами, но у нас также есть тростевые и перчаточные, паркетные и ростовые куклы. Всегда интересно соединять разные системы кукол в одном спектакле.

-А трудно ли актёрам работать с марионетками? Ведь это маленькие фигурки, которые управляются актёром-кукловодом сверху с помощью нитей?

Марионетка - одна из самых сложных кукол. Чтобы управлять марионеткой, требуется серьезные тренировка и терпение. Не каждый артист с ней справится. В то же время это очень живая и интересная кукла. Ее возможности велики. Сейчас очень сложно найти хорошего мастера по куклам.

-У вас замечательные куклы. Как Вам удаётся вдохнуть в них жизнь?! Они такие красивые, словно живые. Есть ли у вас интерактивные спектакли? Ведь в них малыши становятся непосредственными героями сказки?

Да. Современным детям это очень нравится. Тем более что в детских садах и школах все чаще используются методики развивающего интерактивного обучения. И мы стараемся идти в унисон с образовательными программами. Дети любят, когда артисты выходят в зал. Актеры и куклы и сами зрители задействованы в сценарии спектакля.

-Это немаловажно для родителей. Ваш репертуар рассчитан на детей 2-3 лет и старше. Великий писатель Гюго отмечал, что «есть два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц». Как вы покоряете сердца своих маленьких зрителей?

Добротой наших персонажей и теплым отношением к ним актеров. Мы любим наших маленьких зрителей и создаем спектакли так, чтобы им было понятно, каких персонажей они видят на сцене и что эти персонажи хотят до них донести.

- Как вы считаете, кукольный театр – это развлекательное зрелище, искусство или воспитательный процесс?

- И то, и другое, и третье. Это развлекательный процесс, потому что дети идут в театр, чтобы в первую очередь получить удовольствие. Это искусство, потому что спектакль - это синтез нескольких видов искусства сразу – это и литература, и музыка, и режиссура. И, конечно, в любом спектакле в той или иной степени присутствует воспитательный момент, в основе любого сказочного сюжета лежат размышления об общечеловеческих ценностях, о том, что такое добро и зло, что такое дружба, уважение и любовь. Дети учатся на спектаклях, как и на книгах.
И еще у нас при создан театре настоящий детский культурный центр. Мы каждую неделю собираем литературный клуб «Креатив». Дети сочиняют свои стихи, пьесы, сказки и рассказывают их в этом клубе.

- Театр - искусство отражающее жизнь. Не потому ли в вашем репертуаре есть такие классические постановки, как «Золушка», «Дюймовочка», «Алые паруса» и даже шекспировские пьесы?
-Такие постановки – прекрасный материал, чтобы показать детям сказочный прообраз жизни, поговорить с ними через спектакль о «взрослых» вещах. Вот, например « Сказка о рыбаке и рыбке» идет у нас в совершенно новом прочтении.
- Некоторые родители считают, что ребёнок, ученик начальной школы, уже перерос кукольный театр. А кукольный театр – это ведь, прежде всего, воспитание детей, основанное на традиционной русской культуре через сказку. А младшие школьники ещё читают сказки и любят их. Сейчас бытует такое мнение, что современные дети больше воспитываются сегодня в традициях анимэ и западной культуры, мало читают, больше времени проводят за компьютером. Вы являетесь проводником в мир сказки посредством кукол. Ваши спектакли можно считать частью куклотерапии?
-Я постоянно вижу, с каким интересом дети и взрослые смотрят кукольные спектакли, и советую всем почаще ходить в театр - кукольный, драматический и, конечно, музыкальный. Назовем это театротерапией.
Кукольный театр - это первая ступенька к тому, чтобы малыш научился видеть прекрасное, умел отличить добро от зла, умел сопереживать.
Приходите в театр с малышами, обогащайте их эмоциями, развивайте художественный вкус, формируйте уже сейчас характер. Здесь вы ещё раз сможете услышать весёлый смех ребёнка, увидеть его горящие глаза, счастливую улыбку. Поверьте, малыши буду вам очень благодарны! Приводите детей в театр, чтобы снова услышать: «Хочу в кукольный театр ещё!»

 

Рубрика: 
Фото: 

Новый номер