Командировка в горы всегда праздник: возможность полюбоваться альпийскими лугами и снежными вершинами, вдохнуть ароматы горных трав, послушать рокот шумной горной реки… Но никакие красоты и богатства наших гор не идут в сравнение с душевной щедростью и удивительной внутренней красотой жителей гор, будь то фермер или врач, тракторист или учитель. Жизнь в горах придает характеру благородство, стойкость, выдержку, достоинство. Люди словно перенимают эти качества у скалистых склонов и спрятавшихся в облаках вершин, которые веками невозмутимо взирают на людей и многозначительно молчат, отчего кажется, что они знают о них абсолютно все…
Мы отправились на Хунзахское плато, в село Обода, чтобы рассказать вам о прекрасной новой школе, возведенной по нацпроекту, и о её замечательном директоре, Патимат Магомедовне Хабибовой.
Патимат родом из семьи педагогов и просветителей. Её дед, Гаджимагомед Зайналов, ещё в первые советские годы окончил педкурсы в Буйнакске. Сложное тогда было время: кругом разруха, страна только восстанавливалась после гражданской войны, сельское хозяйство в упадке, промышленности практически не было. Дед вспоминал, что писать приходилось на полях газет,– не было бумаги; но была огромная уверенность в том, что знания необходимы землякам и он может и должен внести свой вклад в просвещение своего села и района. Первую школу в селе Обода открыл тоже её дед.
100-летие этой школы совпало с открытием в этом году нового здания школы, – это прекрасный подарок к юбилею. Патимат вспоминает, что дед настоял на том, чтобы все его дочери и сын получили образование и стали педагогами. С тех пор династия педагогов во главе с мудрым аксакалом только развивалась и расширялась. Дядя Патимат, Магомед Зайналов, руководил отделом образования района, был директором школы, а мама – учительницей младших классов.
В советский период, чтобы дать возможность детям из маленьких сел получить среднее образование, в районных центрах были организованы интернаты, где старшеклассники могли жить, учиться и готовиться к урокам, а на выходные и каникулы разъезжаться по домам. И для девочек района в Арани был открыт Интернат горянок. Учителям интерната было важно не только дать девочкам знания по школьной программе, но и помочь им стать активными гражданами, способными самостоятельно мыслить и уметь применять знания в жизни.
Патимат с первых дней учебы была отличницей – учеба ей давалась легко, и золотая медаль стала заслуженной наградой за любовь к знаниям и целеустремленность. С тех пор прошло много лет, но и сейчас выпускницы интерната встречаются, вспоминают свою любимую классную руководительницу Апи Газиевну Насухову, которая была для них и учителем, и мамой, и сестрой, и другом. Они признаются, что незабываемые поездки по всему Дагестану, школьные мероприятия, маленькие девчачьи секреты и большая женская дружба стали самыми яркими и добрыми воспоминаниями в жизни.
После школы Патимат в 1977 году сразу поступила на физико-математический факультет пединститута, который тоже, по традиции все делать очень хорошо, окончила на красный диплом. После института Патимат работала учителем математики, физики, астрономии в разных селах Хунзахского района. Одновременно росла их с мужем семья: Хабибовы вырастили троих детей, и две их дочери продолжили династию педагогов. Если бы у Патимат спросили, что для неё важнее – семья или работа, она даже не нашлась бы что ответить.
Надо отдать должное близким Патимат: никто её перед таким сложным выбором и не ставил. Муж всегда с пониманием и уважением относился к учительству жены – об этом надо сказать особо. Ведь школа в селе – это центр всего, а учитель, как и много лет назад, – огромный непререкаемый авторитет. В любое время суток к учителю идут за советом, за знанием, за помощью, и в этом его огромная созидательная миссия. Учитель в селе круглосуточно на дежурстве, и с приходом в село газопровода и интернета мало что изменилось: сельчане по-прежнему бегут за советом и помощью к Патимат. В горных сёлах все знают друг друга, как знали друг друга их деды, прадеды.
Патимат улыбается, когда рассказывает о своих учениках: «Сельская школа – это особый мир! У меня учится уже практически третье поколение детей моих первых учеников! Не нужно особой наблюдательности, чтобы заметить, как мальчики похожи на своих отцов, а девочки на мам! И даже на дедушек и бабушек! Даже такой небольшой социум, как наше село, представляет собой целый мир, здесь есть и романтики, и торговцы, и мудрецы, и сплетники…
Для меня чрезвычайно важно, чтобы каждый ребенок в моей школе получил не только программные знания, но и знания о большом мире, который за пределами нашего хунзахского плато. Мы много работаем с нашими учениками и во внеурочное время. Надо отдать должное родителям: с первых дней моей работы в школе родители были и остаются моими первыми помощниками и друзьями, потому что у нас с ними одна цель: ребенок должен выйти из школы в большую жизнь подготовленным во всех смыслах человеком. Пусть он не станет врачом или инженером, юристом или программистом, но он должен отличать плохое от хорошего, нужное от ненужного, правильное от неправильного. И в этом мы с родителями едины».
Директором школы Патимат Магомедовну назначили в 1998 году. В наследство ей досталась школа в стареньком здании; и даже надежды на то, что здание отремонтируют, практически не было. Время в стране было сложное, многие семьи из села переезжали в город, чтобы как-то прокормиться, учеников становилось все меньше. В последние годы, когда старое здание стало аварийным, занятия проходили в сельской мечети. И вот в 2021 году школа вошла в программу нацпроекта «Образование» и было начато строительство нового здания школы.
1 сентября этого года школу торжественно открыли. Счастливые ученики и педагоги теперь проводят занятия в светлых уютных классах с огромными окнами, с автоматизированным учительским местом, с интерактивными экранами, с компьютерами, с современным лабораторным оборудованием в кабинетах химии, физики, информатики. В школе есть кабинет психолога, оборудованы Точка роста и кабинеты для проведения индивидуальных занятий, просторная столовая, кабинеты для уроков технологии. В коридорах школы – уютные диваны и кресла.
Во дворе – футбольное поле и воркаут-площадка, беговые дорожки, большие газоны, засаженные цветами и деревьями. Любая городская школа может позавидовать: здесь есть все, что нужно для добротного, качественного образовательного процесса.
Патимат Магомедовна с удовольствием отметила, что сейчас приняты единые по всей стране образовательные стандарты. На её взгляд, это необходимый и чрезвычайно важный шаг для общего развития образовательного процесса. Кроме того, сейчас разработаны единые учебные планы по всем предметам, что значительно облегчает труд педагогов. Патимат строго следит за всеми новинками в образовании – это настолько живая, подвижная, постоянно меняющаяся сфера, что, упустив малейшую деталь, можно опоздать с целым потоком. Она увлеченно рассказывает, как будут проходить занятия в новых классах, какие запланированы кружки и спортивные соревнования, потом плавно переходит на выпускников школы, рассказывает, что сельчане стали в последние годы возвращаться в родное село, обновляют родительские дома или строят новые, заводят хозяйство.
Мы слушали её и невольно сами заражались гордостью за село. Места ведь здесь удивительные, у каждой горы – своя история, у каждой речки – своя легенда… В последние годы власти и жители района многое сделали, чтобы на плато был порядок: убрали мусор, посадили сосны вдоль районных дорог, строят и ремонтируют школы, детские сады, строятся гостиницы. Люди и свои старые традиционные дома сдают туристам: многим интересно пожить настоящей жизнью горного аула.
Обо всем этом рассказывает Патимат, и нас поражает даже не такое глубокое погружение в насыщенную жизнь района, а проникновенность, неподдельное чувство единения со всеми – учениками, учителями, родителями, сельчанами и даже гостями плато. Здесь везде её дом – в каждом доме родного села, в школе, в мечети, а каждый гость – её гость, каждая радость – её радость, каждое горе проходит раной по её душе…
Прощаясь с Патимат, мы пожелали ей и её дружному коллективу новых успехов в новой школе. Но главное, что мы везли с собой, – это уверенность, что будущее школы – в умных, добрых и любящих руках Патимат Магомедовны!