
Все, что мы зовём театром, начиналось с кукол – люди делали из дерева головы, прикрепляли мешочек из ткани, насаживали на руку – и готово маленькое представление! Кукольные представления были популярными и на сельских ярмарках, и на городских рынках – это было самое доступное и демократичное искусство. Вспомните, как мы, будучи детьми, переживали за кукольных героев, как хором предупреждали их об опасности, как мы радовались и смеялись вместе с ними. В нас жива до сих пор память о куклах – веселых и грустных, светлых и мрачных, о добряках и злодеях… Мы запоминаем их, как людей, ведь у каждой куклы свой характер, своя изюминка, своя актёрская душа…
О мастере-кукольнике, создающем для спектаклей удивительные, пронизанные душевным светом образы, мы и хотим вам рассказать.
Барият Умарова – главный художник Дагестанского государственного театра кукол. Наше знакомство началось несколько неожиданно: она пришла к нам с небольшим опозданием. Оказалось, дворовая кошка попала под машину и повредила лапу. Барият отвезла её в ветеринарную клинику, там кошке промыли раны и наложили шину. Затем наша героиня отвезла её домой и только потом приехала на встречу. Именно в таких незаметных повседневных поступках и выявляется суть человека – его отзывчивость, доброта, скромность. Кстати, о скромности: ни в своей работе, ни в себе Барият не видит ничего особенного. Единственное, что она подчеркнула не раз, это любовь и преданность своему ремеслу – созданию кукольных образов, декораций, атмосферы спектакля. Она убеждена, что своей безграничной любовью к театру она заражает маленьких зрителей. Может, именно с этих первых детских кукольных спектаклей в них проявятся самые лучшие чувства – любви, дружбы, заботы, сострадания.
Рассказывая о себе, Барият очень немногословна: в школах – обычной и художественной – училась одновременно, на лето ездила к бабушке в Параул, это в Карабудахкенском районе, поступила в Художественное училище имени Джемала. Глаза ее загорелись, когда рассказывала о своих педагогах. Это были уникальные, невероятно талантливые мастера. Особенно яркие воспоминания остались об Альберте Захаровиче Хаджаеве, преподавателе живописи и рисунка. Студенты учились у него гармонии цвета и формы, гармонии скрытых линий, видеть красоту желтого листка на мокром асфальте, замерзшего воробья на городской скамейке, близости двух стариков, переходящих дорогу… Он учил видеть мир во всем его многообразии, искать и находить прекрасное в незаметном и обыденном. Барият убеждена, что он во многом сформировал и её творческое мышление, научил отражать это в своем творчестве.