пятница, 03 мая 2024
6+

Корабли пустыни в Дагестане

Вот уже 5 лет, как среди достопримечательностей нашей республики появилось экзотическое фермерское хозяйство.

Теперь уже известный не только в Дагестане, но и в соседних  республиках Виктор Говоров, который держит  в поселке Сулак на берегу Каспийского моря самое большое в нашей стране стадо верблюдов – 130 голов – рассказал, как и когда он завел эту необычную ферму.

Первое, что замечаешь на ферме – все верблюды красивые, ухоженные, причесанные,  как для выставки или конкурса. Особенно эффектно верблюды смотрятся, когда заходят купаться в море. Корабли пустыни, оказывается, отлично плавают! Выходят из воды величавой поступью, окидывая просторы надменным гордым взглядом. Невзирая на горбы, стать у верблюдов королевская! А иногда они напоминают отважных и неторопливых туарегов, таких же жителей пустынь, как и сами верблюды.

Идеальная картина умиротворения просто обволакивает посетителей, впервые приехавших на верблюжью ферму. Видно, как привязан фермер к своим питомцам, как он их любит и заботится о них . И они платят ему той же привязанностью и лаской.

Виктор Федорович побывал во многих регионах страны после выхода на пенсию, потом обосновался в Дагестане. Крепкого сложения, в отличной физической форме, серьезный, сосредоточенный, Виктор, как бы всматривается в гостя, прежде чем показать свое хозяйство новому человеку. Прищуренный взгляд чекиста на раз определяет можно ли подпустить близко к верблюдам новичка. Говоров не то чтобы немногословный, но, по-военному коротко и четко, говорит только на заданную тему, только по делу. О своих питомцах знает все и может увлеченно и долго рассказывать о верблюдах. А вот о себе… Он не дает «залезть под кожу».

В прошлом Виктор Говоров – офицер пограничных войск ФСБ. Родом он из знойного Краснодарского края, потомственный кубанский казак. С детства в своей станице Овощной помогал дома по хозяйству, пас коров, коз. После школы осуществил свою мечту и поступил в военное училище пограничных войск в Калининграде. После учебы служил на Дальнем Востоке, потом на Камчатке, на Северных Курилах. Было нелегко служить в 90-е годы. Но границы на Дальнем Востоке наши пограничники удержали. Вышел Виктор Говоров в запас в 40 лет. Сын его пошел по стопам отца – тоже военный, офицер.

– Никогда не думал, что буду заниматься верблюдами, – вдруг сказал Виктор, словно предугадав мой вопрос,– Всегда любил животных, возился с ними, а верблюдов увидел в первый раз в зоопарке и сразу понял, что они мои любимые животные. Несколько раз на отдыхе катался на верблюдах. И как-то меня озарило. Я решил, что это мое! Изучил о них все. Долго подбирал местечко и вот так оказался в Дагестане, – вспоминает Виктор Говоров.

Занимался Виктор Федорович и травами, до того, как создать верблюжью ферму. Он ведь еще и потомственный травник. В детстве от бабушки-знахарки он научился разбираться в целебных травах, и эти знания помогли ему подобрать лучшее место для верблюдов именно в Сулаке. Так пять лет назад и появилась здесь Верблюжья ферма, где есть представители обоих домашних видов верблюдов – двугорбые бактрианы и одногорбые дромадеры, есть на ферме белые и бурые особи. Первых 16 верблюдов Виктор привез из Казахстана, а после он приобретал их в Калмыкии, Астрахани, Чечне.

– Здесь прекрасная кормовая база. Растут саксаул, горькая полынь, верблюжья колючка, расторопша, подорожник – все, что нужно верблюду. Животные круглый год на вольном выпасе. Пьют морскую воду, в ней же купаются. Такой образ жизни еще больше обогащает молоко верблюдиц полезными свойствами, – пояснил собеседник.

Вот что странно: верблюды едят горькие травы и пьют соленую воду, а молоко у них такое сладкое и густое, как растаявшее мороженое!

За молоком к Виктору приезжают из разных городов и районов Дагестана, были гости из Чеченской республики, Санкт-Петербурга, с Камчатки и даже из Австрии. Виктор делает и шубат – полезный кисломолочный напиток из верблюжьего молока, который рекомендуется при авитаминозах, сахарном диабете, малокровии, истощении, псориазе, хроническом гастрите и колите.

– Портится молоко верблюдицы гораздо медленнее, поскольку содержит природный антибиотик – лактоферрин. В нем огромное количество иммуностимулирующих веществ. Когда люди узнали о моей ферме, стали приезжать за полезным напитком. Некоторые останавливались и снимали жилье неподалеку, чтобы пропить молоко и шубат курсом, – поясняет фермер.

Виктор изначально задумал молочную верблюжью ферму, а не развод ездовых верблюдов для прогулок. Для этого он арендовал территорию, построил денники, стойла, провел необходимые коммуникации, обустроил кабинеты для ветеринаров, для приема посетителей и комнату для себя. Все его верблюды привиты от заболеваний.

С самым большим в нашей стране стадом верблюдов в 130 голов Виктор Говоров справляется один благодаря армейской дисциплине и физической подготовке. Фермер сам делает уборку денников, ухаживает за животными, сам доит их вручную.

По словам Виктора Федоровича, одна верблюдица дает всего-то 2−4 литра молока в день. Половину оставляют для верблюжонка.

– Чтобы получить молоко, нужен особый подход к каждой верблюдице. Если кормилица не в настроении, то она может и плюнуть, и ударить ногой,  выбить ведро. Процесс дойки тяжелый, ручной. Перед началом называю самку по имени, разговариваю с нею спокойно и ласково. Нельзя на нее  накричать и тем более ударить или привязать, а то молока не даст.

Виктора верблюды не только знают, но и уважают, и любят его, как своего папу. Он просто заходит в стойло и говорит: «Снежинка, идем доиться», – и она слушается. Каждую верблюдицу Виктор называет по имени – Белла, Снежинка, Настя, Венера, Милка, Феррари и много других интересных и нежных имен.  И каждая  знает, как ее зовут, даже верблюжата отзываются на свое и мамино имя. 

– Только начинаешь оказывать внимание одной верблюдице  – сразу  подходит другая. Ревнивые, как кошки, и своенравные, в отличие от коров и лошадей. Верблюды очень любят заботу и общение. Они привязываются к своим хозяевам и к сородичам и тяжело переносят разлуку, – рассказывает Виктор. – Недавно привезли верблюда из Калмыкии. Так вот, он встал в углу и плакал, роняя крупные слезы из своих огромных печальных глаз с ресницами как метёлки. Успокаивал я его неделю. Обращался ласково, гладил, утешал. И он привык ко мне и к этому месту. Знаете, они с виду такие горделивые, но в то же время наивные и ранимые, от природы одеты в пушистые меха, а словно без кожи, когда грустят. На доброе слово реагируют знаете как?  Улыбаются, ластятся, – с грустинкой в добром взгляде делится Виктор.

Утро фермера начинается всегда одинаково – встает до рассвета, доит верблюдиц, выпускает их на пастбище. А домой верблюды возвращаются вечером на заре. Говоров выезжает их пасти на мотоцикле, потому что, они уходят  пастись далеко. Могут уйти за десятки километров. Друг от друга тоже уходят на большие расстояния, но ходят  медленно. Но хозяин-то знает, где их искать.

– Подъезжаешь на мотоцикле, скажешь: «Майя, домой! Венера, домой!» И они послушно идут сами на ферму. За ними идут и остальные, более молодые, питомцы. Верблюды, как и все стадные животные, любят собираться группами. Вот отпускаю их на пастбище, перемешаю всех: одних в одну сторону, других – в другую. Через некоторое время смотрю: привычными партиями стоят! Всё как у людей! Свои группировки, как в любом большом коллективе, – шутит Виктор. Я улыбаюсь, а сам фермер при этом остается  невозмутим.

Виктор Говоров словно и не устает никогда. Но мы прекрасно знаем, что заниматься таким тяжелым трудом, и фактически вести отшельнический, образ жизни, одному поднять и содержать огромное хозяйство очень тяжело, не всякий бы смог!

Чтобы так жить и работать на ферме можно только имея большую любовь  к животным и, наверное, желание вновь обрести себя и стать полезным людям.

 

Марина Шевченко

Рубрика: 

Здесь может быть размещена ваша реклама

Маковые поля, золотые пески и горы. Прекрасный Дагестан: Персональные  записи в журнале Ярмарки Мастеров

Новый номер