суббота, 23 января 2021
6+

Слово о Матери и Учителе

Утро. Из-за величественной вершины двуглавого Шунудага восходит искристое солнце, щедро разливая по всей земле море тепла и света, вдыхая жизнь в похолодевшую, озябшую за ночь землю, согревая её, как мать согревает своё дитя. И начинает всё кругом сиять теплом и светом жизни.

Неиссякаемый источник жизни, любви и доброты, тепла и света на земле – мама.

И моя мама, Гаджиева Шипа Абуталибовна, подобно солнцу, сеет на планете зерна света и добра, человечности и разума.

Мама – Учитель, воплощение любви и прощения, благородства и стойкости, милосердия и самопожертвования.

Родилась она в ауле Цыйша Кулинского района через два месяца после начала Великой Отечественной войны. Безрадостным было её детство: война, лишения, жизнь с мачехой. Все тяготы жизни познала она, но не озлобилось сердце ее, и душа не очерствела.

Она была первой горянкой в ауле, получившей высшее образование.

Её педагогический стаж – 58 лет! Столько лет мама, заслуженный учитель Республики Дагестан, учит детей азам русского языка и литературы в родной школе. За самоотверженный и добросовестный труд Шипа Абуталибовна удостоена многих наград и грамот.

Но самое высокое звание и высшая награда для неё – уважение и любовь учеников, коллег, и родителей. Для многих своих учеников она стала примером преданности профессии, и после окончания школы они тоже пошли по ее стезе.

С особым почтением относятся к ней в селе и дети, и взрослые. Приходят за мудрым советом, как к учителю, как к матери. Знают: она всегда протянет руку помощи людям – и знакомым, и незнакомым. Её отзывчивое и доброе сердце не может отказать никому. Её материнское сердце принимает чужую боль и беду как свою.

 Моя мама дала жизнь нам – восьмерым детям. Она удостоена ордена «Материнская слава» 2 степени.

…Зазвенит снова на синих деревянных воротах родного дома старенький бронзовый колокольчик, и, как в детстве, подбежим мы к окошку, и радостный возглас раздастся в доме: «Мама из школы идёт!» Знакомая, родная картина, которая повторяется до сих пор. Элегантно и строго одетая, со стопкой тетрадей в руках. Она держит их у самого сердца, как драгоценный груз. На лице нет и тени усталости. Тепло и свет излучают родные глаза.

 Труд учителя не заканчивается со звонком с последнего урока. Мы в детстве любили смотреть, как мама проверяла тетради, исписанные ровным, красивым почерком. А другого почерка и не могло быть у её учеников. Ведь у неё самой почерк – словно искусный узор именитого мастера. Не изменился он за эти пятьдесят восемь лет! Такие же каллиграфические буквы с красивыми завитушками! В них отразилась её любовь к работе, к профессии учителя. Тот, кто любит свою работу, делает всё красиво, вкладывая в нее всю душу.

У истинного учителя сердце наполняется радостью за каждый успех ученика, но и маленькая ошибка воспитанника может расстроить до глубины души. Так и происходило с моей мамой, когда она проверяла работы учеников. По её лицу можно было прочитать обо всём, когда она сидела за столом, наклонившись над тетрадями, то хмуря брови, то зажигая искорками нескрываемой радости зелёные, как море, глаза. Никто не смел её тревожить. Мы, дети, знали: мама – Учитель, она работает.

Благодаря маме мы прониклись любовью к родной и русской литературе. Это она научила нас ещё в раннем детстве бережно и трепетно относиться к слову. И потому нашими друзьями с малых лет стали книги. Мы восхищались творчеством Пушкина, Лермонтова, Пабло Неруды, Низами, Фирдоуси, зачитывались повестями Бестужева-Марлинского и поэмами Полежаева.

Помню, как зимними вечерами мы с братом ходили за мамой по пятам и просили почитать нам. Да, мы сами тогда уже умели читать, но прочитанное ею казалось таким таинственным и загадочным!

 Не только для нас, для всех детей в школе был праздник, когда она приходила замещать уроки русского языка и литературы.

«Гарун бежал быстрее лани…» – эти строки врезались в нашу детскую память как жизненный урок, когда однажды мы с братом, затаив дыхание, слушали поэму М. Лермонтова «Беглец», которую читала нам мама.

Когда мама дочитала до конца, брат как-то странно притих, а через несколько секунд спросил, широко раскрыв большие черные глаза: «Мама, как же так? А почему мать своего сына Гаруна не впустила домой?»

 Мама ответила: «Он же струсил, убежал с поля сражения, предал родных, друзей, Родину, не защитил их».

 Мама не читала нотации, не давала назидания, всего этого не нужно было, был просто её пример: её поступки, отношение к работе, к ученикам, к людям, ко всему – это всё было перед нашими глазами.

 Какой же груз был на плечах моей мамы! Работа в две смены в школе, заботы домашние, восемь детей. И для каждого нужно найти время и силы, чтобы воспитать достойно. Как же других учить, чему учить, если своих не сумеешь направить на прямой путь?! Ведь учитель на селе – это не просто учитель, это эталон для жителей во всём, в быту и в работе, он особый человек, тот, кто не имеет права ошибиться, оступиться.

 Говорят, что педагоги через десять-пятнадцать лет выгорают, у них не хватает сил и вдохновения зажигать свет знания. Но эти слова не о ней, не о моей Маме-Учителе. Она не из тех, кто выгорает так рано. Она другая. Особенная. Иначе не тянулись бы к ней школьные дети, как и 50 лет тому назад, радуясь каждому её уроку, стремясь научиться азам русского языка только у неё.

 Сколько детских сердец загорелось желанием стать педагогами благодаря ей! Сколько ранимых душ излечила она ласковым словом, трепетным и добрым сердцем своим!

 Вчерашние дети, а теперь седовласые отцы, как и в школьные годы свои, вновь и вновь обращаются к маме с почтением: «Моя учительница, спасибо Вам за замечательные мгновения в моей школьной жизни, спасибо за веру в себя, за то, что учили меня вставать, когда я спотыкался».

… Однажды у китайского мудреца спросили: что такое наука? Он сказал: это знание людей. У него же спросили, что такое добродетель? Он ответил: это любовь к людям. Наука и добродетель учителя должны заключаться в беззаветной любви к ученикам, знании и умении находить подход к ним. Моя мама находила и находит силы и любовь для всех, умеет подбирать к сердцу каждого ребёнка ключик. Ученики верят ей, они любят её, они знают – учительница поддержит, подбодрит, скажет самое важное и нужное слово.

В чём же секрет? В любви к школьным детям, как к своим. В желании зажечь светильник души детской добрым светом, чтобы они, её ученики, стали выше, чище, благороднее. В теплоте душевной, которую, как солнце, щедро дарит она всем: и детям, и взрослым. И её ученики через годы проносят эту теплоту в сердце своём.

Вот и недавно ее ученик, которого 30 лет назад она выпустила в самостоятельный полёт в жизнь, встретив ее, взволнованно заговорил: «Шипа Абуталибовна, помните, как вы несли меня домой на спине, когда я поранил ногу. Как же тогда я желал, чтобы дорога домой не кончалась». Знаете, почему? Да потому что я почувствовал, будто моя покойная мама воскресла, я ощутил тепло любви материнской, вы так заботливо и нежно несли меня, как Мама, вы так ласково говорили со мной, как Мама. Я помню, как ушла тогда моя боль…Спасибо Вам за память о нежности и любви материнской! Спасибо за веру в добро!»

 

Тигрина Гаджиева

.

Новый номер