Женщина Дагестана

Журнал для семейного чтения. Издается с 1957 г.

Диана Гамзатова: «Не бойтесь быть красивыми!»

 

И все-таки это замечательно, что наша жизнь не перестает удивлять новыми событиями, открытиями и, что самое замечательное, – людьми … Именно такое ощущение – счастливого удивления – не покидало меня во время бесед с замечательным мастером Дианой Гамзатовой.

Казалось, мы уже были когда-то знакомы, мы слушали и понимали друг друга, и тогда тоже вокруг были банки с красками, кистями, наброски и фрагменты, глиняные и деревянные заготовки под роспись…

 

Впервые запомнилось имя Дианы Гамзатовой в связи с ее проектом «Курчак». Сам проект помимо эстетического содержания (каждая игрушка выполнена необыкновенно тщательно, выдержаны все линии и цвета) наполнен еще и прикладной сутью: вносит в привычное для нас понятие елочного сувенира новизну применения этнических элементов. Миниатюрная балхарка в ярком платке, глиняный светильник-чираг, изящный кумуз, пара уютных сапожков с загнутыми носками – и ни одной лишней или случайной детали, ни одного аляповатого сочетания. Каждая игрушка, заботливо уложенная в маленький бумажный пакетик, так и не успела дойти до прилавков магазинов – все эти сокровища мгновенно разобрали знакомые и друзья.

Потом пришло время восхищения ее графикой и работами на керамике: я влюбилась в лаконичных ворон, в сдержанные каллы, в безупречно выписанные кулечки с семечками, в брелок с подвешенными к нему сувенирными башенками и пирамидками …

Зрителя завораживают строгие и простые линии, при этом хочется руками разгладить смятую газету, собрать рассыпанные зерна, коснуться старой истертой монетки из брелока – настолько они живые и настоящие!

Узнала, что Диана работает в музее «Дагестанский аул», и напросилась к ней в гости. Очень хотелось поближе познакомиться с человеком, для которого понятие родные корни – это не пустые слова, который каждый день  терпеливо доказывает, что мы носители уникальных народных ремесел,  богатой и разнообразной культуры.

Открытия начались буквально с порога мастерской: я замерла в восторге перед удивительными женскими образами – серебряной Арац и золотой Месед.

Выписанные изящными линиями женские лица словно светятся изнутри, а старинные украшения придают образам волшебную силу неподвластной времени женской магии и колдовского очарования. В них есть все: и любовь к жизни, близким, миру, и уверенность – все должно быть и обязательно будет хорошо.

В удивительных по красоте головных украшениях, серьгах и подвесках каждый знак несет оберегающий и созидательный смысл. Вот змея… Она обвивает лоб, она спокойна и уверена в своей значимости, она не подпустит зло, тревогу и отчаянье, она всегда на страже. На монисто, подвесках и серьгах изображено то, что нужно защищать: хлебные поля, урожайные сады, полноводные реки, богатые отары и мир в наших домах.

Творчество Дианы не ограничивается одним жанром: она мастерски владеет ковроткачеством, великолепно знает историю народного костюма, она прекрасный керамист, график.

И еще у нее есть чудесная маленькая слабость – это национальные украшения, настоящие произведения искусства, хранящиеся в старых рассохшихся шкатулках наших бабушек. У всех народов всегда женщину сопровождали украшения. Даже в самых глухих аулах, даже в самых высоких горах она находила возможность использовать в своей одежде украшения, и эти украшения не были кокетством или желанием выделиться – у них был более глубокий, сакральный смысл. Каждый браслет, каждое кольцо, каждый височный диск или монисто – это оберег. От дурного глаза, от злых и темных сил, от болезней, от неурожая, от несчастий, тревог – от всего, что может омрачить спокойствие женщины – хранительницы домашнего очага.

Диана, смеясь, рассказала о том, что когда-то практически случайно занялась украшениями. Просто нужно было заменить сотрудницу в музее, и Диана, которую привлекало все новое, согласилась взять на себя работу в отделе национального костюма Дагестанского исторического музея.

Наверное, можно говорить о роли случайностей в судьбе нашей героини, но они настолько судьбоносны, что практически перестают быть стечением обстоятельств. Случайностью было то, что в детстве рядом с Дианой жила молодая женщина, и у нее в комнате стоял огромный ковровый станок. Любопытной девочке было очень интересно, как из-под худеньких рук при помощи странного ножа-крючка возникают удивительные картины – зеленые леса и поля, голубые реки и озера, яркие цветы, густые травы и затерявшиеся в них птицы и животные.

Она и в училище поступила именно на отделение ковроткачества – хотелось изучить процесс изнутри: как натягивается основная нить на валы, как затягивается петля, как из подвешенных к перекладине цветных мотков нити, словно по волшебству, возникают чудесные узоры. А потом был Московский текстильный институт, и он тоже сыграл огромную роль в ее работе над национальными костюмами.

Когда собеседница рассказывает о быте и укладе наших предков, она меняется до неузнаваемости. Теперь мы видим перед собой увлеченного, восторженного человека, который знает, о чем говорит, и который бесконечно влюблен в сам процесс познания. Прошлое нашего народа для нее не абстрактное понятие, это живые люди, которые заботливо создавали свой мир и оберегали его от любого разрушительного воздействия.

Диана по-настоящему радуется, что сейчас возрождается интерес к культурной самобытности нашей многонациональной республики. Она на самых простых примерах объясняет, как этническая культура народа так или иначе проявляется во всех областях жизни: в языке и общении, в воспитании подрастающего поколения, в устройстве жилища, домашнем хозяйстве, одежде, фольклоре.

А традиционный костюм является наиболее ярким выразителем представлений народа об окружающем мире, его этнического самосознания. Народ в процессе исторического развития формирует свой предметный, прикладной мир, основанный не только на материальных, но и  духовных потребностях. Одежда и украшения играют в этом мире ключевую роль, поэтому нарядные платья и головные уборы всегда были сшиты из очень качественных дорогих тканей. Техника обработки швов, использования элементов и деталей поражают прекрасным исполнением, при этом нельзя забывать, что вся работа сделана вручную.

Диана увлеченно рассказывает, что появление новых деталей в одежде почти всегда связано с влиянием других культур. Например, в середине XIX века на обуви гунибских модниц и в орнаментах, используемых в традиционных ремеслах, появились элементы императорской геральдики – двуглавые орлы. Оказалось, что царские генералы, обустраивая в Гунибе свой военный штаб, для обшивки стен в комнатах использовали плотные шелковые ткани с изображением двуглавых орлов. И как раз куски этих тканей стали использоваться мастерами для пошива туфель и тапочек, а в орнаментах вышивки, в серебряных ювелирных украшениях жителей Гуниба и окрестностей появились элементы русской геральдики. Таким же образом попали на костюмы и платья наших предков скрученные золотые шнуры и кисточки с галунов и эполетов, которыми были украшены парадные мундиры царских офицеров.

Слушать Диану можно часами, и время летит незаметно, потому что это время открытий, время рождения совершенно нового взгляда на устройство мира наших предков. Она рассказывает о строгих, лаконичных костюмах жителей высокогорья – они жили сурово, и эта суровость проявлялась во всем. Одежда низменных южных районов гораздо ярче, украшения пестрят эклектичными орнаментами и яркими камнями, используется цветная эмаль – это влияние караванов Шелкового пути, близость незнакомой азиатской, аравийской культуры.

На полках в мастерской Дианы разложены книги знаменитых ученых-этнографов, она тщательно изучает научные статьи, посвященные исследованиям традиционных кавказских ремесел, костюма и украшений. С близкими по духу людьми художница открыла и творческую мастерскую.

…Диана с любовью и уважением говорит о наших соплеменницах – дагестанских женщинах, об их трудолюбии, стремлении к образованию, интересе ко всему новому.

Я спросила нашу героиню, что бы она посоветовала читательницам журнала «Женщина Дагестана»?

– Посмотрите, дагестанки стройны и легки в движениях, хорошо танцуют, умеют носить одежду, прекрасно сочетают цвета, умело подбирают украшения. Поэтому не нужно бояться выражать свою индивидуальность и в наших собственных, народных дагестанских традициях. Сегодня многие женщины с удовольствием носят старинные ювелирные изделия, и это радует. Хочу дать совет профессионала: эти украшения органично сочетаются с выдержанным кроем одежды, приглушенными красками тканей и их высоким качеством. Будьте красивыми, дорогие женщины!

Сулгият Булгаева

Рубрика: 
Фото: