четверг, 21 ноября 2024
6+

ВЫХОЖУ ЗАМУЖ БЕЗ КАЛЫМА

(Печатается с сокращениями)

 

 

Это было в конце февраля, кажется, когда зима ещё вовсю хозяйничает в горах. Всюду снег, реки подо льдом, деревья уныло шуршат оголёнными ветками, а небо серое и хмурое.  По хрустящему снегу идет юноша. Все радует его, в нём рекой бушует сила, ему хорошо и привольно…

И вдруг, где-то у подножья горы, где снежный слой чуть тоньше, чем везде, он увидел подснежник.  Тоненький и нежный, он смотрел на него дерзко, чуть прищурив реснички лепестков. Отчаянность,  с какой он мужественно потянулся к ещё  совсем холодному солнцу, поразила юношу. Он любуется им,  таким маленьким и смелым, и рука его невольно тянется к нему. Мгновение – и подснежник, первый предвестник весны, лежит у него па ладонях. Глядя на это удивительное создание природы, юноша чувствует, как в сердце появляется какая-то не­понятная, ранее незнакомая грусть. Она задевает тоненькие струны его сердца. Таинственный голос зовет куда-то и становится все тревожнее и сильнее. Юноша чувствует, как ему то  радостно, то вдруг слёзы застилают  глаза.

Он весь во власти этого таинственного настроения. В нём появляется желание поделиться этим, только что чувствованным и пережитым с кем-то. Но с кем?  С девушкой.

Среди всех он ищет одну единственную, которая поймет и  разделит с ним его первую любовь.

И вот однажды так же неожиданно, как когда-то он увидел синие лепестки подснежника, он увидел два блестящих девичьих глаза – несме­лых и смущенных. Все сердечные струны мгно­венно задели они, и симфония по имени любовь во всю свою мощь забушевала в нем. Мир при­обрел другие краски. И все чудеса, какие толь­ко бывают па свете, стали реальностью. Исчезла из-под ног земля, и видно только небо – синее и бездонное. Оно зовет его ввысь, к подвигу.

Любовь раскрыла в чем богатство душевных красок. Радости и муки любви взывают к поэ­зии. Юноша пишет стихи, в них он воспевает ту, единственную, что избрал из тысячи.

Любовь требует новых воплощений. Юноша берет в руки кисть и рисует ту, которая для него прекраснее на свете. А другой влюбленный вы­ходит в поле, и легче пуха кажутся ему выво­роченные глыбы земли. Он впереди всех, чтобы его избранница восхищалась им. Третий меняет течение рек, разрушает горы, летит в космос

И все это с именем любимой. Как сказал И. С. Тургенев: «Только любовью держится и движет­ся жизнь».

И вот с этим неисчерпаемым богатством люб­ви юноша протягивает руку любимой, раскры­вает ей тайну любящего и надеющегося сердца.

Что может быть прекраснее для девушки, чем этот благословенпый дар природы, чем верный и надежный друг, рождение нового очага с обо­юдной любовью?

Трудно одному. Одно дерево это не сад, его минует и стая птиц; два вместе – уже сад, и птичья трель не умолкает в нем. Слившиеся в еди­ный два потока – это река, способная кружить мельничный жернов. Одна струна в пандуре не музыка: две струны, натянутые, как одна, рож­дают песню.

Казалось бы, что может помешать двум лю­бящим сердцам создать свой очаг?! Пройдет немного времени, и девушка протянет юноше свою трепетную руку и положит ее па горячую ею ладонь. И сольются эти руки и единый мир, способный совершать чудеса.

...Так должно быть! Но представьте себе на мгновенье, как этих двух, счастливых и радост­ных, вдруг начинает оплетать мерзкой липкой паутиной страшный с цепкими хищными лапа­ми черный паук, имя которому – Калым.

В наше время и в нашей житии, когда человек покорил даже Вселенную, такое явление более чем странно. Вот об этом я и хочу поговорить, поделиться своими мыслями с читателями.

Нс виноваты ли мы в этом сами? Любовь, ве­ками воспетая, высочайшее из переживаемых человеком чувств, вдруг по чьему-то нелепому желанию превращается в постыдную куплю-продажу. Что это? Прихоть? Невинная забава?! Нет. Это социально опасное явление в нашей действительности. И мы должны смело и абсо­лютно трезво отнестись к нему. Давая пощечи­ну многим отжившим, мешающим нам старым обычаям, мы почему-то на этот, который, точно червь, точащий нашу жизнь изнутри, смотрим, закрыв глаза.

На днях я была на Родопском бульваре. Рядом на скамейке сидели две уже немолодые женщи­ны, и я оказалась невольным свидетелем их раз­говора.

– Когда свадьба Магомеда? спросила одна из них.

– Не будет свадьбы, – ответила с горечью дру­гая. – Разве ты не слышала, что все расстроилось?

– Почему же? Ведь молодые так любили друг друга?!

– Да, любили, но вернули нам вещи и скачали, что нет кольца и серег с бриллиантами, да еще нужно принести барана и мешок сахара. Если бы ты только знала, сколько мы ей послали: три полных чемодана всяких вещей... А на кольцо и серьги у меня не хватило денег. Ведь сын мой только что окончил учебу, отца у него нет... Это все я одна копила, чтобы женить его, как все люди...

Разговор этот произвел на меня большое впе­чатление. Я присмотрелась к женщине, которая воспитала сына без отца. Она была очень про­сто одета, руки ее, устало лежащие на коленях, были в ссадинах, грубые, в глазах глубокая пе­чаль. Я не вступила в разговор, хотя мне очень хотелось. Наверное, эта женщина работает где-нибудь на фабрике иди на заводе, и всю жизнь она отказывала себе во всем, копила, чтобы со­бран калым...

Мне кажется, уже давно назрел разговор о ка­лыме. И он должен быть большим и откровенным. Ни для кого не секрет, что калым, который раньше давали за невесту лишь у одного народа Дагеста­на, теперь «расплывается» широко, как масло по воде. Он поднимается по горам и заглядывает в ущелья. Правда, у разных народностей он имеет разные названия: бартун, сайгьат, абул жо.

Раньше в торах смеялись над калымом, а те­перь, как мне кажется, он постепенно, въедаясь в души людей, находит там свое место. Не всех, конечно. Но таких становится все больше.

Часто у нас останавливаются родственники и друзья из районов. Один, отправляясь в Москву, сказал: «Нужно купить десять или двадцать са­мих дорогих отрезов, чтобы подарить невесте сына. Продал даже последнюю корову, но ку­пить надо, потому что Али послал своей невест­ке столько же, а я чем хуже него?»

Некоторые, чтобы купить подарки, делают большие долги. Равняются на других, боясь вы­глядеть беднее. Я думаю, правильно ли это, ког­да горец - отец большого семейства трудится всю жизнь, накопил кое-что и в один день пре­вращает это в отрезы, в тряпки? Допустим, он женит старшею сына, дома у него ещё трое, а в большинстве случаев и больше, а он все отдал и даже сделал долги. Спрашивается, кому надо это?

Недавно мои знакомый показал мне список, присланный ему родителями девушки, в ко­тором было написано все, что он должен дать, чтобы получить ее в жены. Перечислялось здесь столько вещей, что просто невозможно все их описать, потому что это заняло бы больше ме­ста, чем сама статья. А девушка (к сожалению, она студентка одного из дагестанских вузов) спокойно ждет, когда за нее будет выплачено родителями жениха все указанное в списке и, видимо, совершенно не волнуется, есть ли все это у ее нареченного. А родители жениха в это время, еле живые, в поте лица бегают везде, что­бы добыть эти труднодоступные для них вещи, переплачивая за них втридорога. Почему же эта девушка не может подняться выше абсурдного обычая и сказать: «Я не вещь, чтобы за меня на­значали иену, продавали меня. И выхожу я не за вещи, а за любимого».

Я думаю, потому она не может сказать этого, что калым действует на психику людей, как от­рава. Вот что мне сказала мать одной невесты (кстати, она и разрушила союз двух влюблен­ных сердец из-за вещей).

– Нет, я ни за что не допущу, чтобы они (ро­дители жениха) унизили мою дочь, послали ей меньше вещей, чем дочери моей сестры. Чем же хуже она? Она и красивее, и умнее.

Я пыталась поговорить с девушкой, она тоже мне заявила:

– Чем я хуже Патимат? Ей послали двадцать отрезов, а мне десять.

–  У него же нет возможности купить тебе столько, он еще учится,   пыталась возразить я.

Если нет, путь не женится! – ответила де­вушка.

– Но ты же ею любишь, разве можно любовь продавать?!

– Ели бы он любил меня, не ценил бы так де­шево!

Думаю, что к этому диалогу добавлять ниче­го не надо.

Можно ли сейчас, в наше прекрасное время, мириться с такими явлениями? Великая Ок­тябрьская социалистическая революция поло­жила конец угнетению и бесправию женщин. Далеко позади то время, когда хозяевами судьбы молодых были не они сами, а родители.

Мы знаем также мужественных жен-шин-дагестанок, что дали пощечину старым адатам. Под град падающих камней ныне народная артистка СССР Барият Мурадова девочкой вышла на сцену и тем самым бросила вызов всему старому, уходящему, и протянула руку новому миру. Через лезвие блеснувшего кинжала шагнула в театр ныне народная артистка РСФСР Зайнаб Набиева.

В голы Великой Отечественной вой­ны горские платки женщины-дагестанки сменили па солдатские пилотки и свои­ми ратными делами вписали красные страницы в историю нашей страны. В дни мирного труда, когда поднималось разрушенное войной хозяйство, на гру­ди многих женщин загорелись золотые звезды героев, ордена и медали. Все это говорит о том, что дагестанские женщины приняли но­вую жизнь, новый быт, новую культуру.

А что же случилось сейчас с некоторыми из них? Почему они безвольно подчиняются при­хоти старых, выживших из ума людей и согла­шаются, чтобы их продавали?

Как они могли забыть о том, что не слепая покорность, не чувство унижения украшают женщину, а её стремление к любви и к счастью, которое во все времена и эпохи делало ее прекрасной и обожаемой?! История сохранила имена тысячи таких женщин, которых любовь делала сильными, отважными и еще более пре­красными.

Мы знаем тысячи примеров, когда женщины ради любви жертвовали собой, своим высоким положением и богатством.

Мы помним и преклоняемся перед муже­ством русских женщин-декабристок, которые, оставив все, поехали за мужьями на верную смерть, в сибирскую ссылку.

Что с тобой настоящее горе,

Я разумно и кротко сношу,

И вперед – в это темное море –

 Без обычного страха гляжу…

– писал великий русский поэт Некрасов в по­эме «Русские женщины». С какой любовью мы произносим имя жены Шамиля – Шуанет, кото­рая ради любви к имаму отказалась вернуться на Родину, в Армению, отреклась от своего жениха-генерала, от своей веры, приняв веру лю­бимого. Даже имя свое поменяла.

Не жизнь вдохновила Б. Брика написать о ней во мшу и восторженно сказать:

Над строгой строфою Корана

Дала она  вечный обет.

И стала красавица Анна

Женой Шамиля – Шуанет.

Шуанет была все время рядом с Шамилем, и поехала с ним в ссылку, разделив до конца его безрадостную судьбу.

В высших учебных заведениях Дагестана учатся тысячи наших юношей и девушек, перед которыми Советская власть открыла широкую дорогу в будущее. Неужели сейчас среди деву­шек, разлитых, образованных, приобщенных к духовному миру, не найдется таких, которые смело скажут: «Выхожу замуж без калыма!!!»

Калым не только унижает достоинство девушки, он унижает любовь и самые святые чувства, связанные с ней. Ведь не секрет, что, ког­да девушка входит в дом мужа как купленная веешь, в любой день в порыве горячности муж может бросить ей в лицо: «Ты моя собствен­ность. Я купил тебя. Отдал столько, сколько на­значили за тебя родители».

Калым несет в семью с первых же дней не­приятности. При малейшем недоразумении между супругами родственники сразу упрека­ют: «Мы тебе столько дали, а ты ничего не при­несла в наш дом».

Материальные в семье трудности связаны и с тем, что еще приходится выплачивать долги.

Конечно, нельзя считать, что каждый пода­рок унижает девушку. Но он должен быть та­ким, чтобы не унижал достоинство женщины и доставлял мужчине приятные хлопоты.

Приятно и молодоженам получать памятные подарки от родителей, родственников или дру­зей. Но подарки такие, которые не доставляли бы вручающим особенных хлопот и не вводили их в большие материальные затраты.

Молодые должны понимать, что счастье их не в вещах, а в любви. Я думаю, что и юноша должен проявить максимум выдержки и такта, если его любимая не может подняться выше этою обычая. Тут есть ему над чем задуматься. Он должен сказать ей: «Я не покупаю тебя, есть у меня одно богатство — любовь. Принимай, если нет – то прощай!!!»

Любовь формирует человеческое в человеке, возвышает сопричастностью с самым прекрас­ным и возвышенным в мире. «Только влюблен­ный имеет право называться человеком», – пи­сал Александр Клок. Семья должна создаваться только на фундаменте любви!

Редколлегия журнала «Женшина Дагеста­на» считает, что нора покончить с мещанским и вредным обычаем назначать калым за де­вушку, связывать создание семьи с куплей-про­дажей. Только любовь, безрасчетливая и беско­рыстная, должна лежать в основе создаваемой семьи. Мы думаем, что девушки, матери, отцы, юноши выступят в печати, что общественность республики не останется равнодушной к этому социальному и в данное время наболевшему во­просу, который мы считаем нужно решать на уровне государственных вопросов. И мы увере­ны, что сами девушки смело заявят: «Выхожу замуж за любимого без калыма!»

1972 год                                                             Фазу Алиева

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)