
О деятельности Управления образования Администрации г. Каспийска рассказала его начальник – почётный работник общего образования РФ, заслуженный учитель РД, кавалер Ордена почёта Республики Дагестан III степени Лариса Нисимовна Абрамова.
– Расскажите о приоритетных задачах образования Каспийска на ближайшее время.
– Прежде всего, отмечу, что ориентир региональной и государственной образовательной политики остается неизменным. Вектор образования нацелен на создание системы, обеспечивающей качественное образование и воспитание ответственных граждан для социального и экономического лидерства страны. Каспийск принимает активное участие в реализации Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года – создаются условия для развития потенциала и таланта детей, совершенствуется инфраструктура, регулярно повышается квалификация учителей и многое другое.
– Какие есть проблемы в сфере образования города?
Как в любой другой отрасли, их немало, но в последние годы администрация города активно помогает нам решать их. С 2021 г. мы поэтапно пополняем ослабленную за многие годы материально-техническую базу учебных учреждений. Кроме того, в городе реализуется программа по капремонту детских садов и школ.
Однако есть проблемы, требующие более глубокого подхода, – речь идет о дефиците педагогических кадров в школе и в детских садах. Вопрос непростой: в масштабах всей страны дефицит составляет порядка 500 тыс. специалистов. Ситуация усугубляется тем, что профессия учителя в последнее время теряла популярность, на педагогические специальности абитуриенты шли по остаточному принципу.
Конечно, решение этой проблемы требует комплекса мер на государственном уровне. Но и мы на местах осуществляем работу по переподготовке педагогов по наиболее востребованным специальностям, работаем над привлечением молодых специалистов – заключаем целевые договоры с ссузами и вузами. Кроме того, руководителями школ проводится эффективная работа по привлечению в школы студентов дагестанских вузов и колледжей. Так, в текущем учебном году трудоустроено 14 студентов.
– Как развивается дошкольное образование в Каспийске?
– Согласно федеральному закону, гарантирующему доступность и качество дошкольного образования, детский сад – первая обязательная ступень образовательного процесса. В Каспийске муниципальной программой «Развитие системы образования города Каспийска на 2025 – 2027 годы» утверждена подпрограмма «Развитие дошкольного образования», которая обеспечивает исполнение федерального закона, ведется планомерная работа по развитию сети дошкольного образования – с 2019 года создано 1060 дополнительных мест и введено 5 новых дошкольных образовательных организаций.
Но федеральный госстандарт дошкольного образования устанавливает требования не только к доступности, но и к качеству подготовки воспитанников и к кадровым условиям реализации образовательной программы. В этих вопросах дошкольные учреждения Каспийска активно проводят работу – наши педагоги и образовательные учреждения не раз становились победителями профессиональных конкурсов, грантов, фестивалей. Например, детские сады №№ 33, 22, 31, 29 получили грантовую поддержку в области образования, науки, техники и инноваций на внедрение инновационных технологий и развитие традиционных народных промыслов.
Результатом участия в программе стала реализация таких проектов, как спортивный марафон «Бегом к здоровью», военно-патриотическая игра «Тропа Героя», «соляная комната».
Также детские сады № 31, 33, 34 становились победителями и призёрами конкурса «Лучший детский сад Республики Дагестан».
– В каких федеральных и региональных образовательных проектах участвует город?
Образовательные проекты в современных условиях позволяют осуществить трансформацию существующей системы образования – в школах Каспийска в рамках таких проектов созданы Центры цифрового образования детей «IT-куб», детский технопарк «Кванториум», оснащена цифровая образовательная среда школ, учреждения дополнительного образования получили современное оборудование для развития различных направлений. За период с 2018 года введено в эксплуатацию 6 школ и 5 детских садов.
Город также принимает участие в региональных программах: по программе капитального ремонта детских садов проведены работы в 3-х дошкольных учреждениях, а по федеральной программе запланирован капремонт в 2026-2027 годах.
В 2025 году город участвует в нацпроектах «Молодежь и дети», «Семья» и «Кадры», направленных на решение вопроса по кадровому дефициту в школах. Для их реализации нашим Управлением активизирована работа по заключению целевых договоров со студентами вузов, колледжей.
– А с родительскими сообществами как организована работа?
– Контакт с родителями имеет огромное значение для всей системы образования. В городе создан орган самоуправления с участием родителей – городской родительский комитет, который активно участвует в мероприятиях не только в сфере образования, но и в области культуры, спорта, отдыха и развлечений. Родительский комитет – наши помощники и соратники.
– Как Вы оцениваете результаты ЕГЭ и других аттестаций в школах города?
Отмечу, что итоговые аттестации – важнейший инструмент оценки полученных знаний. Результаты ЕГЭ по некоторым предметам за последние годы демонстрируют устойчивый рост – математика, химия, биология. В 2023 году у нас было 58 медалистов, а в 2025 г. – 94 медалиста.
Наша задача – достичь такой степени, когда все выпускники школ усваивают базовый уровень федерального государственного образовательного стандарта, и добиваться динамики роста подготовки выпускников.
– Мониторинг качества образования проводится?
Основная форма мониторинга качества образования – проверочные работы по оценке образовательных достижений учащихся – ВПР (Всероссийские проверочные работы) и исследование по модели PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). В этом году в ВПР приняло участие около 14 тыс. учащихся муниципальных школ.
В 2025 году 66 учащихся МБОУ «Гимназия № 12 имени Анвара Аджиева» приняли участие в исследовании по модели PISA – общероссийской оценки функциональной грамотности, позволяющей отследить динамику образовательных достижений.
– Как вы информируете жителей о своей работе?
– Для этого мы используем официальные государственные паблики в сетях ВКонтакте, Телеграм, также у нас есть официальный сайт. Мы взаимодействуем с населением через платформы обратной связи, где автоматически отслеживаются сообщения в социальных сетях, блогах и форумах. Система фиксирует жалобы, вопросы, отзывы и другие значимые сообщения, что позволяет оперативно отвечать на вопросы, консультировать и принимать быстрые решения по возникающим вопросам. Кроме того, мероприятия Управления освещает и телеканал «Среда».
– Что делается для повышения квалификации педагогов?
Дагестанский институт развития образования совместно с Управлением образования не реже раза в три года проводит курсы повышения квалификации педагогов. Однако для усиления мотивации и профессионального роста с 2022 года внедряется система наставничества. Она включает мастер-классы на фестивалях и форумах педагогического мастерства с участием лучших учителей республики, финалистов конкурса «Учитель года Дагестана» разных лет, ежемесячные семинары и специальные программы для учителей-предметников и управленцев. Акцент делается на обмене опытом и современных педагогических технологиях.
– Какие инновационные образовательные программы используются?
– Внедряются IT-кубы, кванториумы, программа «Гармония», проект «Мой Дагестан» – они повышают качество образования, развивают креативность и конкурентоспособность учеников. Например, программа «Гармония», с которой школа № 1 имени М. Магомедова заняла 1-е место на Всероссийском конкурсе в 2024 г., способствует развитию стрессоустойчивости и финансовой грамотности, а проект «Мой Дагестан. Край, в котором я живу» объединяет в себе ценности духовно-нравственного развития детей и изучение истории и традиций родного региона.
Беседовала Хамис Шамилова