суббота, 03 мая 2025
6+

Во-первых, это красиво…

В Дагестане художественная гимнастика развита на достойном уровне, но не так популярна, как мужские виды спорта. Как складываются судьбы спортсменок после ухода из большого спорта? Об этом мы спросили мастера спорта по художественной гимнастике, неоднократную чемпионку России, призера многочисленных соревнований в нашей стране Зухру Алиевну Магомедову, оставившую спорт вот уже 25 лет назад, но все так же по-девичьи стройную, грациозную,  модельной, как принято говорить, внешности молодую женщину. Оставив спортивную карьеру, она избрала для себя профессию юриста и почти два десятка лет работает нотариусом Махачкалинского городского нотариального округа РД.

– Художественная гимнастика – это спорт для молодых. Спортсмены начинают заниматься в очень раннем возрасте, но и рано заканчивают. К тому же случаются травмы… Мы сами, гимнастки, ну бывших-то не бывает, как и чекистов, считаем возрастом «старости» 22 года. В основном к 16–17 годам, как и я, девочки уходят из спорта, – грустно улыбается собеседница.

– Как Вы стали мастером спорта России, пока единственным в Дагестане, и почему? Насколько нам известно, все остальные «художницы» только кандидаты в мастера спорта.

– Почему? Во-первых, это красиво! Но поняла я это, когда меня в пять с половиной лет в ДЮСШ № 3 Махачкалы, что была на улице Оскара, отвела мама – я, видимо, была гиперактивным ребенком.

– Зухра Алиевна, нетрудно догадаться по отчеству, что Ваш отец – тот самый известный врач – доктор Али Адамов, народный герой Дагестана и медийная личность. Помнится, лет 20 назад было всего два доктора у всех на слуху и на виду, в рекламных роликах на радио и на ТВ.

– Да, мой отец заслуженный врач Дагестана Али Алиевич Адамов. И говорят, что я очень похожа на отца, такая же целеустремленная, – уже веселее улыбается Зухра и продолжает. – Нас родители очень любили, но не баловали, воспитывали в строгости, требовали прилежности в учебе, приучали к порядку. Мой брат и три мои сестры учились хорошо, а я окончила школу на отлично.  Кстати, брат Аскандар – президент Федерации плавания РД. Папа много работал и сделал прекрасную карьеру в медицине, а мама, Булбуль Газиевна, работала ведущим специалистом контрольно-ревизионного отдела Минтруда и соцобеспечения. Как она все успевала, я поняла только, когда сама стала матерью. У меня ведь трое детей, но мама мне до сих пор помогает.

– Чем занимаются Ваши дети?

– Старший сын Сааду окончил РМЛ с золотой медалью и поступил в МИФИ в Москве. Он занимался плаванием, греплингом и ММА, имеет награды. Через год перевелся в МИЭД  там же, в Москве. Младший сын Магомед-Саид учится в гимназии № 13 в Махачкале, он, как и я, отличник! Занимается вольной борьбой в спорткомплексе им. Г. Ахмедова и тоже имеет награды; доченька Амира тоже учится в гимназии №13. Занимается художественной гимнастикой у моего же тренера – Галины Ивановны Карловой, кстати, мастера спорта СССР! У Амиры прекрасные физические данные, есть способности и талант, но, в отличие от меня, дочка проще относится к спорту и считает, что это не главная цель в жизни.

Я была настроена иначе. Спорт мне помог преодолеть жизненные трудности и справиться с собой, когда наша семья пережила тяжелую, невосполнимую утрату. У меня ведь было четверо детей: одна из дочерей умерла, когда ей было 12 лет, в результате тяжелой детской травмы после длительного лечения. Мы с мужем с трудом справились с этим горем…

Мой муж Руслан Саадуевич Магомедов – Генеральный директор ООО «Новые технологии». Когда я оставила спорт, поступила на юридический факультет ДГУ. Он случайно увидел меня среди других студенток – Руслан приходил в университет к брату…

 У нас интернациональный брак. Мои корни – из Кайтагского района Дагестана, а Руслан – левашинский аварец. Ну, это никогда не имело для меня значения. Главное – быть вместе и в горе, и в радости. Кстати, он и посоветовал и помог мне стать нотариусом. Для семейной женщины это подходящая работа. Мы занимаемся разными делами, в том числе и досудебным разрешением спорных наследственных дел, другими житейскими проблемами. Работа мне нравится, но я хотела быть судьей.

– В среде шоубизнеса, в сфере искусства редко бывают друзья, и семейная жизнь складывается не у всех… В художественной гимнастике тоже большая конкуренция. У Вас были подруги в спорте, было чувство команды?

– Да. Я очень дружила с одной девочкой. Она всегда плакала после соревнований из-за того, что занимала только вторые или третьи места. Я же почти всегда была призером на чемпионатах разного уровня и стояла первой на пьедестале. Это нужно иметь характер – его выработать невозможно. Нас так учила Галина Ивановна. Она была очень строга к нам и уделяла внимание только тем гимнасткам, которые действительно болели этим видом спорта и усердно тренировались. Другие обижались, но это ее не волновало. Только фанаты своего дела достигают успехов.

Гимнастика – очень конкурентный спорт. Как-то перед соревнованием я увидела, что моя подруга уже расстроена и разминается перед выходом, чуть не плача. Я выступала после нее. Она неплохо отработала свою программу, а я намеренно допустила несколько ошибок, чтобы мне дали «серебро», в надежде, что подруге достанется «золото». Наша тренер заметила, что я сыграла в поддавки и очень сильно меня за это отругала, даже наказала дополнительными тренировками, ведь призовое место завоевала спортсменка из другого региона! Моя жертва не помогла, а только навредила имиджу сборной Дагестана. Нам нелегко приходилось доказывать свое мастерство, с огромным трудом и горьким потом. Это только кажется, что ноги сами взлетают вверх, как крылья, а тело, словно без костей, изгибается, как резиновое. Мы тогда равнялись на таких знаменитых чемпионок мира, как Марина Лобач, Александра Тимошенко, Амина Зарипова, Яна Батыршина и других «художниц» школы Ирины Винер. Я до сих пор хочу с ней лично познакомиться и осуществить мечту всей жизни.

– А какая у Вас мечта?

– Я хочу открыть в Дагестане свою школу художественной гимнастики и популяризовать этот прекрасный, сугубо женский вид спорта. Даже не хочу говорить о европейских новшествах, привнесенных в художественную гимнастику, когда в соревнованиях участвуют в трико с блестками, с ярким макияжем, извините, парни.

– Вы бы посоветовали родителям девочек отдавать их на гимнастику?

– Конечно. Хочется показать, что у нас могут не только танцевать лезгинку и бороться. Художественная гимнастика как базовый вид спорта – отличный выбор для любой девочки. После трех лет занятий такой девочке открыты двери любой секции – и те же танцы, и балет, и вообще что угодно. Художественная гимнастика дает отличную физическую подготовку, помогает всю жизнь держать себя в отличной форме.

– Вместе с тем это дорогой вид спорта…

– Да, спорт высоких достижений – дорогостоящий. Тот же купальник для выступлений стоит не одну тысячу рублей. Сегодня его можно купить, а в мое время ничего почти не было. Мне мама вышивала трико бисером и блестками, а иногда покупала трикотин красивой расцветки и шила сама. Больше всего мне шло белое трико, да, меня и называли белым лебедем из-за длинной шеи, длинных рук и ног, – улыбаясь, вспоминает Зухра.

– Исходя из Вашего личного опыта, как изменилась за последние годы художественная гимнастика?

–  Гимнастика – очень динамично развивающийся вид спорта. Сейчас дети в 10 лет делают то, что мы учились делать только годам к 15.

Что изменилось? Стали цениться риски: это когда подбрасывается предмет и под ним нужно сделать минимум два оборота вокруг себя.

Риски – это очень сложно, зато в художественной гимнастике – это очень красиво!

– Художественная гимнастика – один из самых красивых, зрелищных и популярных видов спорта, и у нас всегда было особое отношение к ней.

Поэтому мы искренне желаем, чтобы осуществилась Ваша мечта и Дагестан украсила еще одна прекрасная школа грации и красоты!

 

                         

Рубрика: 

 

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)