С любовью к музыке и к вам. Ирина Нахтигаль

На данном изображении может находиться: 1 человек, текст

В этом году отмечает свое 75-летие  Дагестанская государственная  филармония.И ее художественный руководитель, заслуженный деятель искусств РД Ирина Нахтигаль рассказывает нам о концертной и просветительской деятельности этого учреждения культуры, а еще и о своей жизни, которую она бескорыстно посвятила служению музыке.

Ирина Германовна Нахтигаль, кстати сказать, отмечает не только юбилей дагестанской филармонии, но и 20-летие художественного руководства филармонией.

 Ирина Германовна, расскажите, какая сегодня филармония?

Многие думают, что филармония – это концерты, спектакли и выставки.На самом деле, это организация, которая занимается развитием и пропагандой профессионального музыкального искусства. Мы, по возможности, возродили работу филармонии, и сегодня любители музыки посещают наши концерты, фестивали, гастрольные выступления известных музыкантов с мировыми именами также, как и в годы своей молодости, вспоминая лишь, каким же красивым было тогда здание нашей филармонии, зал которой обладает волшебной акустикой.Здание было построено еще в ХIХ веке. В разные годы там располагались конюшни, цеха,  складские помещения и даже заседало городское собрание.Дагестанская филармония, созданная на базе концертного бюро в 1944 году, переехала сюда в 1950-е годы.

– Вопрос о судьбе здания филармонии возникает постоянно. В СМИ и соцсетях регулярно пишут о том, что его не хотят ремонтировать. Может быть, снести хотят?

– Надеюсь, мы сможем сохранить его. В каком виде оно будет, какое решение найдут профессионалы, смогут ли восстановить – я затрудняюсь ответить. Но сегодня находиться в здании просто опасно: между этажами ветхие деревянные перекрытия, которые могут рухнуть в любой момент.Нет гримерок, нет буфета, нормального гардероба и прочих важных вещей для артистов и зрителей. Само здание не ремонтировалось  несколько десятков лет.

Несмотря на то, что это дорогостоящий проект, и силами республики его реализовать трудно,  министр культуры РД ЗаремаБутаева работает над этим вопросом. 

Хочется, чтобы обновленное здание сохранило исторический облик, а внутри было современным, с таким же совершенным акустически залом.

– Где же вы ютитесь сегодня?

– Пока мы работаем в двухэтажном административном здании, которое отстроили на территории отреставрированной летней площадки филармонии.

В теплое время года концерты проходят там. Мы выступаем и на сцене Кумыкского музыкально-драматического театра, за что я премного благодарна его руководству. Мы уже«обыграли» этот зал, несмотря на то, что  там много мягких кресел, а они, как известно, поглощают звук. 

В 1999 году Вас назначили художественным руководителем филармонии. Какой Вам досталась филармония 20 лет назад?

– Тогда серьезных музыкальных событий было немного. Может быть, ко времени не пришлись. Вообще, в тот год произошло много знаковых, переломных во всех сферах событий.Одно нападение международных террористов чего стоит!Но мы победили, сохранили наш дом –Дагестан– в составе России. Мы выстояли и начали возрождаться.  Отношение к культуре, в том числе и к нашему жанру, стало существенно меняться.

– Расскажите, как случилось, что Вы связали жизнь с музыкой?

–Я окончила Каспийскую музыкальную школу, затем Дагестанское музыкальное училище им. Г. Гасанова. Потом была Санкт-Петербургская консерватория; по окончании теоретико-композиторского отделения по специальности «Музыковедение»я вернулась в Дагестан. С 1979 года преподавала теорию музыки в нашем музучилище, а в 1985 году  меня пригласили работать и лектором-музыковедом в Дагестанскую государственную филармонию.

 Мне эта работа очень понравилась, хотя я никогда не думала, что буду работать в концертной организации и выступать на сцене с лекциями. В те годы музыкальный лекторий был активней – давали по 15 концертов в месяц. 

На данном изображении может находиться: 3 человека, люди стоят

– Про взрослых завсегдатаев концертов камерной музыки все понятно, а когда Вы выезжаете к школьникам и студентам с Вашим лекторием, как Вам удается держать зал?

– Работа  наша состоит в том, чтобы донести академическое музыкальное искусство до слушателей, научить их понимать его.  Чтобы  привить хороший вкус, нужно с детства развивать чувство прекрасного. Комментируя звучащие со сцены бессмертные классические произведения, я объясняю, как правильно слушать музыку, как ее прочувствовать.

Какие коллективы работают сегодня в филармонии?

–У нас работают: камерный оркестр под управлением Зарифы Абдуллаевой, заслуженной артистки России;эстрадно-духовой оркестр, которым руководит народный артист РД Магомед Абакаров;  музыкальный лекторий, где работают вокалисты академического жанра; инструментальный коллектив «Макам»; этно-джазовый ансамбль; вокальные ансамбли «Эридан» и «Джислам»; балет «Адемос», а также большая группа вокалистов-исполнителей народных и эстрадных произведений.

Вы реализуете большое количество проектов, работаете с местными и приезжими артистами. Какие проекты, на Ваш взгляд,  наиболее удачны и популярны?

–Один из первых таких проектов существует с 2000 года.Это Фестиваль юных исполнителей «Наши надежды», где мы даем возможность детям выступить на сцене с камерным оркестром.

За эти 19 лет многие дети, которые становились победителями в этом конкурсе-фестивале, повзрослев, поступали в ведущие музыкальные вузы страны – в Москве, Петербурге, Саратове, Ростове, Астрахани, а также за рубежом.

Так органично родился новый проект«Студенты консерваторий России на сцене Дагестанской филармонии». Серии концертов в рамках этого проекта были просто потрясающие! Молодые дагестанцы, учащиеся разных консерваторий, уже здесь объединялись, создавали ансамбли, готовили сложные произведения; они собирали полные залы в Махачкале, гастролировали по России.

В 2008 году мы запустили еще один крупный проект, международный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи». Потом родился фестиваль духовых оркестров «Дагестанские фанфары»; реализовали и проект-форум современной музыки «Творческие пересечения».

На протяжении многих лет мы даем благотворительные концерты для детей-сирот и инвалидов. Одновременно у нас ведется образовательный проект «Протяни ребенку руки»в Республиканском социально-реабилитационном центре. Каждую неделю музыканты занимаются с ребятишками, придумывают для них развивающие задания. Мы реализуем его на средства президентского гранта.

Что для Вас важнее – художественная ценность концерта или его финансовый успех?

На данном изображении может находиться: 1 человек, стоит

–Было бы идеально, если бы эти составляющие совпадали.Конечно, художественная ценность! О финансовом успехе говорить не приходится. Мы понимаем, что заламывать цены на билеты не можем, и учитываем не только интересы наших слушателей, но и их финансовые возможности. Продаем билеты на детские концерты по 100 рублей; на взрослые – от 200 до 500 рублей.

– Выдаете ли Вы абонементы на серии концертов, ведь это тоже форма привлечения зрителей?

– Выпустить и реализовать абонементы можно, когда есть  возможность на год спланировать сезон. Нам это несложно, но зрители не всегда могут посещать концерты по расписанию. Однако для людей старшего поколения слово абонемент звучит как манок, услышав его, они впадают в состояние ностальгии. И потому мы возродили систему абонементов.

– Какой он, сегодняшний слушатель филармонии?

– У нас в Махачкале очень теплый зритель. Раньше слушатели ходили не только на «артиста», но и  на его программу, ведь музыкант сегодня играет Баха, завтра –Бетховена, Шопена и т.д. В последние годы, как мне кажется,  восприятие академических концертовнесколько искажено. Но я все равно  люблю этого зрителя, преклоняюсь перед теми, кто приходит к нам в зал. Каждое выступление – это новый мир, новые ощущения. Классическая музыка, к счастью, становится все более востребованной, о чем свидетельствуют полные залы филармонии.

– К нам приезжали звезды мировой величины. Какие впечатления у них о нашем зрителе?

–Когда к нам приезжают исполнители из других регионов России, они удивляются, что у нас так развита академическая музыкальная культура. Иногда наши гости выражают готовность работать здесь регулярно.

 К нам часто приезжает на гастроли скрипач и дирижер Юрий Медянник, которого мы видим в проекте ТВ «Синяя птица», Владислав Вальс, Олег Полянский. Мы открыли яркого исполнителя Марио-Али Дюранд-Сутуева, который начал свою карьеру на сцене  Даггосфилармонии. Марио-Али здесь дал свой первый концерт в составе «Пьяцолло квартета».

– Вы не задумывались над тем, что Ваша фамилияНахтигаль, которая переводится с немецкого как «соловей», в чем-то определила Вашу судьбу?

–Возможно. Фамилия Нахтигаль досталась мне от моего отца. Я наполовину немка, а мама у меня русская.

Хвала Всевышнему, жива моя мама, ей в этом году исполнилось 90 лет. У меня самой две дочери и три внука.

Семь лет назад умер мой муж и коллега Владимир Ротте, который был всегда рядом со мной. Познакомились мы в филармонии, и поженились.

Вклад Володи в музыкальную культуру республики и в работу Даггосфилармонии трудно переоценить. Во многом благодаря ему наша филармония выстояла и не закрылась в 90-е. Он работал администратором и дизайнером, делал афиши, ухаживал за нашим великолепным клавесином«Стейнвей»,настраивал его.

Моя судьба, моя жизнь – это не только работа, но и семья, за которую я, как и всякая женщина, несу ответственность перед моими родными. Считаю ли я себя счастливым человеком? Думаю, да, я счастливый человек, потому что все, в чем вижу счастье, у меня есть! 

Может быть, поэтому я завершаю своивыступления словами: «С любовью к музыке и к вам. Ирина Нахтигаль.

На данном изображении может находиться: один или несколько человек, люди стоят, свадьба и текст

Рубрика: 

Свежий номер

Партнеры