Какая замечательная профессия – актриса!

На изображении может находиться: текст

 

 

Гюльниса Агаева всю свою сознательную жизнь посвятила служению театру. Актриса рассказала нам о том, что повлияло на ее выбор профессии, а также о том, какие стереотипы о театре она считает надуманными, что приятно абсолютно любому актеру. Высказалась о тех, кто не выключает телефон во время спектакля, разделила театральных зрителей на три категории… В общем, она рассказала нам обо всем, что касается ее театра. 

 

Виолетта РАТЕНКОВА

 

Гульниса Агаева родилась в селе Хучни. С детства играла на  школьной сцене,  а после окончания школы поступила в махачкалинское культпросветучилище, на отделение режиссуры и актерского мастерства.

– Если честно, то отец меня привез в Махачкалу поступать в культпросвет на библиотечное отделение, но там уже не было мест, и я была зачислена на актерское, чему несказанно обрадовалась.

 И вот, уже набравшись знаний, изучив основы театрального искусства, с дипломом в руках Гульниса вернулась в родное село. Ее там ждали и сразу же назначили заведующей Дома культуры автоклуба. Молодой специалист Гульниса организовала там самодеятельный театр. Ставили и играли все – от классики до водевиля. Участвовали во многих конкурсах и в республиканских культурных мероприятиях, завоевывали дипломы и грамоты, и вскоре самодеятельный кружок обрел статус Народного театра.

В жизни так бывает, что ради семьи приходится – иногда на время, а иногда и навсегда – оставить любимое дело, интересную работу. Так и Гульниса – вышла замуж и переехала в Махачкалу, где жил и работал ее супруг. Шли годы. За это время у Гульнисы родилось трое детей – две дочери и сын. Неунывающая женщина занималась домом, детьми и о продолжении актерской карьеры даже не думала, хотя где-то в глубине души лелеяла мечту о сцене. Но тут в дело вступил его величество случай, который в одночасье меняет нашу жизнь…

В 2002-м году Гульнисе, говоря словами главного героя фильма «Крестный отец», сделали предложение, от которого она не могла отказаться, и Гульниса с детьми и мужем переехала в Дербент.

– Я вернулась на сцену… Ведь разговоры о призвании – это не просто слова! Так и я всегда чувствовала, даже знала, что именно театр – моя судьба, мое предназначение, и я, в принципе, всегда была верна себе.

В Табасаранский драматический театр наша героиня пришла уже сложившейся актрисой со своим творческим почерком – годы работы на сцене Народного театра дали ей многое. С первого же выхода на сцену Гульниса Агаева покорила зрителей.

– Это же счастье – заниматься тем, что ты любишь, да еще и радовать этим людей. Мне нравится, когда меня узнают, вспоминают мои первые роли, делятся своими впечатлениями, эмоциями. Трогает, когда говорят спасибо и дарят цветы. Это так здорово! А вот цветы – все-все-все без исключения актеры их любят! А мои самые любимые цветы – это те, которые без повода и невзначай…

Гульниса Агаева сумела завоевать признание не только публики, но и всего коллектива Табасаранского театра своим сценическим обаянием и органичным вживанием в образ.

– Я всеядна, – смеется актриса. – Все жанры люблю, но, признаюсь честно, все же есть самый любимый – детские постановки. Дети – это такой благодарный зритель! Искренний, открытый, эмоциональный – в общем, живой, настоящий. Они отдают тебе столько энергии, что потом уже можно не ходить, а порхать.

Рассказала Гульниса и о своих любимых ролях: трагическая Умганат в спектакле «Звездочет», опустошенная Удрида в одноименной пьесе.

А еще театралы помнят женственную, полную жизнелюбия, юмора и тонкой, веселой хитрости, неунывающую Джумайсат в комедии «Молла Насретдин». В достаточно сложном комедийном жанре Гульниса Агаева чувствует себя легко и органично.

– О престиже я не думаю, но чего-то большего мне все-таки хочется. В нашей профессии примерно первые три года – состояние полной эйфории! Просто полет, горящие глаза, восторг и радость… Примерно к пятому году работы постепенно заползает осознание, что ты все-таки не летишь… Роли не те, амбиции еще кипят, приходят молодые актеры – «новая кровь»,  такая же горячая, как и у тебя лет 15 назад… Годам к десяти творческой работы ты уже абсолютный реалист – все знаешь и все понимаешь… Ты уже дошел до нового этапа осмысления и принятия. Именно принятия!

 Будучи прекрасной актрисой, Гульниса – легкая в общении, доброжелательная женщина с тонким чувством юмора. Такие качества достаточно редки для служительниц Мельпомены…

Мне очень понравилась данная ею классификация зрителей.

– Это исключительно мое субъективное ощущение. Есть три ярких типа зрителей. Первый – те, кого заставили пойти в театр. Так и сказали – надо! Это самые шумные, невнимательные и пассивные зрители. Но нам они интересны! Наша сверхзадача – взять и перевернуть их сознание о скучности театра, превратить их поход в театр в настоящее приключение и отличное времяпровождение. Второй тип – тусовщики. Сейчас же модно проводить культурно время, вот они и ходят в театр, чтобы потом где-нибудь в компании поддержать беседу, блеснуть знанием национальной драматургии. Им что ни покажи – они похвалят, вознесут до небес… От них своя польза –реклама и PR. А третий тип – настоящие театралы. Это те, кто разбирается в искусстве, глубоко чувствует его и трепетно к нему относится. Они знают не только актеров, но и режиссеров. Они радуются нашим победам и сопереживают просчетам и неудачам. С таким зрителем очень интересно и полезно поговорить, обсудить спектакль, выслушать мнение.

Сегодня в каждом театре в начале спектакля делается предупреждение, чтобы были отключены или поставлены на бесшумный режим средства мобильной связи. Это не каприз и не приказ. Это нужно для того, чтобы не разрушить ту душевную атмосферу, которую с таким трудом стараются создать в зале актеры. Гульниса, как все ее коллеги, очень огорчается, когда слышит во время спектакля телефонный звонок.

– Этот звук телефона говорит о неуважении к актерам, к другим зрителям. Он не то чтобы ломает ритм спектакля, он как бы сигнализирует актеру, что людям нет никакого дела до происходящего на сцене. Конечно, мы понимаем, разные бывают жизненные ситуации… Но, должна заметить, в последние годы театральная публика изменилась в лучшую сторону.

На сцене актер должен быть ярким и органичным. Гульнису, наверное, можно сравнить с Кларой Румяновой – такая же миниатюрная и изящная, веселая и обаятельная. Этот заряд позитива у нее и на сцене, и в жизни.  

– Я каждый день с удовольствием иду на работу, жду встречи с коллегами, заряжаюсь в театре творческой энергией, ощущаю приятную усталость, сгораю от чувств и эмоций на сцене и понимаю, какая замечательная профессия – актриса!делится с нами заслуженная артистка Дагестана Гульниса Агаева.