среда, 24 июля 2024
6+

Только вперед!

В нашем журнале мы уже не раз рассказывали о женщинах, для которых научная работа стала если не всей жизнью, то значительной её частью. Среди них были и ученые-прикладники, связывающие теоретические расчеты с практическими разработками, были и ученые-теоретики, развивающие научную мысль в чистом виде. Героиню нашей сегодняшней публикации Аиду Махмудовну Эсетову нельзя однозначно отнести к ним, поскольку в её научной работе основную часть составляет просветительство.

Как руководитель кафедры, как педагог высшей школы она считает своим долгом не только дать  студентам экономические знания, но и донести до них значение экономического мышления – особого подхода к происходящим в мире процессам. По её словам, буквально с первых занятий можно определить по студенту, можно ли его пригласить в группу, занимающуюся научной работой. Ведь для этого нужны особые качества: дотошность, усидчивость, упорство и последовательность.

Были годы, когда ребят вообще невозможно было увлечь наукой – не было материальной базы, финансирование было плохое. Сейчас ситуация в корне изменилась – в университетах действует система грантов, она реально работает и дает возможность целеустремленным ребятам развиваться, участвовать в конкурсах, форумах, фестивалях, в том числе в международных. Кроме того, в стенах университета тоже можно найти для себя интересные занятия – есть заказы на экономические обоснования проектов, на проекты бизнес-планов самых разных предприятий, на практические экономические расчёты ввода новых линий и производств на предприятиях.

Аида Махмудовна подчеркнула, что студенты сегодняшние значительно отличаются от студентов буквально 10–15 лет назад. Сегодняшний студент более амбициозен, он знает, чего хочет добиться в жизни, и знает, как этого добиться. Сегодняшний студент не стесняется спросить о цене гранта или о цене за расчет бизнес-плана, и вовсе не в силу меркантильности, а потому, что он хочет быть независимым и понимает, что независимость во многом зависит от его усилий.

Аида Махмудовна буквально светлеет лицом, когда рассказывает о своих подопечных: «Работа с ребятами доставляет мне настоящую радость! Они все такие разные, и каждый по-своему прекрасен! Для меня сочетание педагогической и научной работы стало той самой идеальной серединой, где я как личность чувствую свою востребованность».  

Рассказывая о себе, Аида Махмудовна отметила, что для неё всегда было важно ощущение внутреннего согласия с самой собой:

–  Я выросла в семье, где отмечались и мусульманские праздники, и православные. Мой отец, Махмуд Ахмедов, был родом из села Ялак Ахтынского района, а мама, Светлана, – из семьи этнических грузин Джапаридзе, давно проживающих в Махачкале. У нас в семье было принято уважать любое вероисповедание, и я никогда ни от кого в семье не слышала утверждений, что есть правильные и неправильные религии – вера в силу и милость Всевышнего не делится по религиозному признаку, это просто вера! Я очень благодарна своим родителям за эту свободу и широту мышления,  мне и сейчас очень трудно смириться с догматизмом, и  не только в науке.

Уже в нескольких публикациях нашего журнала звучала фраза «поколение отличников». Наша героиня тоже из этого поколения: она успешно окончила школу № 39, на красный диплом окончила экономфак ДГУ по специальности «Планирование промышленности», несколько лет работала в статуправлении. Наверное, работая с сухими отчетами, Аида Махмудовна ясно поняла, что это не её – работа не приносила радости, хотя она быстро продвинулась по служебной лестнице. Она стремилась к работе с людьми, к научной деятельности, хотелось работать в живой, насыщенной событиями атмосфере. Ей предложили работу в политехническом техникуме, и она сразу согласилась: там студенты, педколлектив, мероприятия, конкурсы, конференции, самодеятельность!

– Это был период, когда я отчетливо поняла, что мне необходимо находиться в живой среде, наполненной общением и постоянным  обновлением. Вообще, внутреннее развитие для меня крайне важно, это вовсе не самоцель, для меня это способ существования в гармонии с собой. А работа в системе образования заставляет держать себя в тонусе – новые знания, новые методики, новые подходы. В таком интенсивном и напряженном режиме я живу с тех пор, как пришла сначала в техникум, потом в Дагестанский государственный технический университет. И мне в этом режиме комфортно.

Очень часто женщины в науке становятся заложницами работы – времени на семью катастрофически не хватает. Но Аида Махмудовна выросла в крепкой, дружной семье, и свою она строила по родительскому принципу: дом для каждого – крепкий тыл и оплот надежности и стабильности. Стремясь быть в активном развитии на работе, дома Аида Махмудовна создала островок покоя и уюта.

– С мужем, Мурадом Эсетовым, меня познакомил его друг, который был моим однокурсником. Мурад всегда был увлеченным, ярким, интересным человеком, но меня в нём сразу привлекла родственная мне жажда нового и неизведанного, натура экспериментатора и новатора. Мы прожили с ним большую, насыщенную событиями жизнь, вырастили двух дочерей и сына. Помимо этого мы непрестанно развивались профессионально: защитили кандидатские, потом докторские диссертации. Муж – доцент кафедры в медицинском университете, я в 2015 году получила звание профессора. Для своих друзей мы остались теми же близкими людьми – по пятницам у нас День Друзей Мурада, это многолетняя традиция, а по субботам – день родных, когда собираются близкие нам всем люди, друзья, это тоже наша семейная традиция.

Мы в нашей семье отмечаем все религиозные праздники: и Курбан-Байрам, и Уразу, и Пасху, и Рождество. Мы верим, что Всевышний един, он  любит нас и доверяет нам, нужно просто оправдать эту любовь и доверие.

Аида Махмудовна работает в Дагестанском государственном техническом университете с  2001 года,  сейчас она заведует кафедрой экономической теории на факультете «Информационные системы в экономике и управлении». Она опубликовала более 200 научных и учебных работ, 18 монографий. Но при этом подчеркивает, что работа со студентами всегда в приоритете: «Студенты – это сгусток живой энергии, они ни на секунду не дают расслабиться, с каждым новым потоком университет оживает, мы видим становление личности, и это непередаваемое ощущение причастности к Божьему промыслу – поддержать, помочь, научить и отпустить в свободное плавание… Такова наша педагогическая миссия…»