суббота, 20 апреля 2024
6+

Дом, где вас видят…

– Обычная школа, – думала я, поднимаясь по лестнице на второй этаж, в кабинет директора. – Та же охрана, те же шкафчики для второй обуви, тот же гомон и та же беготня… Так же (но…чуть медленнее) носятся по коридорам малыши, бродят стайками мальчики постарше, разговаривают, склонив друг к другу головы, девочки.

 Обычная, да не совсем. По лестнице навстречу мне спускаются мальчик и девочка. Мальчик держит руку на плече одноклассницы, а та бережно ведет его вниз.

Вот прошла, напевая что-то вполголоса, хорошенькая малышка…

Да она же не видит, – вдруг понимаю я.

…Память услужливо рисует мне картинку, как папа листает мой дневник, где выведена жирная двойка за сочинение к 8 марта, поднимает на меня глаза, а я, сдерживая слезы, подаю ему тетрадь, где написала, что хочу бабушке света в глазах. Папа читает, потом говорит: «Пять, за доброе сердце! Иди, я сам объясню учительнице». Бабушка ослепла от глаукомы, но передвигалась по квартире свободно, как зрячая. «По привычке»,– так она отвечала нам – любопытным и, естественно, в силу возраста, бесцеремонным внукам…

 Меня встречает Земфира Муртазалиевна Габибова – директор МКОУ «Интернат IV вида», а проще – школы-интерната для слабовидящих детей. Молодая, красивая женщина в строгом костюме с живым, проницательным взглядом темных глаз рассказывает о себе и своей работе. Разговор часто прерывается. В кабинет то учителя входят, то родительница пришла узнать, какие документы нужно готовить для поступления в школу, если ребенок не ходил в детсад. Оказалось, что на базе детского сада № 44 детей с ослабленным зрением готовят к школе по специальной программе. То забежала стайка детей спросить, пойдут ли они на занятия по вокалу в другую школу, раз их наставник болен…

Обычная школа, но со своими проблемами, своими задачами, своим особенным контингентом детей…

 Как случилось, что Земфира Габибова – учитель иностранных языков – вдруг стала работать в школе-интернате для детей с ослабленным зрением?

Было ли это призванием? Наверное, нет. Но бесспорно одно: работу свою она любит, любит беззаветно детей, которые учатся в этой школе. Любит так, что родные дети обижаются. «У тебя всегда есть время для школы, мама! Найди же время и для нас!» – написала ей как-то записку младшая дочь.

А детей у Земфиры четверо. Старшие дочь и сын уже окончили вузы, а младшие (тоже дочь и сын) еще школьники. И воспитывает она их одна, после скоропостижной смерти мужа Магомеда.

– Правда, мама Разият – свекровь – очень помогает и поддерживает меня, – делится со мной Земфира. – Она у меня золотая! Вообще мне с родней очень повезло. Мои сестры, нас у папы с мамой четверо, ни разу не дали мне почувствовать, что я одна.

 После окончания факультета иностранных языков пединститута Земфира с мужем уехали в Акуша по месту его службы. Там она работала в школе, и в конце 2007 года, когда супруга перевели в Махачкалу, глава администрации города направил ее на работу в МБОУ № 50 заместителем директора. Так совпало, что в это время по многочисленным просьбам родителей, республиканского общества слепых, общественности создали специальное учебное учреждение для слабовидящих детей, и Земфиру Габибову в 2008 году назначили его директором.

 Сказать «Было трудно» – значит не сказать ничего. Земфира начала с того, что сразу же прошла курсы по специфике школы-интерната в Институте коррекционной педагогики в Москве. Это помогло ей и определиться с выбором задачи, поставленной перед учительским коллективом, и создать такой коллектив единомышленников.

У Земфиры Габибовой – три диплома. Она как руководитель прошла переподготовку по менеджменту; получила магистерский диплом педагога-дефектолога, диплом выпускника инфака ДГПУ; кроме того, она прошла курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ в Италии, Милане. Имеет ведомственную награду «Почетный работник общего образования РФ».

Все ее коллеги также прошли переподготовку на факультете специального (дефектологического) образования ДГПУ или же в Москве.

Сегодня в интернате обучается 229 детей. 64 из них проживают здесь постоянно. Независимо от того, приходящий ребенок или же он проживает в интернате, учитель и педагог-наставник знают диагноз каждого, историю его жизни и работают с ним индивидуально.

– Дети учатся по программам общеобразовательных школ, но в течение 12 лет – это связано с необходимостью создания щадящего режима. В школе-интернате организованы определенные условия, которые готовят детей к жизни в социуме. Кроме того, ученики занимаются по адаптированным программам.

С детьми работают шестьдесят пять педагогических работников – учителя, воспитатели, психолог, логопед, тифлопедагог, социальный педагог. Их задача – дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты, весь творческий потенциал с учетом их индивидуальных особенностей.

– Вы видели, как бережно относятся дети друг к другу? – спрашивает меня Земфира Муртазалиевна, – они должны ощутить, чтобы увидеть. Процесс познания у детей с нарушенным зрением строится на осязании и слухе. Их надо учить выражать свои мысли, так как они часто употребляют слова, не понимая их истинного значения. Поэтому педагоги занимаются с ними и предметно-практической работой, и ритмикой, и даже такой странно звучащей для нашего уха деятельностью, как социально-бытовая ориентировка.

– Давайте пройдемся по школе, – пригласила меня Земфира.

Мы заглянули в кабинет логопеда, где ребенок, помогая себе пальчиками, старательно проговаривал буквы. Увидели урок ритмики, где дети делали незамысловатые упражнения под «речевки». Зашли в кабинет массажа… Видно было – и по лицам детей, и по поведению взрослых – что это  их каждодневная, нелегкая, но любимая жизнь.

– Наши дети к моменту выпуска мало чем отличаются от обычных, – продолжает свой рассказ Земфира Габибова. В этом году последний звонок прозвучит для 18 девочек и мальчиков. 11 выпускников получают аттестаты на базе десятилетки (9 лет обычной школы) и 7 – на базе двенадцатилетки, что соответствует уровню средней школы. Из этих 11 школьников аттестаты об основном среднем образовании получат все.

Два выпускника практически ничего не видят, но благодаря нашему тифлопедагогу Гаджимурату Ибрагимовичу Ихлазову научились точечному шрифту и прошли полный школьный курс по системе Брайля. Всего таких детей у нас более 20, и Гаджимурат Ихлазов занимается с ними индивидуально и в группах.

 Есть среди выпускников дети, которые хотят поступать в вузы и колледжи. Например, Карина хочет поступить в медицинское училище.

 Было бы здорово, если бы школа могла дать ученикам хотя бы элементарные навыки определенных профессий, но из-за отсутствия помещений и технической базы для трудового обучения это невозможно. Да и сама школа, – сетует директор, – расположена не в типовом здании, а в приспособленном помещении. Секции и кружки – а среди них шахматы, дзюдо, хореографический, танцевальный, художественного рисования, театральный, музыкальный (флейта) – проводят занятия в классах. На вокал дети ходят в школу искусств № 8 с сопровождающим педагогом. Нам очень хочется иметь типовые актовый и спортивный залы…

  В день, когда я встретилась с Земфирой Муртазалиевной, команда учащихся школы улетела в Саранск на Всероссийские соревнования по дзюдо. В команде и слепая девочка Айшат-Алтынкъыз Элавова, неоднократный призер соревнований.

 – Дети почти каждый месяц принимают участие в городских, республиканских, всероссийских конкурсах, соревнованиях, турнирах, фестивалях, олимпиадах. В школе уже который год проводится конкурс «Ученик года», – рассказывает она и добавляет, что и учителя в школе – одни из лучших. Например, учитель ИЗО Никамагомед Гаджиннаев стал в прошлом году победителем городского конкурса «Учитель ИЗО».

 – А наша Патач прекрасно поет, к тому же она научилась читать Коран по коду Брайля. Амина у нас шахматист, тоже принимает участие в различных турнирах.

 – Детям со слабым зрением можно заниматься дзюдо, борьбой? – спрашиваю я.

– Наши дети проходят ежемесячное бесплатное обследование зрения в клинике «Высокие технологии». Должна сказать, что мы получаем достаточную помощь. Четырехразовым питанием школу обеспечивает «Махачкалапродукт», мебель нам выделила фирма «Горзаказ», помогают и благотворительные фонды. Так, Санкт-Петербургский БФ «Добро» подарил нам электронную читающую книгу.

– Конечно, без слаженной работы коллектива наши успехи были бы невозможны, – еще раз подчеркивает директор. – И педагоги-предметники, и учителя-наставники, и врачи, и весь персонал школы-интерната – настоящие подвижники, преданные одной идее, – не дать выпасть из жизни ребенку, который в силу обстоятельств оказался не таким, как другие, создать для него дом, где его видят. И дать ему возможность увидеть дом и мир, дать возможность жить в нем.

  

 

 

 

 

 

 

 

Рубрика: 
Фото: 

Здесь может быть размещена ваша реклама

Маковые поля, золотые пески и горы. Прекрасный Дагестан: Персональные  записи в журнале Ярмарки Мастеров

Новый номер