суббота, 23 января 2021
6+

В царящей тишине музея…

Зайдя в музей, люди понижают голос до шепота. Только профессионально поставленная речь экскурсовода иногда нарушает тишину. Но в царящей тишине музея, оказывается, кипит бурная работа. Об этом рассказала Салихат Расуловна Гамзатова, директор Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С.Гамзатовой, член Общественной палаты Республики Дагестан Первого созыва, заместитель председателя комиссии по культуре, национальным и межконфессиональным отношениям, заслуженный работник культуры РД.

 

«Большое видится на расстоянии»

 

  Имя  Салихат Гамзатовой часто упоминается в СМИ, но как-то больше в связи с  ее знаменитым на весь мир отцом –  Расулом Гамзатовым. А нам очень хочется рассказать о Салихат Расуловне не только как о достойной дочери своих известных родителей, но и как о жене и маме, показать, какой она замечательный человек, сильная личность и настоящий профессионал.

    Уходящий год был  юбилейным для Салихат Гамзатовой. Она отметила не только красивую дату жизни, но и 20 лет работы в музее директором. Салихат приняла эстафету у своей матери Патимат Саидовны, которая бессменно руководила Дагестанским музеем изобразительных искусств с 1964 до 2000 года. В 2001 году музею было присвоено имя Патимат Гамзатовой.

Салихат может часами рассказывать – не только историю происхождения каждого экспоната в музее, но и о разных предметах дагестанского изобразительного и прикладного искусства, которые представлены в коллекциях и на выставках в музеях мирового искусства.

С первых же слов Салихат Расуловны стало ясно, как трепетно ее отношение к истории искусства Дагестана.

–  Я работала со многими московскими музеями, где были экспонаты из дагестанских коллекций. Когда видишь кубачинские изделия, унцукульскую инкрустацию, кайтагскую вышивку, золотое шитье, многие другие работы мастеров традиционных дагестанских художественных промыслов, то понимаешь, насколько они изысканы, настоящие произведения искусства! По мнению многих известных искусствоведов у нас в стране и за рубежом, дагестанские раритеты – это вещи функциональные и вместе с тем они представляют огромный культурологический интерес. Нам эти старинные кувшины, тазы, другие предмета быта, которые передавались из поколения в поколение, кажутся обыденными, а они, по оценке искусствоведов, являются артефактами.

Салихат Гамзатова вспоминает случай, который произошел, когда она  только приступила к работе в музее.

–  Принесли интересный, необычный экспонат – сосуд из Балхара, украшенный интересной росписью. Я засомневалась в необходимости его приобретения, так как меня смутила его форма,  очень необычная для балхарской керамики. Но мы все же приобрели его. Позже оказалось, что несколько таких сосудов находятся в коллекции Российского этнографического музея. С этими сосудами был связан целый культ. Как я могла сомневаться в необходимости приобретения этого экспоната?! – недоумевает Салихат Расуловна. – Еще один интересный факт. Я говорила, что мы не ценим наши обыденные вещи. Та же балхарская игрушка. Когда я была в Царицыно, мне эти игрушки показывали с неподдельным восторгом. Как писал Сергей Есенин, «большое видится на расстоянии».