Женщина Дагестана

Журнал для семейного чтения. Издается с 1957 г.

Там на неведомых дорожках…

 

Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?»

 

В. Маяковский

 

Как-то в кругу коллег мы заговорили о том, что современные молодые женщины не читают своим детям книжки, передоверив это занятие телевизору, всевозможным гаджетам и т.д. Каждый делился своим мнением, вспоминал, как растили мы, такие умные и правильные воспитатели, своих детей. И вроде бы совершенно бытовой разговор превратился в обсуждение серьезной и актуальной проблемы.

Но я не буду сейчас о серьезном и актуальном… Хочется о теплом и вечном…

Наверное, нет ни одного классика литературы, который бы не писал для детей. И их рассказы, сказки, пронизанные верой в добро, справедливость, красоту человека, были и остаются актуальными в деле воспитания. На первый взгляд, простые и незатейливые, они утверждают вечные и непреложные ценности жизни, мудрость ее главных законов. Воспитание души – так, наверное, можно было бы обозначить их общий пафос.

Дети очень пытливы и любопытны, они задают такие вопросы, на которые мы, взрослые, зачастую затрудняемся ответить. Но, тем не менее, на них нужно отвечать; с самого раннего детства в детях нужно развивать умение думать, и тогда они сами сумеют разобраться в хорошем и плохом.

Личный опыт, конечно, дает многое, но есть и другой, более верный, проверенный веками и подтвержденный мудрецами, – это опыт литературы. Русские классики считали литературу хранительницей нравственности и утверждали, что не литература должна учиться у жизни, а наоборот – жизнь – у литературы, потому что она как сокровищница – в ней все заповеди, в ней все идеалы, в ней все жизненные сюжеты и характеры. В ней душа народа.

…Жизнь неумолимо бежит вперед, сметая в угоду новому то, что составляет основу нашей души – душевность. Душевность… Что это? «А душу можно ль рассказать?» – задавался мучавшим его вопросом Мцыри.

Есть вещи, которые, действительно, трудно рассказать, сформулировать, но это совсем не означает, что их нет в природе…

Умение чувствовать, сочувствовать, сострадать, пожертвовать своим ради другого… Все это так не модно сегодня… Может быть, потому, что детей воспитывают гаджеты?