Нам давно хотелось рассказать о преподавателе избербашского педучилища, участнице многочисленных конкурсов, победительнице президентских грантов АйшеХалидовне Баталовой. И вот задумалась, с чего можно начать рассказ об удивительной женщине – талантливой, красивой, отважной, сильной и доброй?
Рассказывать о ней нужно по порядку. С детства. Родилась она в селе Киша Дахадаевского района – селе, известном своими мастерами и умельцами. Отец работал в колхозе, ему было всего 25 лет, когда он ушел из жизни – в новогоднюю ночь погиб в аварии. Мать Айши осталась с четырьмя маленькими детьми на руках. И нужно было жить дальше – выживать, растить детей, ставить их на ноги… Вспоминая о своём детстве, Айша убеждённо говорит о том, что мама, бабушка и сестра отца посвятили свою жизнь детям и ни один из них не почувствовал, что растёт без отца – их не баловали, но дети ни в чем не нуждались, получили хорошее образование и поддержку от старших.
С раннего детства Айша была какой-то особенной. В семье, например, девочка почему-то решила, что именно она, а не мама и не старший брат, будет решать семейные вопросы. Как-то узнала, что мама собралась продать буйвола. Возмущению её не было предела – у соседей есть буйволы, а у нас не будет? Не бывать такому! И маме ничего не оставалось, как оставить буйвола. Айша часто забиралась на крышу дома и заглядывала в овин соседей – а много ли там сена? И если вдруг оказывалось, что там сена больше, она поднималась в горы за травой и могла таскать тюки сена до тех пор, пока их овин не наполнялся.
Айша вспоминает, что сейчас ей неловко от тех бескомпромиссных вопросов, на которые тогда она настойчиво требовала ответов. Так, она приставала к своей матери, школьной техничке: «Почему ты не стала учительницей, как мама Хадижат?!» Для себя девочка твёрдо решила, что обязательно выучится и станет образованной и самостоятельной.
– Характер у меня еще тот! – улыбается моя героиня, – вся в бабушку!
Бабушка была великой труженицей и рукодельницей, первая швейная машинка в селе была именно у нас; все технические новации, которые появлялись, тут же приобретались и использовались в хозяйстве. Бабушка учила меня буквально всему – ткачеству, разным техникам вышивки, ковроделию. Учила прясть тончайшие нити из шерстяного волокна, вязать красивые джурабы, украшать вышивкой войлочную обувь.
По традиции в селе работы строго делились на мужские и женские. Айша рассказывает, что в женских работах равной бабушке не было никого! А еще бабушка учила девочку находить в природе формы, линии, цвета. Она говорила, что богатство природы безмерно, что все в ней находится в идеальном порядке – нужно просто увидеть это и запечатлеть, в ткани ли, в коврике или вышивке.
Моя героиня убеждена, что таланты наших предков заслуживают большего внимания и восхищения. Ведь по сути каждый предмет домашней утвари они превращали в произведение искусства. Каменная ступка для чеснока, которой пользовались каждый день, становилась образцом безупречной формы, а узор, украшавший детскую колыбель, таил в себе знаки, оберегающие младенцев от порчи и сглаза. Вообще о своих сельчанах Айша рассказывает восторженно и самозабвенно, восхищаясь созидательной силой их мастерства и невероятной скромностью. Все кишинцы умеют понемногу и камни обрабатывать, и дерево, и даже с металлом приходится сталкиваться – жизнь заставляет уметь, считает Айша. Есть и знаменитые мастера своего дела – Мастера, работа которых уже не ремесло и не промысел, а настоящее искусство. Мастер по металлу – Магомед Ахмедханов, по дереву – Гаджиалиев Магомед, резчик по камню – Хидирла Хасан. А ГирайлаСулайбан делал замечательные костяные гребни из буйволиных рогов – и сельским красавицам радость, и рога не пропадают! Айша помнит, как с колхозной бойни привозили во двор к деду Сулайбану целую арбу буйволиных рогов. Есть мастер, который делает прекрасные музыкальные инструменты, чунгуры, – это Гаджиев Алигаджи, а ДжахбарлаСулайбан не только вырезал из деревянного массива чунгуры, он ещё и сочинял песни, и сам их исполнял.
В Киша была ковровая фабрика, на которой трудились знаменитые на все село мастерицы – ГаджимагомедоваХамис, ДжунхучатлаХамис, ИчаеваСарат, АзрайлаПатима. Сарат Ахмедова и по сей день, уже у себя дома, ткёт традиционные полосатые паласы.
– Чтобы иметь представление о том, как стремились горцы украсить свой быт, приведу пример, – продолжает рассказ Айша, – вот полотно из джута, его давали длинной дорожкой в приданое невесте. Использовать его можно было как угодно – половик на пол, ткань для изготовления мешков под зерно или ещё как-нибудь. Но посмотрите, как оно украшено, как выткан на полотне узор, какие гармоничные использованы цвета! Опять же все эти узоры – зигзаги, розетки, дорожки – несут в себе особый смысл, они должны оберегать от плохого и притягивать хорошее, в этих орнаментах нет ни одной лишней или незначительной детали. Когда вижу труд своих земляков, мне хочется всем рассказать об их мастерстве и талантах, чтобы все знали, как богата и прекрасна наша родина, прежде всего, трудолюбивыми, честными и созидательными людьми. И еще мне хочется сохранить традиционное мастерство моих предков – обучить ему современную молодежь. Именно поэтому поступила в Избербашское педагогическое училище, где и работаю сегодня на отделении декоративно-прикладного искусства.
АйшаХалидовна – увлеченный человек. Учеба и работа всегда приносили ей радость, ощущение полноты жизни и удовлетворения каждым днём. Она всегда ясно знала, чего хочет, и шла по дороге своей жизни спокойно и уверенно. После окончания педучилища в Избербаше окончила худграф ДГПИ, затем с удовольствием приехала в родное село работать в школу. Она впервые организовала раздельное обучение мальчиков и девочек на уроках технологии, и её ученики до сих пор используют навыки обработки материалов, полученные на её уроках.
Айша приносила с собой ветер перемен, призывала отказаться от застарелых методов обучения, всегда хотела использовать в обучении молодёжи традиционные дагестанские ремесла, считая это не только поддержанием своего этноса, но и очень полезным и необходимым.
– Естественно, у новаторов бывают идейные враги, – смеется наша героиня, – и у меня всегда были недоброжелатели. Но, знаете, я им бесконечно благодарна! Возможно, из-за настырного характера, из-за обостренного чувства справедливости я не умела останавливаться, если начинала какое-то дело. И сейчас понимаю: если бы не было противостояния, вряд ли добилась бы чего-то.
Начав заниматься традиционными местными ремеслами с учениками кишинской средней школы, Айша Баталова продолжила эту работу, вернувшись в Изберг, в родное педучилище. Она организовала секции ковроткачества, кайтагской, усишинской, мюрегинской вышивки, плетения водоносных лент, резьбы и инкрустации по дереву, кроме того – художественной росписи ткани, керамики и стекла. У неё замечательные студенты: они с удовольствием изучают все виды обработки материалов, сами что-то придумывают, готовят работы для фестивалей и конкурсов. С начала 2000-х годов ученики Айши приняли участие более чем в 40 конкурсах и фестивалях. Их работы всегда бывают отмечены жюри и часто занимают призовые места.
В 2010 году Айша с группой студентов участвовала во всероссийском конкурсе «Шаг в будущее», где были представлены 42 региона России, и поступило более 140 заявок на участие. Здесь она представила свой проект «Кайтагская вышивка», который и победил в конкурсе.
Это было волшебное время: они попали на открытие выставочного зала Валентина Юдашкина, было много знаменитых искусствоведов, экспертов, и интерес к кайтагской вышивке был неподдельным. Вячеслав Зайцев предложил Айше принять участие в создании новой коллекции одежды с использованием элементов традиционных дагестанских вышивок.
В 2011 году Айша Баталова выиграла президентский грант по развитию традиций кайтагской вышивки. В 2012 году стала заслуженным учителем Республики Дагестан. В 2019 году Айша вновь выиграла президентский грант с проектом «Живая нить традиций. Дагестанская вышивка», и это тоже результат огромного повседневного труда и неустанной поисковой работы.
Каждый новый набор студентов Айша подвергает пытливому допросу: как живут в их селе, какие используют техники обработки материалов, что ткут, какие прялки используют, есть ли мастера по камню, по дереву? Чем красят нити, на каких станках ткут паласы или мешковину? Эти вопросы и массу других задает Айша своим студентам и узнает от них об удивительных экспериментах, на которые шли наши земляки. Бабушка одного из учеников рассказывала, как директор их колхоза привёз из Грузии в село в спичечном коробке личинки тутового шелкопряда. Они высадили целую тутовую рощу, построили навесы с широкими деревянными настилами; школьники собирали ветви деревьев и укладывали их на эти настилы. Все ветви тута съедались червями шелкопряда, и в скором времени собиралось достаточно коконов для выработки шелкового полотна. Каким бы трудоемким ни был этот процесс, он приносил радость, и все село собиралось, как на праздник, когда коконы выгружались в огромные чаны с кипящей водой и потом из этой кипящей массы вытягивалась тончайшая шёлковая нить. Со временем все эти производства забылись – стоит ли вкладывать столько сил в создание полотна, если в продаже есть любой текстиль, да и цена ручного труда высока…
Подобная история произошла и с хлопчатником – его завезли из Средней Азии. Он очень хорошо прижился: из года в год женщины собирали урожай хлопка, изготавливали из сырца нити и ткали ткани. Местные мастера даже научились делать специальные прялки для хлопка. Однако и хлопок перестали выращивать – трудно и затратно, а тканей в магазинах полно! Вот так в наших горах исчезли многие уникальные ремесла, забылись навыки, заржавели инструменты…
– Признаться, в прежние времена было гораздо проще обучать студентов, ведь все процессы нашего цикла строятся на материальной базе. Выделялись нити, холсты, станки, краски для росписи, создавались оборудованные мастерские. Уже много лет мы не можем обучать наших ребят чеканке, там нужны специальные листы тонкой меди, а это дорогой материал. Сейчас почти весь материал для своих занятий мне приходится закупать самой. И получение грантов является гарантом того, что образовательный процесс не будет прерван, что в мастерских будет достаточно материалов, и дети смогут научиться всему, что я умею делать сама, – делится Айша.
Рассказывая об Айше и её достижениях, невозможно не сказать о её замечательной семье, ее надежной опоре и поддержке в любом начинании. Муж Гаджимурад, дочь Зумруд и зять Мурад работают в том же педучилище, это уже целая семейная династия! Сейчас там учится и старший внук. Сын Султан стал хорошим мастером-авторемонтником, но в душе он все-таки художник – из болтов, гаек и проволоки может мгновенно соорудить потрясающую фигурку.
– Довольна ли я своей жизнью? – Айша не задумывается ни на минуту: – Да, довольна! Мне повезло, что у меня есть возможность передавать свои знания студентам, ведь без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего. Уверена, что моя сегодняшняя цель – сохранить традиции дагестанского мастерства – также мне по силам!