четверг, 28 марта 2024
6+

Жизнь и наследие академика Петра Захарова-Чеченца

Дитя войны

Это случилось в самом начале Кавказской войны... 15 сентября 1819 года в чеченском ауле Дади-Юрт после его штурма около мертвой матери солдаты обнаружили ребенка. Его забрали и отдали на  воспитание Захару (отсюда фамилия и отчество будущего художника) Недоносову из станицы Бороздиновской. Раннее детство этого мальчика окутано тайной. Есть легенда о пребывании маленького чеченца в монастыре, о крещении его «грозой Кавказа» генералом Алексеем Петровичем Ермоловым. Существует мнение, что именно история Петра вдохновила автора «Мцыри» М.Лермонтова. Но достоверно известно, что 25 августа 1825 двое детей, чеченец Петр и лезгин Павел, были переданы на воспитание двоюродному брату "грозы Кавказа"  А. П. Ермолова – генерал-майору Петру Николаевичу Ермолову (1787–1844), об этом записано в свидетельстве, которое хранится в фонде Ермоловых. Незадолго до этого, в январе, 30-летний герой войны 1812 года  Петр Ермолов женился на юной Анне Григорьевне Оболонской.

В переписке Петра Николаевича с матерью и сестрой за 1825–1826 годы упоминается «о Петруше и Паше». Родственники интересуются, как идет воспитание «лезгина и чеченца», посылают им «гостинцы». В ответ Петр Ермолов пишет о домашнем обучении воспитанников русскому, латинскому и немецкому языкам. Он дает такие характеристики мальчикам: «Паша лучше учится, он и всегда был старательнее, а Петруша упрям очень». В мае 1826 года Ермолов пишет в письме о какой-то болезни, которую «захватили лезгин и чеченец». Не исключено, что лезгин в результате ее и скончался, так как никаких сведений о нем больше не встречается. Легенда о том, что лезгин погиб на Кавказе, также не находит документального подтверждения.

Годы учений

С ранних лет Петруша Захаров проявлял незаурядные способности к рисованию. Наставник Петр Ермолов решил определить его на обучение в Императорскую Академию художеств. Во время коронации Николая I (22 августа 1826 года) в Москве он обратился с этой просьбой к президенту Академии А.Н.Оленину. Хлопоты по устройству воспитанника затянулись аж на 7 лет.  Несколько лет  Петр занимался в частном порядке с портретистом Волковым. Наконец благодаря содействию Общества поощрения художников его  приняли в Академию.

В конце марта 1833 года Петруша Захаров благополучно добрался из Москвы до Петербурга, остановился на съемной квартире Общества, стал обустраиваться. Опекал Петрушу в Петербурге и «присматривал» за ним А.И.Дмитриев-Мамонов, один из учредителей Общества поощрения художников.

В конце 1833 года студент  радостно сообщал в Москву о своих первых успехах. Ранние работы  его почти не сохранились. Зато сохранилось достоверное изображение Петра Захарова на рисунке однокурсника Н.Скотти «Армянин Нерсесов и чеченец Захаров» (1836, Третьяковская галерея).Этот двойной портрет основан на контрастном сопоставлении двух непохожих образов и характеров. Молодой рисовальщик Скотти умело передал индивидуальность каждого. Серьезный Нерсесов, в карих глазах которого  –армянская грусть, одет в национальном стиле (на голове каракулевая шапка характерной формы). А Захаров, живой, с улыбкой на устах, кокетливыми усиками и лучистым взглядом светлых глаз, изображен как петербуржец из художественной среды. На плечи накинут плащ, лихо заломлен на бок берет, небрежно повязан шейный платок. Туго накрахмаленный белый воротничок подчеркивает бледность лица.

Совет Академии возвел Петра Захарова в звание свободного художника 10 августа 1836 года. Но официальный документ – «аттестат» – был выдан только 4 февраля 1837 года. Началась самостоятельная жизнь «свободного художника». В письмах к воспитателю он писал, что «занимается портретами» и дает уроки рисования. Круг его заказчиков ограничивался добрыми знакомыми по Академии и их родственниками. Жить исключительно на заказы было непросто. Художник постоянно нуждался, и ему приходилось часто переезжать с квартиры на квартиру. Два года вынужден был служить в военном министерстве, выполняя рисунки военного костюма. За высокую технику и мастерство исполнения он дважды поощрялся денежным вознаграждением.

В феврале того же года Захаров обратился с прошением в Совет Академии художеств для получения  звания академика. Однако резкое ухудшение здоровья заставило его сменить «гнилой» петербургский климат. Надежда, что его после Академии отправят в Италию, тоже не оправдалась. Он с горечью пишет воспитателю, что в Петербурге у него нет покровителя, подобного ему.

Горькое счастье

Промыкавшись в столице до 1842 г., больной чахоткой, он все же переезжает в Москву, надеясь в доме покровителя найти хоть «кусок хлеба да покой». Начался весьма плодотворный московский период творчества художника и рисовальщика. Через год в возрасте 27 лет  он получил долгожданное звание академика за «Портрет А.П.Ермолова» (1843, Третьяковская галерея). После смерти П.Н.Ермолова большая семья Постниковых стала родной для художника. Он женился в 1846 г. на Александре Постниковой. Но горькое  семейное счастье художника длилось всего полгода.  Молодые люди  умерли  от чахотки в том же 1846 году с разницей в два месяца. Художнику было 30 лет.

В наследии Захарова-Чеченца исследователи насчитывают около 100 работ. Многие из них утеряны и сохранились лишь упоминания в справочниках. Об авторстве некоторых работ идут споры. Например, о портрете М.Ю. Лермонтова. Противники авторство Захарова ссылаются на то, что в то время было несколько художников с фамилией Захаров. Хотя в XIX веке авторство Чеченца не подвергалось сомнению. Вот что об этом портрете писал тогда же издатель Илья Глазунов, выпустивший красивое издание «Песни про купца Калашникова»: «К настоящему изданию мы прилагаем новый портрет М.Ю. Лермонтова, отличающийся особенным сходством, как утверждают лица, близко знавшие покойного поэта. Портрет этот гравирован в Лейпциге... Подлинник, с которого сделана была фотография, писан для родственника Лермонтова г. Столыпина художником Захаровым вскоре после выхода М.Ю. Лермонтова из юнкерской школы».

Очень живописен «Портрет неизвестной дамы с детьми» (1840, частное собрание; местонахождение неизвестно),  который приносили на экспертизу в Третьяковскую галерею в 2005 году. В диссертации Т.А. Мазаевой этот портрет включен в список подлинных произведений мастера и определен как изображение А.Г. Ермоловой (жены воспитателя художника) с детьми.

Картина представляет собой семейный портрет в интерьере. Забавно передана игра мальчика, который держит привязанную за нитку бумажку, и кошки, притаившейся под креслом матушки. Старшая девочка жмется к матери. Художник уделяет большое внимание текстуре предметов – дерева на кресле, мягкой ворсистости бархатной обивки, блеску упругого шелка на платьях и лентах, прозрачной тонкости кружева. Картина подписана так: «Захаров Дадаюртский».

Шедевры и музеи...

Многие портреты Петра Захарова-Чеченца хранятся в Третьяковской галерее. Однажды коллекционер П.М. Третьяков получил предложение от литератора Е.Корша – купить «Портрет Т.Н. Грановского» (1845, Третьяковская галерея). Работа принадлежит к подлинным шедеврам кисти Петра Захарова и является одной из истинных жемчужин коллекции музея. Художник, безусловно, находился под обаянием личности известного историка.

Тимофей Николаевич Грановский – личность легендарная. Талантливый историк и яркий лектор, он также получил известность как видный общественный деятель Его эмоциональные лекции по истории средневековья были чрезвычайно популярны. По свидетельству современников, он был одним из самых любимых наставников студентов и московской молодежи.

 Тридцатидвухлетний ученый представлен в расцвете сил и творческой деятельности. Портрет прекрасно дополняет характеристику, данную ему современником: «Огромная начитанность, изумительная память, тонкая образованность и вкус, наконец, самая наружность, верно передававшая его лучшие внутренние качества, все это вместе делало Грановского одним из самых значительных и влиятельных лиц и в университете, и в образованном московском обществе».

Наследие Петра Захарова привлекло внимание еще одного московского собирателя – Ивана Цветкова. Он приобрел целую папку с рисунками, исполненными художником в технике итальянского карандаша. После смерти коллекционера его собрание по завещанию было передано в 1925 году в Третьяковскую галерею.

Один портрет из его собрания, получивший первоначально название «Чеченец», позднее – «Чеченец в бурке», по легенде, был куплен прежним владельцем в 1849 году у старьевщика Губермана-младшего всего за 50 рублей. Последнее определение этой работы как автопортрета встречалось и до сих пор встречается в популярных публикациях о художнике. Но в год его написания Петру Захарову было около 27 лет, а на полотне представлен мужчина зрелых лет с пышными усами.

Один из шедевров Захарова –  «Портрет детей Ермоловых» (1839). Со дня написания это произведение хранилось в семье Ермоловых, но в 1928 году наследница семьи москвичка М.Н. Ермолова продала его  в музей.

Портрет детей Петра Николаевича Ермолова -  жанровая сценка. Под сенью дуба за варкой варенья представлены дети «благодетеля» художника. Кукла брошена на землю. Одна из девочек уже лакомится. Этот мир семейного счастья и братского взаимопонимания был близок художнику, ведь он сам в детстве был частью этого мира. 

Многие портреты Захарова хранятся в престижных музеях, частных коллекциях. В 1962–1963 годах по решению правительства ряд произведений Петра Захарова  были переданы в открывшийся Музей изобразительных искусств Чечено-Ингушской АССР. На данный момент все они считаются пропавшими во время военных действий в Чечне в начале 1990-х годов. Хочется верить, что работы кисти Петра Захарова не канули в лету и еще найдутся.

Огромное спасибо тем, кто кропотливо работает над изучением жизни и творчества великого портретиста, у которого не осталось потомков, чтобы заботиться о его наследии. Первым биографом Захарова стал сотрудник Грозненского музея изобразительных искусств, кандидат искусствоведения Николай Шабанович Шабаньянц. В конце ХХ в. С.С.Тарасов и М.Х. Вахаев написали киноповесть «Захар из чеченцев», посвященную рассказу о дружбе чеченского художника Петра Захарова и М.Ю. Лермонтова, в которой, естественно, много художественного вымысла. Искусствовед Т.Мазаева  в  диссертации восстановила многие пробелы в биографии и творчестве Захарова-Чеченца.  В 2013 г. вышло большое исследование председателя Союза писателей Чеченской Республики Канта Ибрагимова «Академик Петр Захаров». Сотрудник ИНИОН РАН  М.Х.Шахбиева внесла и вносит огромный вклад в возвращение имени Захарова, она  нашла его могилу на Ваганьковском кладбище, развеяла многие мифы и по сей день делает многое для восстановления исторической правды.

Материал подготовила  Гульнара Асадулаева

Новый номер