вторник, 01 апреля 2025
6+

Когда откроются сердца…

Есть что-то неуловимое в её взгляде, глубоком, светящемся, отражающем внутренний мир. Внимательно выслушивая собеседника, она не торопится с ответом, тщательно подбирая слова, обдумывая сказанное, оценивая, казалось бы, привычное, устоявшееся…

Родовые знаки судьбы…

Но, может быть, секрет кроется в её родословной, в которой что ни имя, то история края, перипетии которой рождали тех, кто прославился особой горской закваской, сводом знаний…

Сакинат Бейдулаховна задумывается…  Для нее родовые корни – это история предков, каждый из которых так или иначе повлиял на судьбоносные времена в разные исторические периоды в Дагестане. Дед, Гаджи-Курбан Ханмагомедов, российский офицер, попав под репрессивный каток, был арестован в 37 году прошлого века, расстрелян, посмертно реабилитирован. Старший брат отца, Омар Хан-Магомедов, инженер, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Его наследники – блестящий искусствовед  Селим Хан-Магомедов и известный российский литературовед Мариэтта Чудакова. Старший брат отца, Эседулла Ханмагомедов, табасаранский писатель, соавтор табасаранского алфавита на основе кириллицы. Старшая сестра отца, Зумруд Ханмагомедова, – поэтесса, первая табасаранка, получившая высшее образование. Айдын Ханмагомедов – известный табасаранский поэт.

– В поистине уникальной семье все обладали удивительными талантами, – делится она. – Мой отец не исключение. Бейдулах Гаджикурбанович, уроженец села Кандык Хивского района, родился в семье табасаранца и лезгинки, внучки Гасана Алкадари. По отцу он внук известного землевладельца в Южном Дагестане, одного из самых влиятельных людей в Хивском районе Гаджи-Кутая. По матери он правнук историка, философа, поэта, просветителя Гасана-эфенди Алкадарского.

В свое время необыкновенная жажда знаний привела его в пединститут, славящийся подготовкой учителей для сёл республики. Его эрудиция, энциклопедические знания не могли остаться незамеченными. В пятидесятые годы по приглашению республиканского министерства образования он работал редактором литературы на табасаранском языке в Дагучпедгизе. Окончив аспирантуру при Институте языкознания АН СССР, защитил кандидатскую диссертацию. Тогда же его пригласили в НИИ педагогики имени А.Тахо-Годи в сектор родных языков, которым он заведовал и после защиты докторской диссертации.

Больше десяти лет учёный заведовал кафедрой русского и иностранных языков ДПТИ. Пятнадцать лет Бейдулах Гаджикурбанович работал в Институте языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, продолжая заниматься исследованием табасаранского языка.

– Для отца научная деятельность была делом жизни. Он исследовал природу языка. Для него родная речь была подобна чудодейственному живительному роднику.

Сакинат Бейдулаховна называет отца романтиком, вспоминает, что родители поженились «как в кино». Отец увидел маму в очередной приезд к родне в Хачмас. Восемнадцатилетняя Амина покорила его красотой и робостью, и он влюбился как мальчишка. Не остановила даже разница в возрасте – одиннадцать лет.

Сакинат Бейдулаховна, самая младшая в семье, много читала, хорошо училась в знаменитой 13-й школе с английским уклоном. Интересовалась языками, литературой, что не помешало в старших классах перейти в математический класс.

– Это было увлекательное время, – вспоминает Сакинат Бейдулаховна. – Директор школы, Николай Ильич Чинённый, был необыкновенным учителем, директором. Бывший фронтовик, он старался уделять максимальное внимание учащимся, создавал условия для учебы, привлекал  талантливых молодых педагогов, настоящих просветителей. Всё это сформировало во мне, в моих старших братьях, Имаме и Мураде, интерес к школьным предметам, дало возможность определиться с будущей профессией. Так, в последующем Имам выбрал в ДПТИ факультет водоснабжения, а Мурад окончил там же факультет виноделия. Я получила два образования – технологическое и филологическое. Мама хотела, чтобы я стала врачом, отец – филологом, занялась наукой. А я со своим знанием английского думала об инязе ДГУ. Для меня был важен профессиональный рост. Но, послушав отца, выбрала факультет «технология консервирования» ДПТИ. Нет, это не было ошибкой. На этом факультете учились такие же, как и я, будущие технологи, умные, талантливые ребята. К тому же в те годы в республике консервная промышленность считалась ведущей, и передо мной открывались радужные перспективы.

 По окончании института я получила распределение в Воронежскую область, в городок Острогожск. Я работала мастером в цеху по производству детского питания. Мне интересно было наблюдать людей с иной культурой, иным отношением к работе. Люди, работающие на этом предприятии, отличались ответственностью к своему делу. Простые, искренние, прямые, они жили обычной жизнью, рассчитывая на то, что зарабатывали. И были совершенно лишены корыстолюбивых качеств. Мне нравилась моя работа, хотя, конечно, было непривычно в 21 год руководить взрослыми людьми. Здесь я приобрела коммуникативный опыт, мне было интересно участвовать в большом деле.

 Другая жизнь

А когда вернулась домой, тоже работала какое-то время на производстве. Вышла замуж, родилась дочь. Была занята семьей. И неожиданно возникло решение получить второе высшее образование.

Сакинат Бейдулаховна поступает заочно на филологический факультет  Московского государственного педуниверситета. Через несколько лет в ее жизни начинается новый этап: она получает приглашение от заведующего кафедрой русского языка Энвера Шейхова возглавить подготовительное отделение для иностранных граждан ДГМУ.

За время работы Сакинат Бейдулаховны здесь прошли обучение более ста тридцати слушателей из Ирана, Азербайджана, Камеруна, Иордании, Афганистана, Перу, Египта, Нигерии, Палестины, Южного Судана, Зимбабве, Пакистана и многих других стран.

Она улыбается, называя свое отделение экзотическим, но родным и близким, поскольку за год обучения ребята начинают ощущать себя большой интернациональной семьей, называя своего педагога мамой.

– В этом нет ничего необычного, – замечает она, – им недостает семейного очага вдали от родины. Можно сказать, что мы не расстаёмся, и у меня нет перерыва в рабочем графике. Это моя семья, в которой я несу ответственность за всех и каждого.

Сакинат Бейдулаховна немало времени уделяет внеклассной работе. Слушатели подотделения посещают музеи, театры, принимают участие в различных конкурсах, охотно участвуют в экскурсиях. Не менее интересными для студентов являются волонтёрские поездки с концертными номерами в детские дома. Студенты подготовительного отделения также активно участвуют в традиционном фестивале «Студенческая весна».

Министерство по национальной политике и делам религий РД отметило работу С.Алкадарской почётной грамотой. В ее копилке также благодарности от Министерства по делам молодежи, нескольких университетов, Дома Дружбы, Театра поэзии.

В то же время на отделении ведётся серьезная научная работа. Иностранные студенты – постоянные участники и победители межвузовских, республиканских и международных студенческих конференций и форумов. Сакинат Бейдулаховна признается, что зачастую оказывается в цейтноте, но не тяготится этим.

 Наша героиня органична в своей деятельности – это  продолжение семейных традиций знаменитой фамилии Алкадарских, в которой сходится историческое прошлое, настоящее и будущее горного края.

                                        

Рубрика: 

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)