В этом году отмечает свой юбилей известный российский ученый Эльмира Муртузалиевна Далгат. Она специалист по истории Кавказа, доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН, заслуженный деятель науки Республики Дагестан, автор более 100 научных работ.
Первое, что поражает при знакомстве с Эльмирой Далгат, – невероятно молодой красивый голос! Сразу понимаешь, какое это удовольствие – сидеть на её лекциях и слушать рассказы об истории родного края, насыщенной событиями, войнами, борьбой и упорным трудом.
Но для меня как слушателя и читателя просто знание истории нашей республики не так важно, как важно другое – страстная, искренняя любовь Эльмиры Далгат к Дагестану, к его удивительным, трудолюбивым, талантливым людям, к его уникальным ремеслам и к тем, кто владеет этим мастерством.
Собеседница с таким увлечением рассказывает об устройстве быта горцев, что перед глазами оживают картинки: вот женщина быстрыми, умелыми руками раскатывает тонкую лепешку и отправляет её в печь, вот ослик везет вязанку хвороста, вот молодые девушки под древние народные напевы серпом подрезают и складывают траву. И их мамы, их бабушки прабабушки так же собирали сено для скота, и так же пели песни…
Умение донести историю Дагестана через простые и понятные нам всем образы – это большой талант и опять же любовь к своему делу! Уже много лет делится своей любовью и знаниями Эльмира Далгат со студентами, читателями и научным миром. В последние годы она исследует проблему развития дагестанских городов во второй половине XIX века. Кроме того, она руководит подготовкой аспирантов, консультирует докторантов, читает спецкурсы студентам – историкам и востоковедам ДГУ. За вклад в развитие исторической науки и добросовестный многолетний труд ей присвоены почётное звание «Заслуженный деятель науки Республики Дагестан», она награждена Почётной грамотой Правительства РД и дипломом победителя конкурса на грант Президента РД в области науки.
Эльмира Муртузалиевна в гостях у нашей редакции, и мы попросили её ответить на несколько вопросов.
– Что повлияло на выбор жизненного пути, профессии – семья, случай?
– Еще учась в Сергокалинской средней школе, я очень любила уроки литературы и истории. Мне повезло с учителями: русский язык и литературу преподавала Марьям Шариповна Магомедова, а историю вел Запир Азизович Азизов. Они привили мне любовь к гуманитарным наукам. Родители собрали неплохую библиотеку из книг русских и европейских классиков, но мне этого было недостаточно, и я запоем читала книги из школьной библиотеки. Родители боялись, что это помешает моей учебе, и разрешили мне читать не более 50 страниц художественной литературы в день.
Школу я окончила в 1968 г. с серебряной медалью, и встал вопрос: куда поступать учиться дальше? Отец, Муртузали Алибекович Далгат, хотел, чтобы я стала врачом – их в нашем роду немало, но медицина меня не привлекала. После того, как я прочитала книгу моего дяди Абдурагима Далгата «В огне революции», где ярко и красочно описана жизнь в дореволюционном ауле Урахи, события гражданской войны в Дагестане, я сделала окончательный выбор: история! Сам дядя Абдурагим был прекрасным собеседником, хорошо знал и увлеченно рассказывал об истории Дагестана. Именно он поддержал мое стремление стать историком.
Когда я в 1968 году поступала на исторический факультет ДГУ, конкурс составлял 12 человек на место и отбор был довольно жесткий, но я через него прошла. И еще мне очень повезло с преподавателями – это Р. М. Магомедов, патриарх исторической науки в Дагестане, В. П. Дзагурова, блестящий специалист по истории Античности, М. Р. Раджабов – его увлекательные лекции по средневековой истории Европы мы слушали как зачарованные. Прекрасными преподавателями были профессор Н.П. Эмиров, В.П. Егорова, Ф. З. Феодаева, Ш. Б. Арчилаев и другие.
Учеба была для меня удовольствием, оставалось время и для общественной работы, я была комсоргом курса. Жизнь в университете «кипела» – концерты самодеятельности разных факультетов, спортивные мероприятия, летом – работа на консервных заводах, виноградниках.
После четвертого курса меня и еще двух отличников с истфака направили для продолжения учебы в Ленинградский университет. Его я окончила с красным дипломом, получила рекомендацию для поступления в аспирантуру при истфаке Ленгосуниверситета. По окончании аспирантуры там же защитила кандидатскую диссертацию по истории дореволюционного Дагестана и в 1978 г. была принята на работу в Институт истории, языка и литературы. В 1992 г. он был разделен на два института. В 2000 году защитила докторскую диссертацию по дагестанскому дореволюционному крестьянству. Параллельно с работой в Академии наук в тяжелые 90-е годы преподавала историю в средней школе № 22 Махачкалы, а затем в Даггосуниверситете, стала профессором.
Сейчас заведую отделом новой и новейшей истории Дагестана в Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН. В Академии мне посчастливилось набираться опыта у выдающихся кавказоведов – В.Г. Гаджиева, М.А. Агларова, С.Ш. Гаджиевой, А.Р. Шихсаидова, Г.Г. Османова, Г.Ш. Каймаразова, М.О. Османова. Они, их труды способствовали становлению меня как ученого.
– История – это документы, хроники, летописи или личности, люди?
– На мой взгляд, история – самая интересная из гуманитарных наук, поскольку она изучает общество, человека, показывает его деятельность в области экономики, политики, культуры в прошлом. Это можно сделать, только используя разнообразные источники – это хроники, летописи, мемуары, архивные документы и т.д. Таким образом, история – это изучение деятельности человека в прошлом, основанное на фактах, разных источниках.
– Ваши любимые исторические личности в прошлом и настоящем?
– Из исторических личностей прошлого я бы выделила наместника Кавказа графа Иллариона Воронцова-Дашкова. Император Николай II назначил его наместником в 1905 г. Время было неспокойное, но как умелый администратор он сумел умиротворить, успокоить край. Относился к кавказцам с большим уважением, много сделал для развития экономики и культуры Кавказа в целом и Дагестана в частности. При нем была ликвидирована зависимость дагестанских крестьян от феодалов. Кавказцы относились к нему с уважением. Один из сослуживцев охарактеризовал Иллариона Ивановича таким образом: «Это такая личность, о которой, сколько бы я ни сказал хорошего, все будет мало: красив, умен, и, что всего удивительнее, – при таком страшном богатстве – скромен, как красная девушка».
Второй человек из прошлого, которого я хочу выделить, – Магомед Магомедович Далгат. Он был первым квалифицированным врачом-дагестанцем. Образование получил в 70-е годы XIX в. в Германии, был яркой, неординарной личностью. В годы первой русской революции издавал газеты либерально-демократического направления «Весь Кавказ» и «Голос Кавказа». М.М. Далгат в 1912 г. был избран депутатом от Дагестана в IV Государственную Думу. Во многом благодаря ему Дума приняла законопроект, по которому в 1913 г. 70 тысяч зависимых крестьян получили свободу.
Из исторических деятелей новейшего времени выдающимся я считаю Магомедали Магомедовича Магомедова – председателя Госсовета в 90-е, начале «нулевых» годов. Благодаря его мудрости и дальновидности Дагестан остался единым и не был втянут в кровавый хаос, дагестанцы всегда будут благодарны ему за это.
И наконец, современными героями я считаю дагестанских врачей, которые ценой своего здоровья, а иногда и жизни, спасают людей от коронавируса. Установление памятника врачам – это дань благодарных дагестанцев их подвигу.
– Образ женщины-горянки в прошлом и настоящем. Произошло ли смещение приоритетов в последние десятилетия?
– Судьба горянки в прошлом была непростой. Она вела дом, воспитывала детей, работала в поле, ухаживала за домашним скотом, ткала паласы, шила одежду и т.д.
Путешественники, побывавшие в Дагестане в XIX в., отмечали, что главной рабочей силой здесь является женщина. Позже, в советский период истории нашей страны, положение женщины постепенно стало меняться в лучшую сторону. Она обрела возможность получить образование, занимать руководящие должности, заниматься общественной деятельностью. Ее права были под защитой закона.
В последние 20–30 лет ситуация изменилась, и не могу сказать, что к лучшему. Некоторые родители не хотят, чтобы их дочери учились в светских школах, что исключает для них в дальнейшем возможность получить хорошую, престижную профессию. На практике возрождается институт двоеженства, когда мужчины имеют двух или более жен. На мой взгляд, все это свидетельство того, что в Дагестане происходит откат назад. Происходит смещение приоритетов в жизни части женщин. Дагестанки все чаще предпочитают оставаться домашними хозяйками, не считают нужным учиться, получить профессию. Однако большинство дагестанских семей все-таки считает необходимым дать девочкам возможность учиться, что сделает их более самостоятельными и независимыми.
– В чем наиболее ярко выражена самобытность Дагестана? В культуре, традициях, ремеслах, людях? Сохраняется ли она сегодня?
– Дагестан, на мой взгляд, самый самобытный и многоязычный регион Кавказа и России в целом. Недаром Дагестан до революции называли «мастерской Кавказа».
В последние два года Россия вновь открыла для себя Дагестан. Туристов удивляют самобытные традиции, сохранившиеся у дагестанцев – гостеприимство, дружелюбие, открытость, взаимовыручка, неутомимое трудолюбие. Самобытность Дагестану придают в совокупности люди, верность традициям и уникальные ремесла.
– Что сейчас происходит с наукой, на Ваш взгляд?
– Современная российская наука далека от уровня науки в СССР. За 90-е годы и в начале «нулевых» научно-исследовательский потенциал страны был разрушен. Зарплата ученых была низкой, они были вынуждены работать в нескольких местах. Так, например в 90-е гг. я 10 лет проработала в средней школе.
Был период, когда расходы на науку составляли чуть больше 1% внутреннего валового продукта, а в развитых странах – 3%. Сейчас положение немного выправляется. Повысили зарплату ученым. Большое внимание уделяется сращиванию науки и высшего образования по примеру Европы и США. Если раньше в приоритете было издание монографий, то теперь – издание статей в зарубежных журналах, входящих в систему индексирования.
Происходит цифровизация науки. Оцифровываются книги, архивные документы. Это позволяет ученым производительней работать, быстрее узнавать о новинках, не ездить за архивным материалом в другие города…
– Как вы оцениваете работу СМИ и влияние информационных, общественных, социальных обзоров и публикаций на формирование мировоззрения читателя.
– В наше время происходит переход от старых СМИ – газет, радио, телевидения к новым формам – интернет, соцсети и т.д. Важной функцией новых СМИ является культурно-образовательная: возможность получать информацию о событиях в культурной жизни разных стран мира, просвещаться. У новых СМИ гораздо больше возможностей для формирования общественного мнения, поскольку у них более широкая аудитория. Но, с другой стороны, с появлением новых СМИ появилось много возможностей для фальсификации, появления псевдонаучной информации, ложных новостей, рассчитанных на людей с невысоким интеллектом. Если раньше цензура этого не допускала, то теперь ее нет.
– Расскажите о своей семье, о близких.
– Я родилась в интернациональной семье: отец – даргинец Далгат Муртузали Алибекович, мама – русская – Болоткина Евгения Тимофеевна. Познакомились они, когда работали учителями в средней школе селения Акуша. Затем в 1958 году переехали в селение Сергокала, где отец работал директором педучилища, а мама преподавала химию. У меня две младшие сестры – Наида и Лиана, обе врачи, так что мечта папы осуществилась. Наида работает заведующей поликлиникой в Махачкале, Лиана работает врачом в Тульской области, куда попала по распределению.
Мое детство было счастливым: любовь и забота родителей, подруги с 1 по 10 класс Жанна и Роза, любимые книги, пионерские костры, походы всей школой в лес, игра в школьной волейбольной команде, участие в школьном КВН, школьные вечера – с удовольствием вспоминаю все это!
– Эльмира Муртузалиевна, что Вы пожелаете нашим читательницам?
– Прежде всего здоровья, душевного и телесного! И ещё – познавайте историю своей родной земли, своего рода, своего села. Начните хотя бы со своих предков, прабабушек и прадедушек – как они жили, что их волновало, над чем смеялись и плакали, в каждой семье есть какие-то истории, которые передают из поколения в поколение. Находите, записывайте, передавайте детям, внукам – так они почувствуют себя наследниками семейных традиций и нашей общей истории.
Беседу вела Сульгият Булгаева