Именно так сегодня пишут журналисты и блогеры, чтобы привлечь внимание к публикации. Не скрою. Такая задача есть!
За чашечкой чая в кабинете редакции журнала «Женщина Дагестана» Мариян Магомедова-Чалабова рассказала про свою жизнь, семью, работу, ответила на вопросы: каково это – быть организатором и куратором популярных культурных проектов, издателем, и главное – как она познакомилась с миром искусства и вошла в него?
Родилась Мариян в селении Читтур Лакского района ДАССР. Ее мама, Магижамал Магомедовна, была учительницей начальных классов, а папа, Ибрагим Исмаилович, преподавал математику и увлекался живописью. О его увлеченности своим предметом, любви к искусству, умению увлечь школьников и сейчас ходят легенды. Все пятеро детей Чалабовых прекрасно воспитаны и образованны: Дилара работала завучем в школе города Кизел Пермской области, Иосиф был педагогом, Руслан – кандидат физико-математических наук, живет в Москве, а Низами – подполковник МВД в отставке.
Однажды маленькая Мариян нашла дома на полке среди множества книг огромный фолиант – книгу А.Бенуа по истории живописи, которую ее отец купил за сумасшедшие, по тем временам, деньги. Девочка часами могла разглядывать иллюстрации. Так началось её увлечение искусством, которое длится всю жизнь.
Однако родители решили, что в семье должен быть медик, и Мариян, старшая, послушно пошла в медучилище. Только после окончания все же поступила куда хотела сама – на факультет иностранных языков ДГУ. Мечту родителей исполнила Ирина – она врач высшей категории.
Замуж Мара (так называли ее дома и друзья) вышла за хирурга Марата Магомедова, родила двоих детей, жила счастливо… Но, к сожалению, коварная болезнь забрала у нее мужа.
Мариян Ибрагимовна гордится своими детьми. Ее сын Мурат работает в Адлере в КРИО-медцентре урологом-андрологом, дочь Диана – врач-биопсихолог.
Вспоминая детство и юность, Мариян Ибрагимовна рассказывает, что после войны отца пригласили на работу в Махачкалу, в обком партии, в отдел пропаганды.
– Мне очень нравилось здание, в котором работал папа. То самое здание на углу Маркова и Горького, балконы которого удерживают атланты, меня впечатлили их руки, бороды, это было первое знакомство с классицизмом в архитектуре.
Помню, однажды, мне тогда еще не было трех лет, мы с папой зашли к его другу. Внутри дома было очень интересно. Особенно мне запомнились тогда чучела разных животных. А потом нас позвали пить чай. На столе стояли чашки, вазочки с сахаром и конфетами. Конечно, я потянулась за ними. Папа одернул меня, но его друг взял вазочку и наклонился ко мне и сказал: «Бери, малышка, конфеты». И тогда я увидела и на всю жизнь запомнила его пронзительно синие глаза. Много лет спустя, уже придя в музей на работу, я встретилась с его директором – Даудом Кажлаевым, и сразу вспомнила эти синие глаза.
Ну а когда я в школьном возрасте съездила с моей тетей Галей, депутатом Верховного Совета ДАССР, в Москву и побывала в Третьяковской галерее, я была очарована шедеврами мирового искусства. С тех пор я коллекционировала открытки с репродукциями картин, подлинники которых я видела воочию.
Другая моя тетя – Зина – училась в Москве и за годы учебы стала заядлой театралкой. Она сохранила и привезла с собой все программки со спектаклей, на которых бывала. Так, по программкам и тетиным рассказам я наизусть знала либретто всех опер и балетов, сюжеты всех постановок, которые шли в то время на московских сценах. Рядом с домом тети Зины жил знаменитый композитор Сергей Агабабов, я его сразу узнала, он как-то приезжал в Кумух записывать наш хор. Кстати, мой отец хорошо знал его, Готфрида Гасанова, Сейфуллу Керимова и многих других. А художнику Муэддину Джемалу папа подарил ту самую книгу Бенуа. Даже десятилетия спустя после трагической гибели папы я встречала людей, знавших и уважавших моего отца.
Ещё учась в 13-й школе, одной из самых престижных в Махачкале, Мара была «франтихой». И школьную форму ей шила портниха, а не покупали в «Детском мире». Мариян знала всех красавиц Махачкалы. Она вспоминает, что самой привлекательной городской красавицей была декан инфака Рэма Сергеевна Мелик-Гусейнова.
– Если девушке говорили «красивая, как Рэма» – это был комплимент высочайшего уровня. Тогда ухоженных женщин было не так много. Я часто вспоминаю одну из них – это врач-гинеколог Калерия Келаберия. Она была для нас, можно сказать, иконой стиля. Мы, девочки, глядели на нее и учились «следить за собой».
Детские впечатления, наблюдения и увлечения Мариян Ибрагимовны стали основой для окончательного выбора профессии искусствоведа, которой она посвятила свою жизнь.
Она автор и руководитель известных проектов, таких как фестиваль моды «Кавказский стиль», выставки изобразительного искусства «Золотой штрих», выставки молодых художников Дагестана «Аламат». Она принимала активное участие в разработке и оформлении Дербента к юбилейным торжествам, много лет работает в РДНТ при МК РД.
По словам Мариян Ибрагимовны, Дагестан в последние годы принято считать кузницей спортсменов, но, кроме того, наша республика богата талантливыми и амбициозными художниками, музыкантами, дизайнерами, модельерами, такими как, например, уже всеми признанные Наталья Савельева, Апанди Магомедов, Сиядат Муртузова… Однако сама Мариян тяготеет к академизму и выделяет работы Альберта Хаджаева.
Еще в середине 90-х годов в Махачкале начался творческий бум, когда художники старшего поколения поддержали и помогли встать на ноги многим молодым авторам новых, интересных и перспективных проектов. В организации многих выставок и фестивалей М.Чалабова принимала самое активное участие.
Однако мне хочется сделать акцент на фестивале-конкурсе художников-модельеров «Кавказский стиль», идейным вдохновителем и организатором которого она была. Он стартовал в 1996 году и сразу же стал настоящим праздником моды, не имеющим аналогов не только в Дагестане, но и во всем Северокавказском регионе. Он дал возможность художникам-модельерам воплотить и продемонстрировать свои творческие достижения.
Кстати, в последнем фестивале «Кавказский стиль» принял участие известный российский модельер Вячеслав Зайцев. Он отметил, что модели были очень яркими, отличались оригинальностью и высоким профессионализмом, это же подчеркивали и члены жюри.
– Наш конкурс стал значимым событием культурной жизни всего Северного Кавказа и стартовой площадкой для таких известных сейчас модельеров, как Шамхал Алиханов и Вера Агошкина, Мунижат Гасанова, Заграт Гаджиева. За несколько лет перед жюри прошло тридцать шесть коллекций, созданных как профессионалами-преподавателями, так и их студентами. Они продемонстрировали свои модели в прошедших конкурсах «Русского силуэта» и конкурсе «Би-фэшн», – пояснила Мариян Магомедова-Чалабова и уточнила, что «Русский силуэт» является региональным отборочным туром мероприятия, проводимого в Москве, а ее проект «Кавказский стиль» – это исключительно дагестанское изобретение.
– Высокая мода – это искусство, которое объединяет страны и континенты. Участие в этом фестивале» художников-модельеров северокавказского региона стало весомым вкладом в укрепление дружественных связей, способствовало обогащению культур, определило место культуры Кавказа в многообразии мировых тенденций. Мы еще тогда в те, уже далекие, 90-е и нулевые годы открыли миру Кавказ с его добрыми и красивыми традициями, талантливыми людьми и начали формировать положительный и привлекательный имидж Дагестана, – говорит М. Чалабова.
– «Кавказский стиль» будет возрожден, ведь у нас так много молодых художников-модельеров, которым надо помочь показать свое творчество.
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры актерского мастерства факультета культуры ДГУ, Мариян Ибрагимовна продолжает активную искусствоведческую работу. Она написала и издала ряд краеведческих, исторических и искусствоведческих книг, таких как «Лакцы. История, культура, традиции», буклеты к авторским выставкам молодых и уже знаменитых художников. Готовится к выходу в свет книга о творчестве Муэддина Джемала в соавторстве с З.Ахмедовой.
В планах Мариян Чалабовой еще много интересных исследований, новых проектов и, конечно, новых книг.
Виолетта РАТЕНКОВА