Сакинат Исмаилова – уроженка села Геба Акушинского района Дагестана, выпускница Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, мастер художественной авторской куклы, сотрудница Российского этнографического музея. Создаёт куклы с 2011 года. Её работы можно увидеть на выставках в Российском этнографическом музее, в Российской национальной библиотеке, в Музее дружбы народов России, в постоянном представительстве Республики Дагестан при Президенте России, в филиалах Дагестанского государственного объединенного музея, в музее кукол СПб.
Наверное, в жизни каждой женщины наступает момент, когда осторожно оглядываешься назад и задумываешься: а если бы вот в этот момент я свернула в другую сторону? Кажущиеся случайными события нанизываются на нить жизни, и это ожерелье оказывается таким гармоничным и таким выразительным по сути своей, что исключает возможность хаоса и случайности.
С детства Сакинат отличалась от остальных детей.
Она видела красоту и гармонию буквально во всём, что её окружало – в вышитом подоле платья сельчанки, в узорах на деревянной и медной утвари, в орнаменте детского покрывала, накидываемого на люльку малыша, в движениях танцующих на сельских свадьбах и праздниках, в мотивах народных песен. Она впитывала этот особый дагестанский колорит, дух высоких гор, бурных рек, отчего дома, родного языка – и собирала разноцветные бусины. Она знала: придёт день, и бусин станет так много, что из них получится ожерелье – ожерелье её жизни…. Первые бусинки – из детства.
Учёба в Каспийском интернате для творчески одарённых детей – еще одна бусина и ещё одно подтверждение истины: ничто не происходит случайно, всё имеет начало и всё обязательно продолжится. Школа много дала хрупкой девочке-акушинке – великолепную осанку, грациозность и изящество движений, и, самое главное, школа заставила принять решение продолжить образование и связать учёбу с языками и искусством. Вот так она стала студенткой факультета иностранных языков Ленинградского института культуры. Способную девушку ожидало хорошее будущее – сопровождение гостей культурной столицы, рассказы о музеях и достопримечательностях, о художниках и архитекторах, о богатом наследии огромного народа бескрайней страны.
Ей повезло: парень, за которого она была засватана еще со школы, жил и работал в Санкт-Петербурге, и этот традиционный для Дагестана брак стал для Сакинат еще одной бусиной в ожерелье. К сожалению, супруг Сакинат скоропостижно умер, но рядом с черной бусиной остались другие красивые звенья – дети – а их у неё трое – и внуки.
Сакинат приходилось много ездить по миру, и часто во время поездок возникали ситуации, когда ей приходилось объяснять – да, я из России, но я из Дагестана, даргинка! Это народность с богатыми культурными, ремесленными и этническими традициями и достойна отдельного представления! И таких народностей в Дагестане, на Кавказе – десятки, а по всей России – сотни! Так случилась заготовка к самой большой и яркой бусине в ожерелье Сакинат – её куклы.
Как любая девочка, Сакинат играла в детстве с куклами – одевала, шила им наряды, заплетала косички. Разве могла она себе представить, что именно с помощью кукол она сможет рассказать о богатстве и разнообразии культуры разных народов? Скорее всего, нет. И когда она студенткой иногда попадала на сувенирные ряды, которые были заполнены матрёшками, хохломой, дымковской игрушкой, дулевскими и вербилковскими статуэтками, она не предполагала, что начнёт путь к превосходным шарнирным куклам, облачённым в традиционные национальные костюмы. Сакинат стала изучать роспись по дереву, и очень быстро появились чудесные матрёшки – в национальных костюмах и традиционных украшениях аварок, ногаек, даргинок, лезгинок, агулок, лачек, кумычек – Марьяшки, Патишки, Фатимки и Айшульки….
Симпатичные, тёплые, душевные семейки – глазастые, с нежным румянцем и стыдливой улыбкой на лаковом глянце поверхности. И всё же душе хотелось чего-то большего – более выразительного образа, более яркой индивидуализации, более чёткой идентификации. Смятение души в поисках идеального образа – это ступени Мастера, идущего вверх, и путь его тернист и полон препятствий.
Когда пришло решение использовать куклу как наглядный этнический образ, остро встал вопрос: где брать кукол и как их одеть в национальные костюмы и платки?
Привыкшая все делать качественно и доводить до завершения, Сакинат пришла к выводу: чтобы её проект достиг цели и куклы в национальных костюмах стали визитной карточкой республики, ей придётся усвоить профессии и скульптора – чтобы отливать из фарфора формы, и модельера – чтобы проектировать костюм, и швеи – чтобы эти костюмы шить с учётом всех традиционных особенностей.
Это были годы упорной и тяжёлой учебы в лабораториях у мастеров и профессионалов. Чтобы изучить национальные костюмы всех дагестанских народностей, Сакинат на три года вернулась на родину, в Дагестан, ездила по всем районным краеведческим музеям, изучая детали традиционной одежды, характерные для определённых сёл и районов. И в этом тоже проявился ее характер – никаких скидок на авось, надежд на случайное везение и удачу. Так совершенствовалась она сама, оттачивалась и выкристаллизовывалась идея проекта. Ей было важно не просто показать статичные модели в традиционной одежде, она хотела через них передать дух народа – трудолюбивого, неунывающего, гостеприимного. Каждая кукла – будь то балхарка, андийка, акушинка, табасаранка или кубачинка – совершенно индивидуальна, у каждой своя стать, своя лукавинка или строгость в лице и своя особенная улыбка….
Конечно, у Сакинат есть любимые образы.
Вот 14-летняя акушинская девочка грустит у колыбельки брата – только что её отец договорился о её помолвке, а слово отца – закон. Девочка не готова к замужеству, она хочет учиться и хочет сама выбирать, за кого ей идти замуж. Но законы гор могут быть неумолимы, и она своим смятением делится с крохотным братиком….
Ещё один любимый образ – это Асият из «Горянки» Расула Гамзатова.
В лице, одежде и даже посадке головы девушки удивительно тонко и глубоко Сакинат передала цельность, чистоту и самодостаточность героини, позволившие ей пойти против воли отца, отказаться от помолвки и продолжить учёбу в институте. В то же время, сопротивление воле отца не стало волной, смывающей всё на своём пути, – она верна традициям и обычаям, она хранит свою честь и честь своей семьи.
Особое место в коллекции Сакинат занимают куклы, воссоздающие образ Фазу Алиевой.
Личное знакомство с великой поэтессой не могло не найти отражения в её творчестве. Сопровождая Фазу Гамзатовну во время её приездов на экономический форум в Санкт-Петербург, Сакинат близко общалась со знаменитой поэтессой, о которой до этого знала только по стихам и передачам. Всё в Фазу вызывало восхищение – её женское обаяние, её умение держаться перед аудиторией, её невероятная наблюдательность. Во время встреч с иностранными гостями Фазу читала свои стихи на аварском и делала это настолько выразительно и эмоционально, что гости форума спрашивали, не актриса ли она. И Фазу просила: переведите им, что я поэтесса! И всегда неизменно подчёркивала – объясните им, что я дагестанка! Именно такая – уверенная в себе, сильная, красивая женщина Фазу в работах Сакинат.
Узнав о детстве и юности поэтессы, Сакинат задумала создать образ и юной Фазу.
Именно этот образ становится самым значительным и выразительным в коллекции – девушка, накинув на плечи самую красивую мамину шаль, с упоением читает книгу. На её лице – готовность к тернистому пути открытий и знаний, воля к жизни и непоколебимая уверенность в силе своего таланта и предназначения, и в то же время лёгкая печать ответственности за Божий дар. Именно через этот образ Сакинат обращается ко всему молодому поколению: учитесь всегда, учитесь всему, никогда не уставайте учиться и не останавливайтесь на своём пути. И тогда идеал станет реальностью, и у каждой юной дагестанки обязательно будет своё собственное, уникальное, собранное из множества разных бусин ожерелье жизни.
Журнал "Женщина Дагестана", № 11-12, 2016.