120 лет назад, 21 марта 1897 года, в дагестанском селе Чох родился известный аварский художник Халил-бек Мусаясул. Кисть мастера увековечила красоту родного Дагестана - "страны последних рыцарей", ее природы и людей. Один из любимых жанров художника - женский портрет. Мусаясул создал галерею замечательных образов своих соотечественниц горянок.
После окончания первого курса Тифлиского училища изящных искусств в 1913 году талантивого дагестанского студента направляют в Мюнхенскую художественную академию живописи. Однако с началом первой мировой войны Халилбек, прервав учёбу, возвращается домой и с 1914 по 1921 годы живет и работает на родине. Первый литературный журнал Дагестана «Танг-Чолпан» («Утренняя звезда»), издававшийся в Темир-Хан-Шуре с 1917 г., молодой художник иллюстрирует совместно с известным живописцем Е. Лансере. Решением Комиссариата народного просвещения Дагестана от 28 марта 1920 г. художник Х. Мусаясул был назначен заведующим отделом внешкольного образования и искусства.
В 1919 году во Владикавказе прошла первая выставка картин Халилбека Мусаясул.
Продолжив образование в Мюнхене и окончив Мюнхенскую академию, X. Мусаясул принимает предложение стажироваться в художественных центрах Европы. Здесь его популярность растет, работы выставляются в лучших музеях и картинных галереях Парижа, Мюнхена, Мадрида и др. Он много ездит по странам Ближнего Востока, работает в Испании, Италии, Швейцарии.
В Германии в 1940 г. Х. Мусаясул женился на баронессе Мелани Оливии Юлии фон Нагель. Она стала его Музой. Ее образ ярко отразился в живописи художника: удлиненный овал лица с большими грустными глазами угадывается в портретах многих женщин с его полотен.
Вторая мировая война застала художника в Мюнхене. Здесь X. Мусаясул проявил себя как выдающийся гуманист. Благодаря Халилбеку и его сподвижникам через Международный Красный Крест из фашистских лагерей были освобождены тысячи военнопленных.
После войны X. Мусаясул и Мелани переехали в США и поселились в Нью-Йорке, где развернули работу среди интернированных из Германии горцев-белоэмигрантов, продолжали оказывать всемерную помощь освободившимся из нацистских лагерей.
В послевоенные годы художник много работал, выставлялся в Нью-Йоркских музеях.
Ушёл из жизни в 1949 году, похоронен в г. Бетлехем штата Коннектикут.
После смерти мужа Мелани Мусаясул приняла монашество и под именем Матери Джером служила настоятельницей монастыря под Нью-Йорком. Летом 1990 года по приглашению Мелани в столицу США ездили братья Мусаевы, племянники художника, и привезли оттуда картины, дневники, письма, фоторепродукции. Согласно последней воле художника Мелани передала некоторые его работы в дар дагестанскому народу. На родине была переведена и издана его автобиографическая книга «Страна последних рыцарей».
Работы Мусаясул хранятся в Метрополитен – музее (США), в ДМИИ им. П.Гамзатовой в Махачкале, в ДГОМ им. А.Тахо Годи (Махачкала), семейном архиве и частных собраниях Германии, Грузии и США.
В знак признания вклада Х. Мусаясула в мировую культуру слепки рук живописца выставлены в Метрополитен-музее. Кроме него, из деятелей российской культуры этой чести удостоен только Сергей Рахманинов.