понедельник, 30 декабря 2024
6+

Человек, к которому хочется вернуться

 
Есть места, куда хочется возвращаться, любоваться ими, держать в памяти… Есть вещи, которыми хочется бесконечно восхищаться, есть явления, наблюдать и восторгаться которыми не устаешь. Для одного это родной аул, старые отцовские часы, радуга над морем…  Для другого –  Венеция, шале в Швейцарии, улыбка Джоконды,  третий любит … Каждый из нас отдает предпочтение чему-то своему. Но если все это подкреплено еще и человеком, к которому хочется вернуться, вам повезло вдвойне! Вот как мне в эту поездку в Гуниб.
 
Много раз слышала об истории и красотах Гуниба, но, к своему стыду, ни разу там не была. Еще в студенческие годы друзья-гунибцы звали нас отдохнуть на знаменитой уже тогда турбазе «Орлиное гнездо». Увидеть место переговоров князя Барятинского и имама Шамиля, тоннель, пробитый для царской кареты, когда в Гуниб приехал Александр II, и знаменитую Царскую поляну, где на ромашковом поле прорыли траншеи и на брустверах выставили угощение для всех русских солдат. А еще знаменитые березы Радде, которые растут только здесь, и поэтому возле березовой рощи построен санаторий, где лечат детей с различными заболеваниями органов дыхания. И знаменитую «точку Айвазовского», с которой он писал бескрайний Кавказский хребет и Гуниб.
Я  ехала, предвкушая увидеть новые места, встретиться с новыми интересными людьми…
Так всё и случилось!
Крутой серпантин поднимал нас все выше и выше, склоны окружающих гор становились все круче и отвесней, и вот на одном из поворотов открылся Гуниб. Поистине, величественный и неприступный. Памятник «Журавлям» устремился в небо, а выше – крепостная стена, –  к сожалению, она рушится от времени и природных катаклизмов… Вот и рельсовая дорога по скале, укрепленной стальными тросами почти сто лет назад, ворота Барятинского, отделяющие Гуниб от Верхнего Гуниба.
Нас встречала Айша Абакаровна Саидова – управляющая туристическим комплексом  «Орлиное гнездо».
Искреннего человека видно бывает сразу – и по взгляду, и по улыбке, и по рукопожатию. Мы поняли: нам рады!
 
«Орлиное гнездо» – одна из немногих крупных турбаз не только района, но и республики – сегодня переживает второе рождение. Заново отстроенные корпуса, комфортные номера, коттеджи после капремонта, беседки, ухоженная, цветущая территория, красивейшие фотозоны и столетние раскидистые ивы на фоне гор производят на туристов неизгладимое впечатление.
Айшат Саидова ранее не занималась развитием туризма. Выросла в семье одного из лучших педагогов района Абакара Саидова. В те времена в районе было два известнейших директора школ – Махатилов и Саидов. А мама?  Мама Раджабиляй работала в колхозе. Делала всё: и сажала, и полола, и косила, и доила, и за скотиной ухаживала. Колхозница, одним словом. Но не в том смысле, какой сейчас вкладывают в это слово, а мастером! Хозяйкой! И при этом – женой, матерью и мудрейшим человеком.  Родители, а еще и окружение – родственники, сельчане, друзья – своим примером научили Айшат жить, отдавая отчет перед своей совестью, жить не для себя, а для людей.
 
По окончании средней школы девушка поступила в ДГУ на технологический факультет. Но чуть позже в Дагестане на базе филиала  Ленинградского кораблестроительного института был создан политехнический институт,  и ряд факультетов – строительный, технологический и  другие –  «ушли» в ДПТИ.
– Неважно, что это был уже не университет, знания нам дали академические, – рассказывает Айшат Абакаровна. – База была настолько сильной, что, где бы мне ни пришлось работать, я опиралась в первую очередь на полученные в вузе знания.
Молодая, целеустремленная, Айшат была всегда в первых рядах и в учебе, и в общественной жизни. Как не вспомнить тут фильм «Кавказская пленница»:  «Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица!» – это не только о героине Натальи Варлей, это и об Айшат!
 
После института Айшат работает в Буйнакске, затем в родном Гунибском районе на консервном заводе секретарем комсомольской организации. В 1976 году ее забрали, как она сама говорит, «наверх», в райком ВЛКСМ. Тогдашний Первый секретарь Обкома комсомола М. Азизов дает ей рекомендацию на учебу в ВКШ в Москву. В то время отпустить молодую девушку из горного аула даже в Махачкалу было трудным решением, что уж говорить о столице! Но ее  мудрый отец, приехав в Махачкалу, встретился с Мухтаром Азизовым и, вернувшись, сказал: «Поезжай, дочь, я разговаривал с секретарем. Он серьезный человек».
 
Высшая комсомольская школа готовила не только идеологических работников, она была для слушателей школой жизни. Вместе с Айшат учились молодые люди из тех стран Латинской Америки, где компартия была под запретом, – вот их готовили как идеологов коммунизма. А наши ребята получали весь спектр не только политических, но и экономических знаний.
Вернувшись в Дагестан, Айшат Абакаровна начала работать в Обкоме ВЛКСМ. Однако 1-й секретарь Гунибского райкома партии Гаджи Инчилов забрал ее в район, справедливо полагая, что родному району одаренный, знающий экономику, строительство, основы сельского хозяйства и политически грамотный человек нужнее, и, несмотря на возрастной ценз, ее утвердили третьим, а затем, по окончании Высшей партийной школы, и вторым секретарем райкома партии. Но, кроме этого, ей еще приходилось встречать и сопровождать многочисленные делегации, приезжавшие в район со всех уголков бывшего СССР и из-за рубежа.
 
– Как-то, еще во времена СССР, кажется, в 1976  году, –  вспоминает Айшат Абакаровна, – к нам в район приехала делегация компартии Франции. Показав им все красоты Гуниба, мы зашли в музей. После осмотра руководитель делегации спросил, счастливы ли мы? Я, конечно, уверенно ответила, что да, мы счастливые люди! Тут он отвел меня в сторонку и сказал: «Вы счастливые, потому что не знаете, как плохо Вы живете». Я не поверила ему тогда, ведь мы жили идеей великого братства народов. Советский Союз в ущерб себе и своей экономике помогал многим странам и подготовкой специалистов, и техникой, и займами. И тем больнее был «развал» великого государства в 90-е!
 
– С 1996 года я работала в администрации района заместителем главы, курируя экономику и сельское хозяйство. И я была, наверное, единственным чиновником, который в Левашах на зональном совещании по развитию экономики республики выступила и сказала, что главное – не народ – чиновнику, а чиновник – народу!
Это сегодня мы пренебрежительно говорим о том советском времени, но те, кто вырос, помня о чести отцов, святости родной земли и языка матери, вековых традициях народа, знали: это – не пустые слова, не строчки стихов, это – принципы жизни! Этих принципов придерживалась и Айшат Абакаровна Саидова, какие бы партийные и административные должности она ни занимала. Им же она верна и сейчас, взяв на себя ответственность за возрождение туристического комплекса «Орлиное гнездо».
– Я помню, как по инициативе гунибцев методом народной стройки был возведен памятник «Журавли». Это был первый такой памятник в Дагестане и в России. Расул Гамзатов и Ян Френкель приезжали на его открытие. Великий поэт был частым гостем в районе и обычно останавливался здесь, в «Орлином гнезде». Я обязательно создам фотогалерею портретов великих людей, побывавших у нас, наших достопримечательностей, образцов уникальной флоры и фауны Гуниба. Я мечтаю сохранить Верхний Гуниб в первозданном виде. Мы должны передать поколениям память. Ибо память создает и сохраняет народ наравне с языком.
 Энергии хозяйке «Орлиного гнезда» не занимать, как и энтузиазма. Планов по дальнейшему улучшению турбазы, ее окрестностей у нее много. Хватка руководителя, хозяйственника чувствуется во всем. А. Саидову окрестили в народе «мотиватором». И недаром не только словом, советом она подвигает обратившихся за помощью к действиям, предлагает «дорожную карту» для решения тех или иных задач и проблем. Ее авторитет, уважение, любовь окружающих – всё заслуженно.
 
Кстати, раз уж разговор пошел об уважении и любви, сам собой возник вопрос об отношении семьи к ее «вечной занятости».
 –  Мой муж, Абдурахман Гасанов, был заместителем директора этой самой турбазы. Замуж я вышла, по горским понятиям, не рано.  Но это объяснялось и тем, что моя работа предполагала постоянные командировки, полную занятость на работе, поздние возвращения, общение с большим количеством людей. Наверное, многие считали меня «слишком самостоятельной», – улыбается Айшат Саидовна. – Абдурахман же обещал, что во всем будет меня поддерживать, помогать. И слово своё сдержал. Мы прожили хорошую жизнь в любви и согласии. Вырастили сына и дочь. К сожалению, Абдурахман скончался в  2007 году. Семья мужа – они чохинцы – тоже приняла меня как родную дочь. Свекровь всегда была рядом со мной и с моими детьми. Светлой, чистой души человек!
 
Видимо, сама судьба вела Айшат к «Орлиному гнезду». Здесь она нашла свое счастье. Сюда вернулась полная сил и желания работать и сохранить этот заповедный уголок.
Что ж, кинабго данде билъаги, удачи и процветания вам, Айшат!
А мы обязательно вернемся!
                      
Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)