(Печатается с сокращениями)
Это было в конце февраля, кажется, когда зима ещё вовсю хозяйничает в горах. Всюду снег, реки подо льдом, деревья уныло шуршат оголёнными ветками, а небо серое и хмурое. По хрустящему снегу идет юноша. Все радует его, в нём рекой бушует сила, ему хорошо и привольно…
И вдруг, где-то у подножья горы, где снежный слой чуть тоньше, чем везде, он увидел подснежник. Тоненький и нежный, он смотрел на него дерзко, чуть прищурив реснички лепестков. Отчаянность, с какой он мужественно потянулся к ещё совсем холодному солнцу, поразила юношу. Он любуется им, таким маленьким и смелым, и рука его невольно тянется к нему. Мгновение – и подснежник, первый предвестник весны, лежит у него па ладонях. Глядя на это удивительное создание природы, юноша чувствует, как в сердце появляется какая-то непонятная, ранее незнакомая грусть. Она задевает тоненькие струны его сердца. Таинственный голос зовет куда-то и становится все тревожнее и сильнее. Юноша чувствует, как ему то радостно, то вдруг слёзы застилают глаза.
Он весь во власти этого таинственного настроения. В нём появляется желание поделиться этим, только что чувствованным и пережитым с кем-то. Но с кем? С девушкой.
Среди всех он ищет одну единственную, которая поймет и разделит с ним его первую любовь.
И вот однажды так же неожиданно, как когда-то он увидел синие лепестки подснежника, он увидел два блестящих девичьих глаза – несмелых и смущенных. Все сердечные струны мгновенно задели они, и симфония по имени любовь во всю свою мощь забушевала в нем. Мир приобрел другие краски. И все чудеса, какие только бывают па свете, стали реальностью. Исчезла из-под ног земля, и видно только небо – синее и бездонное. Оно зовет его ввысь, к подвигу.
Любовь раскрыла в чем богатство душевных красок. Радости и муки любви взывают к поэзии. Юноша пишет стихи, в них он воспевает ту, единственную, что избрал из тысячи.
Любовь требует новых воплощений. Юноша берет в руки кисть и рисует ту, которая для него прекраснее на свете. А другой влюбленный выходит в поле, и легче пуха кажутся ему вывороченные глыбы земли. Он впереди всех, чтобы его избранница восхищалась им. Третий меняет течение рек, разрушает горы, летит в космос
И все это с именем любимой. Как сказал И. С. Тургенев: «Только любовью держится и движется жизнь».
И вот с этим неисчерпаемым богатством любви юноша протягивает руку любимой, раскрывает ей тайну любящего и надеющегося сердца.
Что может быть прекраснее для девушки, чем этот благословенпый дар природы, чем верный и надежный друг, рождение нового очага с обоюдной любовью?
Трудно одному. Одно дерево это не сад, его минует и стая птиц; два вместе – уже сад, и птичья трель не умолкает в нем. Слившиеся в единый два потока – это река, способная кружить мельничный жернов. Одна струна в пандуре не музыка: две струны, натянутые, как одна, рождают песню.
Казалось бы, что может помешать двум любящим сердцам создать свой очаг?! Пройдет немного времени, и девушка протянет юноше свою трепетную руку и положит ее па горячую ею ладонь. И сольются эти руки и единый мир, способный совершать чудеса.
...Так должно быть! Но представьте себе на мгновенье, как этих двух, счастливых и радостных, вдруг начинает оплетать мерзкой липкой паутиной страшный с цепкими хищными лапами черный паук, имя которому – Калым.
В наше время и в нашей житии, когда человек покорил даже Вселенную, такое явление более чем странно. Вот об этом я и хочу поговорить, поделиться своими мыслями с читателями.
Нс виноваты ли мы в этом сами? Любовь, веками воспетая, высочайшее из переживаемых человеком чувств, вдруг по чьему-то нелепому желанию превращается в постыдную куплю-продажу. Что это? Прихоть? Невинная забава?! Нет. Это социально опасное явление в нашей действительности. И мы должны смело и абсолютно трезво отнестись к нему. Давая пощечину многим отжившим, мешающим нам старым обычаям, мы почему-то на этот, который, точно червь, точащий нашу жизнь изнутри, смотрим, закрыв глаза.
На днях я была на Родопском бульваре. Рядом на скамейке сидели две уже немолодые женщины, и я оказалась невольным свидетелем их разговора.
– Когда свадьба Магомеда? спросила одна из них.
– Не будет свадьбы, – ответила с горечью другая. – Разве ты не слышала, что все расстроилось?
– Почему же? Ведь молодые так любили друг друга?!
– Да, любили, но вернули нам вещи и скачали, что нет кольца и серег с бриллиантами, да еще нужно принести барана и мешок сахара. Если бы ты только знала, сколько мы ей послали: три полных чемодана всяких вещей... А на кольцо и серьги у меня не хватило денег. Ведь сын мой только что окончил учебу, отца у него нет... Это все я одна копила, чтобы женить его, как все люди...
Разговор этот произвел на меня большое впечатление. Я присмотрелась к женщине, которая воспитала сына без отца. Она была очень просто одета, руки ее, устало лежащие на коленях, были в ссадинах, грубые, в глазах глубокая печаль. Я не вступила в разговор, хотя мне очень хотелось. Наверное, эта женщина работает где-нибудь на фабрике иди на заводе, и всю жизнь она отказывала себе во всем, копила, чтобы собран калым...
Мне кажется, уже давно назрел разговор о калыме. И он должен быть большим и откровенным. Ни для кого не секрет, что калым, который раньше давали за невесту лишь у одного народа Дагестана, теперь «расплывается» широко, как масло по воде. Он поднимается по горам и заглядывает в ущелья. Правда, у разных народностей он имеет разные названия: бартун, сайгьат, абул жо.
Раньше в торах смеялись над калымом, а теперь, как мне кажется, он постепенно, въедаясь в души людей, находит там свое место. Не всех, конечно. Но таких становится все больше.
Часто у нас останавливаются родственники и друзья из районов. Один, отправляясь в Москву, сказал: «Нужно купить десять или двадцать самих дорогих отрезов, чтобы подарить невесте сына. Продал даже последнюю корову, но купить надо, потому что Али послал своей невестке столько же, а я чем хуже него?»
Некоторые, чтобы купить подарки, делают большие долги. Равняются на других, боясь выглядеть беднее. Я думаю, правильно ли это, когда горец - отец большого семейства трудится всю жизнь, накопил кое-что и в один день превращает это в отрезы, в тряпки? Допустим, он женит старшею сына, дома у него ещё трое, а в большинстве случаев и больше, а он все отдал и даже сделал долги. Спрашивается, кому надо это?
Недавно мои знакомый показал мне список, присланный ему родителями девушки, в котором было написано все, что он должен дать, чтобы получить ее в жены. Перечислялось здесь столько вещей, что просто невозможно все их описать, потому что это заняло бы больше места, чем сама статья. А девушка (к сожалению, она студентка одного из дагестанских вузов) спокойно ждет, когда за нее будет выплачено родителями жениха все указанное в списке и, видимо, совершенно не волнуется, есть ли все это у ее нареченного. А родители жениха в это время, еле живые, в поте лица бегают везде, чтобы добыть эти труднодоступные для них вещи, переплачивая за них втридорога. Почему же эта девушка не может подняться выше абсурдного обычая и сказать: «Я не вещь, чтобы за меня назначали иену, продавали меня. И выхожу я не за вещи, а за любимого».
Я думаю, потому она не может сказать этого, что калым действует на психику людей, как отрава. Вот что мне сказала мать одной невесты (кстати, она и разрушила союз двух влюбленных сердец из-за вещей).
– Нет, я ни за что не допущу, чтобы они (родители жениха) унизили мою дочь, послали ей меньше вещей, чем дочери моей сестры. Чем же хуже она? Она и красивее, и умнее.
Я пыталась поговорить с девушкой, она тоже мне заявила:
– Чем я хуже Патимат? Ей послали двадцать отрезов, а мне десять.
– У него же нет возможности купить тебе столько, он еще учится, пыталась возразить я.
Если нет, путь не женится! – ответила девушка.
– Но ты же ею любишь, разве можно любовь продавать?!
– Ели бы он любил меня, не ценил бы так дешево!
Думаю, что к этому диалогу добавлять ничего не надо.
Можно ли сейчас, в наше прекрасное время, мириться с такими явлениями? Великая Октябрьская социалистическая революция положила конец угнетению и бесправию женщин. Далеко позади то время, когда хозяевами судьбы молодых были не они сами, а родители.
Мы знаем также мужественных жен-шин-дагестанок, что дали пощечину старым адатам. Под град падающих камней ныне народная артистка СССР Барият Мурадова девочкой вышла на сцену и тем самым бросила вызов всему старому, уходящему, и протянула руку новому миру. Через лезвие блеснувшего кинжала шагнула в театр ныне народная артистка РСФСР Зайнаб Набиева.
В голы Великой Отечественной войны горские платки женщины-дагестанки сменили па солдатские пилотки и своими ратными делами вписали красные страницы в историю нашей страны. В дни мирного труда, когда поднималось разрушенное войной хозяйство, на груди многих женщин загорелись золотые звезды героев, ордена и медали. Все это говорит о том, что дагестанские женщины приняли новую жизнь, новый быт, новую культуру.
А что же случилось сейчас с некоторыми из них? Почему они безвольно подчиняются прихоти старых, выживших из ума людей и соглашаются, чтобы их продавали?
Как они могли забыть о том, что не слепая покорность, не чувство унижения украшают женщину, а её стремление к любви и к счастью, которое во все времена и эпохи делало ее прекрасной и обожаемой?! История сохранила имена тысячи таких женщин, которых любовь делала сильными, отважными и еще более прекрасными.
Мы знаем тысячи примеров, когда женщины ради любви жертвовали собой, своим высоким положением и богатством.
Мы помним и преклоняемся перед мужеством русских женщин-декабристок, которые, оставив все, поехали за мужьями на верную смерть, в сибирскую ссылку.
Что с тобой настоящее горе,
Я разумно и кротко сношу,
И вперед – в это темное море –
Без обычного страха гляжу…
– писал великий русский поэт Некрасов в поэме «Русские женщины». С какой любовью мы произносим имя жены Шамиля – Шуанет, которая ради любви к имаму отказалась вернуться на Родину, в Армению, отреклась от своего жениха-генерала, от своей веры, приняв веру любимого. Даже имя свое поменяла.
Не жизнь вдохновила Б. Брика написать о ней во мшу и восторженно сказать:
Над строгой строфою Корана
Дала она вечный обет.
И стала красавица Анна
Женой Шамиля – Шуанет.
Шуанет была все время рядом с Шамилем, и поехала с ним в ссылку, разделив до конца его безрадостную судьбу.
В высших учебных заведениях Дагестана учатся тысячи наших юношей и девушек, перед которыми Советская власть открыла широкую дорогу в будущее. Неужели сейчас среди девушек, разлитых, образованных, приобщенных к духовному миру, не найдется таких, которые смело скажут: «Выхожу замуж без калыма!!!»
Калым не только унижает достоинство девушки, он унижает любовь и самые святые чувства, связанные с ней. Ведь не секрет, что, когда девушка входит в дом мужа как купленная веешь, в любой день в порыве горячности муж может бросить ей в лицо: «Ты моя собственность. Я купил тебя. Отдал столько, сколько назначили за тебя родители».
Калым несет в семью с первых же дней неприятности. При малейшем недоразумении между супругами родственники сразу упрекают: «Мы тебе столько дали, а ты ничего не принесла в наш дом».
Материальные в семье трудности связаны и с тем, что еще приходится выплачивать долги.
Конечно, нельзя считать, что каждый подарок унижает девушку. Но он должен быть таким, чтобы не унижал достоинство женщины и доставлял мужчине приятные хлопоты.
Приятно и молодоженам получать памятные подарки от родителей, родственников или друзей. Но подарки такие, которые не доставляли бы вручающим особенных хлопот и не вводили их в большие материальные затраты.
Молодые должны понимать, что счастье их не в вещах, а в любви. Я думаю, что и юноша должен проявить максимум выдержки и такта, если его любимая не может подняться выше этою обычая. Тут есть ему над чем задуматься. Он должен сказать ей: «Я не покупаю тебя, есть у меня одно богатство — любовь. Принимай, если нет – то прощай!!!»
Любовь формирует человеческое в человеке, возвышает сопричастностью с самым прекрасным и возвышенным в мире. «Только влюбленный имеет право называться человеком», – писал Александр Клок. Семья должна создаваться только на фундаменте любви!
Редколлегия журнала «Женшина Дагестана» считает, что нора покончить с мещанским и вредным обычаем назначать калым за девушку, связывать создание семьи с куплей-продажей. Только любовь, безрасчетливая и бескорыстная, должна лежать в основе создаваемой семьи. Мы думаем, что девушки, матери, отцы, юноши выступят в печати, что общественность республики не останется равнодушной к этому социальному и в данное время наболевшему вопросу, который мы считаем нужно решать на уровне государственных вопросов. И мы уверены, что сами девушки смело заявят: «Выхожу замуж за любимого без калыма!»
1972 год Фазу Алиева