четверг, 05 декабря 2024
6+

​Право сохранить

Нам давно хотелось рассказать о преподавателе избербашского педучилища, участнице многочисленных конкурсов, победительнице президентских грантов АйшеХалидовне Баталовой. И вот задумалась, с чего можно начать рассказ об удивительной женщине – талантливой, красивой, отважной, сильной и доброй?

Рассказывать о ней нужно по порядку. С детства. Родилась она в селе Киша Дахадаевского района – селе, известном своими мастерами и умельцами. Отец работал в колхозе, ему было всего 25 лет, когда он ушел из жизни – в новогоднюю ночь погиб в аварии. Мать Айши осталась с четырьмя маленькими детьми на руках. И нужно было жить дальше – выживать, растить детей, ставить их на ноги… Вспоминая о своём детстве, Айша убеждённо говорит о том, что мама, бабушка и сестра отца посвятили свою жизнь детям и ни один из них не почувствовал, что растёт без отца – их не баловали, но дети ни в чем не нуждались, получили хорошее образование и поддержку от старших.

С раннего детства Айша была какой-то особенной. В семье, например, девочка почему-то решила, что именно она, а не мама и не старший брат, будет решать семейные вопросы. Как-то узнала, что мама собралась продать буйвола. Возмущению её не было предела – у соседей есть буйволы, а у нас не будет? Не бывать такому! И маме ничего не оставалось, как оставить буйвола. Айша часто забиралась на крышу дома и заглядывала в овин соседей – а много ли там сена? И если вдруг оказывалось, что там сена больше, она поднималась в горы за травой и могла таскать тюки сена до тех пор, пока их овин не наполнялся.

Айша вспоминает, что сейчас ей неловко от тех бескомпромиссных вопросов, на которые тогда она настойчиво требовала ответов. Так, она приставала к своей матери, школьной техничке: «Почему ты не стала учительницей, как мама Хадижат?!» Для себя девочка твёрдо решила, что обязательно выучится и станет образованной и самостоятельной.
– Характер у меня еще тот! – улыбается моя героиня, – вся в бабушку!

Бабушка была великой труженицей и рукодельницей, первая швейная машинка в селе была именно у нас; все технические новации, которые появлялись, тут же приобретались и использовались в хозяйстве. Бабушка учила меня буквально всему – ткачеству, разным техникам вышивки, ковроделию. Учила прясть тончайшие нити из шерстяного волокна, вязать красивые джурабы, украшать вышивкой войлочную обувь.

По традиции в селе работы строго делились на мужские и женские. Айша рассказывает, что в женских работах равной бабушке не было никого! А еще бабушка учила девочку находить в природе формы, линии, цвета. Она говорила, что богатство природы безмерно, что все в ней находится в идеальном порядке – нужно просто увидеть это и запечатлеть, в ткани ли, в коврике или вышивке.

Моя героиня убеждена, что таланты наших предков заслуживают большего внимания и восхищения. Ведь по сути каждый предмет домашней утвари они превращали в произведение искусства. Каменная ступка для чеснока, которой пользовались каждый день, становилась образцом безупречной формы, а узор, украшавший детскую колыбель, таил в себе знаки, оберегающие младенцев от порчи и сглаза. Вообще о своих сельчанах Айша рассказывает восторженно и самозабвенно, восхищаясь созидательной силой их мастерства и невероятной скромностью. Все кишинцы умеют понемногу и камни обрабатывать, и дерево, и даже с металлом приходится сталкиваться – жизнь заставляет уметь, считает Айша. Есть и знаменитые мастера своего дела – Мастера, работа которых уже не ремесло и не промысел, а настоящее искусство. Мастер по металлу – Магомед Ахмедханов, по дереву – Гаджиалиев Магомед, резчик по камню – Хидирла Хасан. А ГирайлаСулайбан делал замечательные костяные гребни из буйволиных рогов – и сельским красавицам радость, и рога не пропадают! Айша помнит, как с колхозной бойни привозили во двор к деду Сулайбану целую арбу буйволиных рогов. Есть мастер, который делает прекрасные музыкальные инструменты, чунгуры, – это Гаджиев Алигаджи, а ДжахбарлаСулайбан не только вырезал из деревянного массива чунгуры, он ещё и сочинял песни, и сам их исполнял.