В истоках – нравственная сила...

На изображении может находиться: текст

 

 

В  непростой, отягощенной проблемами жизни трудно найти островок… нет, не благополучия, а душевного умиротворения, попав куда как будто сбрасываешь с себя непосильный груз, ощущая рядом людей, сохранивших в себе, казалось бы, утерянные в наш прагматичный век чистоту,  доброту, душевность. И обращаясь к историческому прошлому своего народа, осознаешь его мудрость, дальновидность, зоркость …

Какую ни возьми дагестанскую семью – это обязательно увлекательный рассказ о прошлом близких, родных, которыми гордится род, тухум. На них равняются и новые поколения. Так дальше и строится жизнь, обрастая добрыми делами, пополняясь личностями, прославляющими горный край. Так было всегда.

К счастью, еще сохранились островки старого уклада, привычного образа жизни, где живут просто, уравновешивая зло добром: выращивая хлеб, строя жилища, создавая семьи, укрепляя завещанные предками родовые традиции и обычаи, сохраняя ремесла, самобытное искусство, – все то, из чего складывается идентичность малых и больших народов.


Вот и род Шарабудина Ахмедовича Гереева корнями уходит в те далекие времена, когда горцы,  ощущая неистребимую любовь к родной земле, вершили судьбы чужеземных завоевателей, выигрывая не числом, а умением в сражениях с многочисленным врагом.

Корни знаменитого рода Гереевых – в селе Куппа Левашинского района, а сам он родился в Хасавюрте. Здесь рос, учился, создал семью, здесь родились его дети. Немногословный, сдержанный, он к слову относится бережно, взвешивая и осмысляя все, что говорит.

Депутат горсобрания, заместитель главы городской администрации, курирующий промышленность, Шарабудин Ахмедович зарекомендовал себя как активист, был выдвинут по партийным спискам партии «Единая Россия» депутатом Народного Собрания РД.

– Я воспринял депутатство как доверие ко мне моих земляков, интересы которых я должен выражать на законодательном уровне, – говорит он.

С гордостью за  свой народ вспоминает Шарабудин 1999-й год.

– Тогда каждый дагестанец был готов защитить свою родину от наемников. Вместе воевали все народности Дагестана. Среди них были и чеченцы, поднявшие оружие против бандформирований, для которых не существует понятия «Родина».

– Знаете, наше село Куппа славится скорняками, это мастеровые люди, которые запросто и дом построят, и сад посадят, и папаху сошьют. Мои земляки никогда не оставались без куска хлеба. Они выживали благодаря горской смекалке, трудолюбию и упорству,– задумчиво говорит Шарапудин Ахмедович, возвращаясь к истокам – знаменитым дагестанским селам, удивлявшим земляков атлетами, похожими на нартов из древнего эпоса кавказских народов.

 – Так, эпос донес до современников не сказку, а быль? – удивляюсь я.– И в горах жили такие же могучие, как скалы, люди-великаны? От них и передалась мощь и сила их потомкам!

 Шарабудин Ахмедович, рассказывая, опирается на исторические параллели, характеризующие основные черты горских народов с их особой ментальностью. По его мнению, образ жизни наших предков определил силу горского духа, открытость, щедрость, простоту и доверчивость людей, традиционно живущих в условиях суровой природы, требующей тяжелого труда даже сегодня, когда используется современная техника.

С теплом вспоминает Шарабудин Ахмедович о прошлом, о семье.

– Мы жили в ладу. А знаете, как это важно, когда ты, где бы ни был, стремишься к родному очагу, где тебя ждет большая семья, тепло, веселье, радушная встреча. Все так и было – гостеприимный дом, гости, родственники, наполнявшие дом жизнерадостным настроением, смехом.

Шарабудин Ахмедович не жалел сил, чтобы семья жила в достатке, а дети могли получить образование.

– Работы никогда не боялся. Я мастер спорта по вольной борьбе, воспитал несколько олимпийских чемпионов.. – Даже директором рынка работал, и на консервном заводе получил практику, работал в городском Энергоконтроле. В общем, пришлось пройти жизненные университеты. Сполна,– смеется он. А сначала получил образование в ДГУ по специальности «экономист».

Работа с Сайгидпашой Умахановым, главой администрации г. Хасавюрта, – отдельная тема.

 – Нас связывало не только спортивное прошлое, но и человеческие отношения, – замечает он. – Я не знаю более преданного товарища. Он мне как брат, родной и близкий человек.

Шарабудин Ахмедович, о чем бы ни говорил, акцент делает на семейные ценности, воспитание, которые определяют человеческие качества личности, самооценку, уважение к старшим, умение, не выпячивая свои аргументы, прислушиваться к мнению близких.

– Это – первооснова дагестанского воспитания и в семье моих родителей, и в моей семье, семьях моих близких,– повторяет он.

Шестеро братьев Гереевых – как единый организм. Мастера спорта по вольной борьбе, они и сегодня несут достойно имя своего рода. Вот и семья Шарабудина Ахмедовича – крепко стоящие на ногах люди, способные выдержать любые испытания.

 Неторопливый разговор мы ведем в доме дочери Шарабудина Ахмедовича – Салихат. Уютная квартира, кажется, наполнена душевной теплотой хозяйки. Ровный тон с детьми, внимание к отцу, мужу. Традиционная хлебосольная дагестанская семья, готовая принять гостей в любое время дня и ночи. Сама Салихат – олицетворение женщины гор. Она рассказывает о себе, как и отец, сдержанно, с достоинством. Правда, воспоминания даются ей с трудом: чуть больше года назад семья потеряла мать, Патимат. Сдерживая слезы, Салихат вспоминает все, чему ее учила мама – быть внимательной к людям, не отворачиваться от тех, чья жизнь подверглась испытаниям.

– Даже перед кончиной мама давала нам, детям, наставления – оставаться людьми, делиться последним, беречь стариков. В них наша сила, говорила она.  Оставшись без мамы, мы вдруг ощутили пустоту. Но надо было как-то поддерживать отца, который, хоть и старался виду не подавать, но очень переживал ее уход.

Дети – Вагаб, Сайха, Чакар, Патимат – педагоги, экономисты, юристы, состоявшиеся в жизни люди, члены одной крепкой и дружной семьи.

– Для моей семьи незыблемыми остаются дагестанские адаты, которыми горцы дорожили, как и своей землей. Родовые истоки дают духовную, нравственную силу, которая способна удержать молодое поколение от роковых ошибок. Если семейные корни здоровые – невозможно зомбировать молодых, и никакие экстремистские организации не в состоянии убедить их в том, что борьба за чистый ислам основывается на силе оружия, кровопролитии, что можно убивать только за то, что человек другой веры.

Шарабудин Ахмедович уверен в том, что сегодня ближневосточные  идеологи, «джихадисты» превращают  религию в политический инструмент борьбы.

– Нельзя забывать о том, что горские вольные общества, придерживаясь религиозных норм, рассматривали ислам как религию, для которой неприемлемо насилие. В ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ) попадает молодое поколение с неокрепшим сознанием, малообразованное, – считает Шарабудин Ахмедович. – Надо объяснять молодым людям вредоносность идей радикального ислама на конкретных примерах. Сегодня в республике для молодежи создаются стартовые условия, есть возможность для проявления инициативы; ведь республика испытывает дефицит молодых государственников, людей, способных строить современную экономику. Для горного края  крайне важно иметь молодежный актив, который и должен стать движущей силой общественных отношений.

Еще на что обращает внимание Ш. Гереев, – культурный геном кавказцев – наследие, доставшееся им от прошлых поколений.

 – Нам ничего не надо придумывать, – уверен он. – Поезжай в любой аул – получишь такой мощный заряд энергии, что хватит на целую жизнь. Не зря глава республики объявил 2016 год годом гор.

В рассуждениях Шарабудина Ахмедовича – правда жизни, с которой невозможно не согласиться. Он подошел к рубежу, когда зрелость, помноженная на опыт, позволяет судить о жизни. Не пытаясь дать готовые рецепты, он призывает к критическому осмыслению навязываемых молодежи чуждых представлений, далеких от традиционного ислама. Поэтому нужно усилить роль общественных организаций – женсоветов, советов старейшин, способных работать с молодежью, остужать горячие головы, переубеждать тех, кто оказался вовлечен в противоправную деятельность.


Разговор наш длился долго, но никого не утомил. В этот день за столом собралась вся семья Шарабудина Ахмедовича, пришли соседи, близкие. И каждому было что сказать, чем поделиться.

 " Мы уже подзабыли словосочетание «семейный совет», а зря. Эту традицию надо восстанавливать. Ведь где, как не на семейном совете, решать все проблемы? Семейный совет обладает мощным воспитательным эффектом: одобрение или, наоборот, порицание запоминаются надолго, закрепляется авторитет отца, матери, поручения выполняются неукоснительно".

По мнению Ш. Гереева, никакое воспитание не будет иметь силу, если родители собственным примером не доказывают, как надо относиться к жизни, материальным и духовным ценностям общества.

– Моя семья никогда не бедствовала, – говорит Шарабудин Ахмедович, – но и не стремилась к роскоши, богатству. Мы живем другими ценностями. И в этом наше преимущество…

 

Женщина Дагестана, № 11-12, 2016.

 

Рубрика: 
Фото: 

Свежий номер

Партнеры