четверг, 26 декабря 2024
6+

Что мы читали?

Круг чтения

Лет в восемь моя дочь изрекла: «Мама, давай не будем навязывать друг другу свои вкусы». Договорились. В свои восемь я зачитывалась «Алисой…» великого сказочника Льюиса Кэрролла. Мне казалось, сегодня дети должны любить те же книги. Ведь они вне времени. Но договор есть договор. Это решение оказалось ключевым в развитии наших с дочерью литературных предпочтений.

Детство в 90-е было лишено мобильников, компьютеры имелись у продвинутых, интернет – у избранных. Об электронных книгах впервые узнали в 1998 году. Приключенческая литература ещё дарится на День рождения. Друзья любезно преподносили в пёстрой упаковке «Пятнадцатилетнего капитана» или «Белого Ягуара – вождя араваков». Но меня не отпускали тексты-эксперименты, книги-лабиринты, ребусы.

Благо, был выбор. Помню, преподаватель филфака ДГУ Алиева Раиса Раджабовна рассказывала о своём военном детстве. Отцы – на фронте, матери – на заводах. Холодными зимними вечерами семья собирается у керосиновой лампы. Страшные мысли о войне можно побороть чтением. Единственные книги, имевшиеся в домашней библиотеке, – «Капитанская дочка» Пушкина и «Война и мир» Толстого. Как по-булгаковски… И вот с 6-7 лет Раиса Раджабовна, слушающая чтение вслух мамы, потом читающая по слогам, затем – бегло, знала наизусть абзацы тёплых, великих текстов. А в моём детстве… «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова, «Три толстяка» Ю.Олеши, «Старик Хоттабыч» Л.Лагина, «Хроники Нарнии» К.Льюиса  и др.

Конечно, лидировали в этом списке «Приключения Алисы в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Композиция и стиль сказок вдохновили меня в восемь лет на рукописное издание в четырёх экземплярах повести о моём коте Пушке. Названия глав звучали так: «Глава первая, в которой мы знакомимся с Пушком», «Глава третья, из которой можно узнать о гастрономических предпочтениях Пушка» и т.д.

Многогранность, многозадачность языка порождает аллюзии, которые мог создать только «человек и пароход», или писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф в одном лице. Безумие и хаос в гармонии с порядком и равновесием, человеческие возможности в столкновении с нечеловеческими желаниями, право на выбор в борьбе с правом на ошибку – сюрреалистический путь, который проходит с невероятной лёгкостью сознание и подсознание Алисы и который так велик для маленького ребёнка, но так знаком взрослому. Воображение должно быть готово поработать, когда приступаешь к чтению любой книги, а «Алиса…» и вовсе захватывает в такой поток, из которого уже не выбраться никогда. Не могу представить своё поэтическое движение без врезавшихся в память языковых экспериментов из «Бармаглота»: Варкалось. Хливкие шорьки / Пырялись по нове…

 «Алиса…» оказала большое влияние на развитие фэнтези. Собственно, по этой причине я и полагала наивно, что дочке она должна понравиться. Литературоведы отмечают аллюзии и рифмы в книгах «Бессердечная» М. Мейер, «Нон Лон Дон» Ч. Мьевиля, «Никогде» Н. Геймана, «В каждом сердце – дверь» Ш. Макгвайр, «Десять тысяч дверей» А. Харроу и т.д.

В начале 2000-х появилась сенсация, явление под названием «Гарри Поттер» Дж. Руолинг. В тот момент это был просто бестселлер, объединивший юных и взрослых, читающих и равнодушных. Помню, как «Философский камень» оказался в классе: толстую папку с прошитыми листочками, распечатанными мамой на работе, принёс мой одноклассник. В классе сформировалась очередь из желающих прочитать, место в которой заняла и наша учитель русского языка и литературы. Это неповторимое ощущение: мы были на равных с нашей Ириной Борисовной. Она должна была познакомиться с книгой одновременно с нами, и книга могла вызвать отклик или пролететь мимо. Мы обсуждали книгу, а не изучали. Мы были равными читателями.

Читательский опыт формирует нас, определяя кругозор, словарный запас, креативность и во многом нравственные законы, по которым мы живём. Счастье, что наши дети читают, вопреки расхожему мнению.

 Марина Гаджиева, педагог,

заместитель начальника методического отдела УО г. Махачкалы

Что сегодня читают подростки?

Старшее поколение убеждено в том, что современным детям не интересны книги. Попробуем разобраться. 21 век – время интернета и прогресса. IT-искусство дополняет или заменяет живое. Все остальное, оставшееся в обычном, живом виде, автоматически становится устаревшим. Клиповое мышление подростка затрудняет чтение того же Л.Толстого с его описаниями природы Российской империи. долгими, размеренными абзацами.

Сейчас, когда подростки живут в соцсетях, у них есть доступ к ярким эмоциям и легкому дофамину. Нужно здесь и сейчас, побольше и всего быстрее. Гораздо интереснее услышать голос с экрана монитора «Ваша империя спасена, вы смогли отстоять честь короны!», чем думать о вечных душевных муках крестьянки. Из этого и выстроился вкус тинейджеров. От книг они ждут эмоций, острых, голливудских сюжетов.

Детектив, триллер – излюбленные жанры современных детей. Для некоторых ещё важно, чтобы в основе были реальные события. Их аргумент – бессмысленность выдуманных историй. Особенно, если речь идёт о медицине, о работе правоохранительных органов, ложь и гротеск неуместны, и, наверное, аморальны. «Как отделаться от мысли, что читаешь выдумку, где каждая вторая строчка – вымысел?» – слова моей одноклассницы.

С. Фитцек – одобренный капризной аудиторией автор детективов, созданных в сотрудничестве с адвокатами и судмедэкспертами. Коллегой в работе над романом «Отрезанный» был М. Тсокос – профессор и самый известный судмедэксперт Берлина. Не меньшим успехом пользуются Ф. Тильо, Ю. Несбе, для ценителей более высокого стиля – Д. Браун.

Если просмотреть аккаунты книжных блогеров, легко заметить, что не все писатели попадают под одобрение молодых читателей. То есть, если мы говорим, что дети предпочитают определенный жанр, это не значит, что все авторы и направления попадают в топ. Один из главных страхов старшего поколения – бездумное впитывание подростками всего без разбора – я считаю небезосновательным, но устаревшим. Просто сейчас иные способы отбора и его выражения. Соцсети, каналы, сообщества – все это порой настоящее поле брани между читателями или авторами.

Многих с миром книг знакомит жанр фэнтези, фундамент которого – вымышленный мир, близкий часто к реальному Средневековью. Наибольшую популярность и обсуждаемость имеют Н. Щерба, В. Авеярд, Бардуго. Л. Арден и Э. Хантер – среди 10-14-летних. Для подростков постарше – Дж. Кристофф. Легендарным событием в этом жанре считается «Гарри Поттер». Фанаты перечитывают, строят невероятные теории о прошлом героев.

Быстро развивается фанфик – современное и уже самостоятельное направление в литературе – сочинение фанатов по какому-либо произведению с отличной от оригинала линией сюжета. Это поле для начинающих писателей. Они пробуют себя в доступной, интересной форме. Создаются фандомы – огромные группы людей, объединенные любовью к какому-либо произведению. Это настоящие технограды в интернете для творческих людей.

В эту же категорию входят целые направления, объединяющие людей из разных и континентов, – манги и манхвы. Это те же комиксы, что были у людей в советское время, только модернизированные и выполненные в азиатском стиле. В новеллах существуют свои законы, своя система рисовки и написания, специфичны процесс создания и структура текстов.

Фикбук – сайт, где публикуют фанфики, куда начинающие писатели приходят пробовать, ошибаться, учиться у тех, кто уже прошел этот этап. Более опытные там же создают живые и сложные работы.

Современные предпочтения подростков – не всегда что-то поверхностное и понятное. Современное искусство специфично, но терпимо ко всему – в этом всем его сила. Выбор молодых людей всегда пугал старшее поколение. Это нормально. Вот и сейчас литература способна вводить людей постарше в ступор. Однако если в ней разобраться, хотя бы немного, легко увидеть, насколько она многогранна, не изучена, потенциальна и интересна.

 

Алина Пенс,

ученица 8 класса гимназии № 38 г. Махачкалы

 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)