ЖИЗНЬ ПОСВЯТИЛА СЦЕНЕ

Беседовать с актерами достаточно сложно. Для них интервью – это, с одной стороны, повод поговорить о творчестве, с другой – еще одно напоминание о том, что время идет, что случались не только успехи, что есть что-то, о чем  иногда хочется просто забыть…

                                                                                                                                                                                                Виолетта Ратенкова

 Народная артистка Республики Дагестан, ведущая актриса  Лезгинского музыкально-драматического театра Фаризат Зейналова рассказывает о своей жизни в театре и о театре в своей жизни.

В театр она пришла не сразу, хотя с  детских лет любила народную музыку, участвовала в художественной самодеятельности, сама сочиняла стихи и пела песни на свадьбах. Тут надо упомянуть, что  почти у всех в роду Фаризат Зейналовой были от природы красивые, сильные голоса и артистические данные.

Жизнь ее шла так же, как у большинства ее сверстниц, – школа, учеба, работа…

Родилась Фаризат в селе Мискинджа Докузпаринского района. Окончив школу, она поступила в Дербентский сельскохозяйственный техникум, потом стала работать на Дербентском консервном комбинате. Но, как вспоминает Фаризат, эта работа не приносила никакой радости, душа требовала другого – ей хотелось красоты, музыки, ярких красок.

И вот в 1997 году она идет работать в Лезгинский театр и параллельно поступает учиться на актерское отделение Дербентского музыкального училища. Затем заочно оканчивает факультет культурологии Дербентского института искусств и культуры.

Первый спектакль, в котором сыграла Ф.Зейналова, – это «Играй, шарманщик!» по пьесе Валерия Зимина. В нем актриса играла образы двух девочек – Капли и Капельки. Сценический дебют оказался успешным и стал первой ступенькой в ее творческой биографии. Она не только живо и естественно играла свои роли, но и сопровождала их прекрасным пением – Фаризат Зейналова известна сегодня не только как актриса, но и как талантливая исполнительница лезгинских народных и авторских песен.

Потом были Асият в спектакле «Путь Асият» Р. Гамзатова, Заира в «Рэкетирах» М. Рустамова, Гурия любви в «Гурии бренного сада» А. Кардаша, Лаура в «Каменном госте» А. Пушкина и многие другие интересные харáктерные роли, которые отличались особой глубиной психологизма, гармонией стилистики и пластики и принесли ей любовь зрителей.

Всего в репертуаре  Фаризат Зейналовой более 50 ролей. Последние работы ее – роль Зарифы в спектакле «Ты моя мама» по пьесе татарского драматурга Батулла Турая и Илонка в спектакле «Ограбление в полночь» по пьесе сербского драматурга Мирослава Митровича. К числу ее любимых ролей относятся образы Лауры в «Каменном госте» А. Пушкина, Асият в «Горянке» Расула Гамзатова и Периханум в одноименном спектакле.

Но все-таки самая любимая роль – образ Бернарды Альбы, исполненная ею в 2004 году в спектакле «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Гарсиа Лорки. Именно за эту роль она получила звание «Заслуженный артист Республики Дагестан».

Актриса пропустила через свое сердце трагедию Бернарды Альбы и  так  вжилась в роль, что  после премьеры у нее начались серьезные  проблемы с сердцем.

По признанию актрисы, она посвятила свою жизнь сцене, и самые важные, самые интересные темы для нее – это темы искусства. Ее день наполнен работой – репетициями, спектаклями. А если общение с друзьями, то желательно поговорить о высоком – о театре, о нравственной и культурной миссии актера, о том совершенно необъяснимом духе, который царит во время хороших спектаклей.

Фаризат делится, что никогда не ввязывается в излишние споры за роли, и это дает ей состояние какой-то внутренней свободы, помогает не прогибаться, а сохранить свое Я. 

Как в каждой роли есть «зерно образа», так и в каждой творческой личности оно есть – это «зерно», внутренний стержень. Фаризат действительно обладает яркой индивидуальностью, ее трудно с кем-либо сравнить. Поэтому совершенно естественно прозвучал ее ответ на вопрос, есть ли у нее кумиры. «Мне никогда не хотелось кому-либо подражать, хотя были замечательные наставники, которые многому меня научили, которые с самого начала деятельности в театре были примером профессиональной этики, стимулом к творчесокому росту, мастерству и даже человеческому совершенствованию, – признается наша героиня. – Народные артистки России Рагимат Гаджиева, народная артистка Дагестана Дурия Рагимова, заслуженная артистка Дагестана Света Асланбекова, – нет, они не были кумирами – они были моими учителями, друзьями, просто близкими и родными людьми».

О Фаризат говорят, что у нее особая энергетика, необычный тембр голоса, неповторимая пластика, стать, которой обладали лучшие актрисы прошлого. Отмечают ее профессионализм, ответственность и содержательность личности. Наверное, именно эти качества  позволили  актрисе стать ведущей в творческом коллективе. Поклонники ее творчества  не раз  посвящали  Фаризат стихи. 

Фаризат Зейналова признается, что  многие роли прошли мимо нее, они не были ею сыграны, возможно, уже не будут сыграны никогда – так и останутся в мечтах. Как, например, образ египетской царицы Клеопатры.

 

Рубрика: 

Свежий номер

Партнеры