воскресенье, 01 сентября 2024
6+

Дагестан Анатолия Шарыпова

16 июля исполнилось бы 90 лет со дня рождения нашего коллеги Анатолия Нестеровича (16.07.1934 –  1.11.2014),  который много лет  работал в журнале «Женщина Дагестана». Замечательные иллюстрации этого талантливого разнопланового художника украшали и наше издание, и многие другие журналы и газеты. Как художник-график Дагестанского книжного издательства он оформил много книг, в том числе на дагестанских языках.

Родился А. Шарыпов в Свердловской области, в маленьком городке  Полевскóй. Окончив в 1953 г. отделение архитектуры Свердловского строительного техникума, он переехал в Махачкалу и навсегда связал свою жизнь с этим городом. Здесь Анатолий Нестерович быстро влился в круг художников, работавших в разных жанрах, среди них были известные мастера Д. Капаницын, М-К. Юнусилау, В. Горьков, Г. Конопацкая, Э. Асташев, С. Салаватов, А. Августович, В. Логачев, Х. Курбанов, К. Мирзабеков и др.

Близким другом и учителем Анатолия Нестеровича стал, как вспоминает Юрий Августович в сборнике «Был такой город», сын революционера Оскара Лещинского, тоже художник, из-за какой-то опасности для себя переехавший в Дагестан, где был когда-то арестован и расстрелян белыми его отец, соратник Ленина.

Историческая тема стала одной из главных в творчестве А.Н. Шарыпова 1970-х годов. Отличительной чертой его серии «Дагестан. 20-е годы» (1967), выполненной тушью, был особый, соответствующий духу тех лет «суровый стиль»: монументальность образов  и сдержанный, лаконичный изобразительный язык.

В этой серии графику удалось передать глубокий трагизм гражданской войны, драматизм противостояния в период революции и установления советской власти в Дагестане.

«Допрос» – жанровая картинка. В центре, широко расставив босые ноги, стоит связанный веревкой пленник в красной рубахе, очевидно, большевик. Его угрожающе окружили  вооруженные горцы с суровыми лицами в черных черкесках.

На рисунке «За власть Советов» символически представлен исторический итог этого конфликта – красноармеец в шинели и буденовке и горец в черкеске и папахе пожимают друг другу руки на фоне восходящего красного солнца – символа новой жизни. Вот рисунок «Слово правды», где красноармеец читает горцам какую-то газету или указ.

А. Шарыпов. Проводы.

Другая серия Шарыпова называется «День рождения горца» (1973). Здесь использована совсем иная техника работы. Например, на рисунке «Музыканты», выполненном в стиле примитивизма, автор показал «рождение» юного барабанщика, которому аккомпанируют опытные наставники-зурначи – получился маленький ансамбль народных инструментов.

Одна из самых популярных работ А.Н. Шарыпова из этой серии – автолитография «Борцы» (1974) – неизменно вызывает улыбку. Она была создана в период его обучения на факультете графики Московского полиграфического института. В добродушно-юмористических образах мужчин трех поколений художник воплотил национальные черты горцев: особое внимание к воспитанию мальчиков «как мужчин», чтобы они могли  постоять за себя, всеобщая любовь к спорту, культ единоборств, которыми маленькие джигиты начинают заниматься чуть ли не с младенчества.

А. Шарыпов. Борцы.

К этой серии близка литография «Акушинский танец» (1967), где автор мастерски передал необычайную энергичность и своеобразие движений этого самобытного танца.

А. Шарыпов. Акушинский танец.

А.Н. Шарыпов много иллюстрировал книги дагестанских поэтов – Фазу Алиевой, Ахмеда Джачаева, Рашида Рашидова и других, повесть К. Абукова «Я виноват, Марьям», которой мы зачитывались в юности, «Дагестанские народные сказки» (1976). Художник тонко чувствует своеобразие образов дагестанской сказки, заложенную в фольклоре народную мудрость. В его рисунках зримо проявляется то, что называют неповторимым духом народа.

Анатолий  Шарыпов  был членом Союза художников СССР, лауреатом республиканской премии ДАССР им. Г. Цадасы, участником и победителем многих конкурсов; его работы были представлены на выставках в России и  за рубежом – в Монголии, Германии, Австрии. Его работы серии  «Дагестанские  мотивы»  и  «Дагестан. 20-е  годы»  репродуцировались  в  журналах  «Творчество» (1968), «Художник» (1969, 1971), «Искусство» (1971).

Анатолий Нестерович трагически погиб 1 ноября 2014 года в результате несчастного случая в своей мастерской. Сгорели и находившиеся там некоторые его работы.

Произведения А.Н. Шарыпова хранятся в Художественном фонде России, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, ДГОМ им. А. Тахо-Годи, Союзе художников Дагестана, музеях г. Грозного, г. Майкопа, в частных коллекциях.

Все, кто знал художника, – выпускники худграфа,  друзья и  коллеги – вспоминают его как замечательного педагога, как доброго, мягкого, очень интеллигентного человека.

 

Гульнара Асадулаева

 

 

 

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)