Жюллаг – гончарный круг

Эти снимки завораживают. Очень простые люди, в простой тёмной  одежде – сидят за гончарным кругом и творят чудо. Это не просто слова – это абсолютная истина.

Вот фотография Камиля Чутуева: размытый по краям из-за вращения круг и погружённые в мягкую, податливую глиняную массу руки гончара по центру. Они привычным, уверенным движением придерживают глину, и кажется, что они практически неподвижны.

Но мы знаем – очень скоро из-под этих рук  вдруг возникнет кувшин или ваза, и для самого гончара этот процесс вовсе не чудо, а ежедневная рутинная работа. Он и не подозревает, как прекрасно все, что делают его руки, как прекрасны его движения, как чудесна сосредоточенность его взгляда – мастер оценивает каждую деталь своей работы, чтобы не допустить фальшивой или грубой линии.

 Музей изобразительных искусств предоставил для экспозиции, помимо более сотни работ прекрасных мастеров-фотографов разных поколений – Рудольфа Дика, Федора Зимбеля, Сергея Тартаковского, Камиля Чутуева, Манабы Магомедовой, Владимира Севриновского – и несколько гончарных изделий – это кувшины и большие глиняные емкости. Именно в таких наши бабушки держали воду, зерно, заквашивали молоко и сыр, сбивали масло. Глина у этих кувшинов звонкая и лёгкая, узор очень сдержанный и лаконичный, форма очень простая и настолько прекрасная в своей простоте, что, кажется, дополни изделие какой-нибудь деталью, штрихом, и оно потеряет красоту. К этой мысли приходишь, глядя на экспонаты вернисажа, открывшегося в Музее истории города Махачкалы.

«Эти снимки – ода женщине-балхарке, руки которой всегда в глине, которая сама приносит глину в мастерскую, сама её замешивает, вылепляет кувшин, обжигает в печи  и сама расписывает. Это ода Мастерице, которая из куска глины создает произведение искусства, признанное специалистами-экспертами во всем мире»,– говорит куратор выставки, директор Музея истории города Зарема Дадаева.

Искусствовед Татьяна Петенина отметила, что Балхар снабжает керамической посудой  горный край и, несмотря на  простоту  техники, изделия балхарских  мастериц вот уже много столетий радуют взгляд изяществом и стройностью форм. На фестивале народных  промыслов в Италии среди огромного количества разных традиционных ремёсел народов Европы, Азии, Америки искусствоведы дали самую высокую оценку именно легким, звонким и удивительно красивым по форме балхарским глиняным кувшинам, подчеркнула она.

Очень тепло приняли посетители рассказ  директора Музея  изобразительных искусств Салихат Гамзатовой о том, что Расул Гамзатов в одну из своих поездок в Японию взял с собой балхарский кувшин и был искренне расстроен, когда, распаковав коробку, обнаружил, что от кувшина остались одни черепки. Однако японские друзья не позволили подарку пропасть – наутро Расул Гамзатович увидел целый кувшин, на котором следы трещинок были заметны только при очень пристальном рассмотрении. И мастер, склеивший все осколки, был искренне восхищён качеством керамики и невероятной выразительностью  лаконичной росписи.

Вся история человечества подтверждает – мы создаем свой быт из того, что под рукой. Создаем и затем совершенствуем. Не знаю, кому и когда впервые пришла мысль о том, что можно замочить и замесить глину с берега реки, кто сконструировал и собрал в единый механизм сам гончарный круг. Ведь что такое глина? Она везде вокруг нас, как вода, камни, воздух. Много веков балхарцы совершенствовали своё гончарное мастерство, доводя его до уровня высокого искусства. Ученые-историки предполагают, что зарождение промысла  балхарской расписной керамики можно отнести предположительно к XIII веку. С тех пор процесс формирования изделия, обжига и росписи почти не изменился: та же жгутовая техника формовки, те же примитивные гончарные круги – жюллаги, те же узоры для росписи – округлые, спиралевидные, ромбовидные, плавно сочетающиеся крупные точечные и линейные мотивы в красно-белых тонах – символы достатка, урожайности, плодородия и благополучия.

Лейтмотивом выступлений, прозвучавших на открытии вернисажа, была общая боль всех неравнодушных людей: надо спасать балхарскую керамику! Сейчас на все большое село осталась одна пожилая женщина, которая владеет опытом лепки больших глиняных емкостей, во всем Балхаре не найти классического жюллага: традиционные гончарные круги заменили электрические,  и мастерицы делают на них небольшие изделия – миски, пиалы, а чаще всего статуэтки, которые пользуются большим спросом у туристов и гостей. Изделия мастеров-гончаров не выдерживают конкуренции – ведь это очень трудоёмкая и кропотливая работа. И если мы сегодня и сейчас не поддержим народный промысел, прекрасные глиняные кувшины останутся только в музеях и частных коллекциях.

Балхарское гончарное искусство – это целый мир форм, орнаментов, и в центре этого мира – творческий человек, который по сей день сохранил ремесло своих предков и продолжает удивлять окружающих качеством и многообразием художественных форм.

Фотографии предоставлены  Музеем истории города Махачкалы.

Рубрика: 
Фото: 

Свежий номер

Партнеры