В ритме жизни

На изображении может находиться: текст

 

 

 Альфия Ренатовна Гасанова родилась в городе Буйнакске, окончила Махачкалинское музыкальное училище им. Г. Гасанова и Ростовскую государственную консерваторию им. С. Рахманинова. Cегодня она преподает историю и теорию музыки в музыкальном училище и Республиканской школе искусств М. Кажлаева для особо одаренных детей, является заведующей отделением теории музыки, членом молодежного отделения Союза композиторов РФ СК «МолОт», членом педагогического общества К. Орфа.


– Я никогда не думала о том, что хочу стать музыкантом. Сначала я просто ходила в музыкальную школу в Буйнакске, окончила ее, не сказать, что блестяще. Уже после окончания музыкальной школы волей судьбы я познакомилась с учениками легендарного педагога – теоретика Бронислава Хононовича Левина, который на тот момент преподавал в Махачкалинском музыкальном училище. Мы приехали к нему на прослушивание, и тут случилось чудо – я влюбилась в музыку. Поступила в музыкальное училище. Тут же погрузилась в творческое пространство, где помимо технических заданий, касающихся непосредственно учебы, нам советовали, что читать, что смотреть, что слушать. Обсуждали прочитанное, увиденное. Именно в этот период у меня появилось желание связать свою жизнь с музыкой, – рассказывает нашему корреспонденту Альфия Гасанова, заведующая отделением теории музыки Махачкалинского музыкального училища.

– Как на сегодняшний день обстоят дела с музыкальным образованием в Дагестане?

– В целом неплохо, сказала бы я, музыкальные школы переполнены. Но, к сожалению, немногие дети выбирают музыку как основную профессию. Современные родители стремятся, во что бы то ни стало, дать своим детям с пеленок те навыки, которые, по их мнению, будет легко монетизировать в будущем. Они уже с раннего возраста говорят про ребенка так: «Он должен быть готов к жизни»! Но не задумываются, что мир так интенсивно изменяется, сложно угадать, какой именно навык будет полезен. А еще, родители не учитывают, что музыка имеет множество преимуществ, она быстрее развивает нейронные связи, поэтому мозг таких детей лучше приспосабливается к дальнейшему обучению, обстоятельствам жизни.  

На данном изображении может находиться: один или несколько человек и люди стоят

Работа с детьми школьного возраста сильно отличается от работы со студентами?

– Для студентов я выбираю совершенно другой подход, основанный на дружеских, доверительных отношениях. С ними у меня общая сфера интересов, общий досуг, минимальная критика, больше веры в их успех. Здесь очень важна педагогическая интуиция, чтобы вовремя расставить акценты и дать нужный совет. Они «кусаются», задают вопросы, проверяют мою компетенцию, нужно оправдать их доверие и подтвердить свой статус специалиста. Успешного специалиста.  Есть, конечно, и свои сложности.

Очень хочется, чтобы каждый родитель подружился со своим ребенком-подростком, потому что на данном этапе я часто наблюдаю реальные психологические проблемы. Мама не знает, когда начинается сессия у ребенка, папа не интересуется, какие у него друзья, не травят ли его сверстники, родители не дружат с детьми, не обнимают их на ночь, не целуют, не говорят, что они самые лучшие. Иногда доходит до такого, что спрашиваешь у студента, читали ли ему в детстве сказки перед сном, а ему не читали: родителям было некогда. И на это приходится нанизывать Чайковского, Глинку и так далее.

Есть и положительные тенденции – очень много продвинутых студентов, которые сочиняют музыку, увлекаются смежными науками, изучают тайм-менеджмент (планирование), читают качественную литературу, смотрят элитарное кино, знают, чего они хотят. Это тоже вроде неплохо, но важен баланс. Я всегда говорю, что сначала необходимо быть просто мастеровым человеком, много трудиться, отточить свой талант. Раньше можно было сказать: не будешь учиться – станешь дворником, а сейчас человек с десятью классами школы, благодаря личным качествам, самообразованию, востребованным в современном мире, зарабатывает гораздо больше банковского работника.

Мне кажется, что очень важно обсуждать со студентами актуальные проблемы, помогать им адаптироваться в обществе, читать лекции по тому же планированию, правильному питанию, проводить психологические тренинги. Ну и, помимо прочего, важно развитие педагогов, стремление к личностному росту.

Бывает такое, что Вы просто устаете, хотите все бросить?

– Да. Иногда наступает эмоциональный спад, опускаются руки. Тогда я выписываю на листе свои достижения и неудачи, стараюсь провести переоценку ценностей. В такие моменты для меня очень важно сменить обстановку, послушать оперу, погулять у моря, купить новое платье, встретиться с друзьями, которых у меня огромное множество. Друзья – это мое богатство. Например, одна из моих студенток, Рамазанова Абидат, теперь уже моя коллега, друг, работает педагогом на отделении теории музыки, это моя радость, это мои корни, это вдохновляет. Ну, и новое платье тоже, конечно, вдохновляет (улыбается). Жизнь показывает, что в основном мои студенты достигают своих целей, это интересные личности, и после окончания обучения они возвращаются ко мне выпить чашку кофе, поговорить о музыке. Они становятся моими друзьями, и многие называют уже по имени. Тогда я понимаю, что если не всё, то, по крайней мере, многое я делаю правильно.

Я знаю, что помимо педагогической деятельности вы ведете еще и большую общественную работу по популяризации искусства. Расскажите об этом.

– В этом году Рукижат Маадинова, основатель лектория @Lectorium_15, предложила проводить просветительские лекции по искусству. Собирается много креативной молодежи, это дает мне очень много сил, энергии, я собираюсь продолжать читать такие лекции. Сейчас я также работаю над своей книгой «Диалоги», которая представляет собой интересные, на мой взгляд, интервью с деятелями культуры. Но работы еще много. Я также собираюсь продолжать заниматься педагогической деятельностью, совершенствоваться в этом направлении. Трижды в год проводятся олимпиады по теоретическим дисциплинам, на которых я выступаю в качестве члена жюри, составителя заданий. Многих учащихся и учителей я уже знаю в лицо. Это большая работа, которая ведется Министерством культуры РД и Махачкалинским музыкальным училищем.

Также в этом году по инициативе художественного руководителя Даггосфилармонии Ирины Германовны Нахтигаль, в Дагестане было открыто северокавказское отделение Союза молодых композиторов РФ «МолОт», куда входят композиторы и музыковеды. Я возглавляю это отделение совместно с композитором Рашидом Бекеровым. В июне намечается культурологический форум, на который приедет множество композиторов Северного Кавказа и России. Будет замечательная возможность познакомиться, обменяться опытом.

                                                 Беседовала Мария Гаджиева

 

 

Рубрика: 

Свежий номер

Партнеры