Доктора философских наук, профессора кафедры теологии и социально-гуманитарных дисциплин Дагестанского гуманитарного института, а также кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу, почетного работника высшего и профессионального образования РФ, заслуженного учителя РД Асият Магомедовну Буттаеву я знаю очень давно. Получили квартиры в одном доме, вместе благоустраивали двор, сажали деревья, обустраивали детскую площадку, гуляли с детьми, знакомились. Тогда я и узнала, что Ася родом из Кулинского района. К кулинцам я с детства относилась с пиететом, потому что их очень ценил отец, работавший там учителем и директором школы. Он отзывался о них как о мужественных, трудолюбивых и прямых людях, и на протяжении всей жизни хранил дружбу с жителями Кули и района.
Дом, куда я приехала, чтобы встретиться с Асият Магомедовной, произвел на меня впечатление содержательного этнографического музея, основателем, хранителем и экскурсоводом в котором была сама хозяйка.
– Страсть к собирательству проснулась во мне от жалости, – рассказывает Ася.– Я приезжала домой и часто видела, как вытаскивают из дома старинную медную утварь, корёжат её и сдают на металлолом, выбрасывают прекрасные глиняные кувшины, меняя их на пластиковые емкости, и мне было так их жалко!
Как-то я забрала у дяди несколько медных подносов, деревянное корыто для замеса теста, поставец для ложек, которые он собирался выбросить. Отреставрировала их. Они и положили начало моей коллекции. Потом мама мне отдала свои кувшины для воды, подойник, чашки для калмыцкого чая, утюг. За ней потянулись и другие сельчане, кунаки, друзья, зная, что я сохраню эти вещи, тогда как дети не оценят и выкинут. Потом я стала привозить из поездок в другие республики и страны предметы обихода, которые, – ты только посмотри, – аналогичны нашим, местным даже по рисунку, не только способу исполнения, – с гордостью показывала она мне свои сокровища. А впечатлиться, действительно, было чем! Некоторым экспонатам было по несколько сот лет, предназначения некоторых я и не знала, но главное, все они были здесь на своем месте, создавая неповторимую экспозицию!
Асият выросла в большой и дружной семье, где умели и работать, и веселиться. Ее мама, Муслимат Махачева, в свое время обошла на фестивале народов Дагестана знаменитую Муи Гасанову, завоевав первое место. Профессиональной певицей не стала, вышла замуж, родила четырех дочерей и сына. Но с песней и музыкой не рассталась – 10 лет проработала заведующей Домом культуры в родном Вачи. Отец Асият, Магомед Пикиев, был и председателем колхоза, и главным бухгалтером районного управления сельским хозяйством.
Жизнь на селе никогда не была легкой. Но, несмотря на то, что хозяйство отнимало много времени, и отец и мать, сами получившие образование, старались приохотить детей к учебе.
– Отец окончил экономический факультет Дагсельхозинститута, а мама – Буйнакский финансовый техникум, диплом которого тогда был равноценен вузовскому – такие глубокие знания получали там студенты. Они были хорошими родителями, – говорит Асият. – Мудрые, старались воспитывать по-горски, – и поясняет: не давили на нас, скорее, обращались к логике, учили терпеливо добиваться цели, обсуждали с нами свои проблемы, а мы, в свою очередь, тоже доверяли им и слушались их советов. Я всегда благодарю Всевышнего за то, что рядом со мной 66 лет была мама, и 62 – отец. Это благодать, дар от Бога – иметь возможность и в зрелые годы чувствовать себя чьим-то ребенком…
По совету отца после окончания Каялинской десятилетки Асият поступила в университет на физико-математический факультет. Это было время, когда стремительно развивались точные науки, рос технический прогресс, и, естественно, многие стремились на физмат – один из сильнейших в те годы факультетов в вузах республики. С ней учились дочь тогдашнего ректора ДГУ доцент Наида Абилова и нынешний депутат Госдумы, доктор физико-математических наук Гаджимет Сафаралиев, вспоминает Асият Магомедовна.
– Со мной учился и мой будущий муж – Муса Буттаев, – улыбается она.– Он был отличником, получал Ленинскую стипендию. А мне нравятся умные люди. У нас трое детей. Старшая дочь Салмаз работает в ФОМСе, сын Александр – в администрации главы РД, а младшая, Саида, – главврач косметологического центра в Краснодаре. Восемь внуков.
После окончания университета Асият начала преподавательскую деятельность на факультете для иностранных студентов. Начала писать диссертацию. Защитилась. По философии. Это покажется странным, но Асият Магомедовна предвосхитила мой вопрос.
– Математика и философия – очень близкие науки. Обе абстрактные. Я по диплому физик, но преподавала математику, так получилось… И тогда же увлеклась философией. В ДГУ тогда был совет по социальной философии, и я на этой кафедре защитилась как соискатель.
Она была не только хорошим преподавателем математики, но и прекрасным куратором, посвящая приехавшим издалека и не знающим ни СССР, ни тем более Дагестан, студентам много времени, знакомя их с культурой и традициями наших народов. Многие из них и сейчас переписываются с ней и звонят своей учительнице. К слову сказать, рейтинг Асият Магомедовны всегда был на высоте, где бы она ни работала. Вот несколько отзывов студентов университета о своем преподавателе:
«Асият Магомедовна, мы рады за Вас. Поздравляем с успешной защитой докторской диссертации. Магистры матфака»;
«Серьезный, добросовестный и отзывчивый преподаватель. Можете поверить мне»;
«Если у вас преподает Асият Магомедовна – это круто. Класс»;
«Асият Магомедовна, простите меня. Я был неправ. После беседы с вами я долго думал о своем поступке. Больше на такое никогда не пойду. Спасибо»;
«Помню эту преподавательницу. Я болел и долго не посещал занятия. Она со мной занималась дополнительно. Не взяла деньги за занятия, вытянула меня на положительную оценку. Лучший преподаватель из всех кого я встретил за годы учебы в вузе»;
«Я ваш бывший студент матфака. Преподаю математику в родном селе. Всегда вспоминаю вас и ваши добрые наставления».
И это лишь очень малая часть добрых слов, написанных студентами о ней. Во время работы над докторской диссертацией Асият Буттаевой пришлось изучать прикладные аспекты работ многих исламских богословов как прошлого, так и настоящего, а время ее написания как раз пришлось на период всплеска интереса к религии – конец 90-х и начало 2000-х…
Она читала и осмысливала работы Имама Ан-Навави, Абу Хамида аль-Газали, Ибн Рушда (Аверроэс) и многих других. Кроме того, она изучала православное, иудаистское богословие, буддизм. Докторскую диссертацию по философии религии она защитила в Ростове-на-Дону в 2014 году. Тема ее работы: «Исламское возрождение на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты».
– Ты же понимаешь, почти все мы говорим о возрождении ислама, называем себя верующими людьми. Но даже сейчас, когда нет противодействия религии и она практически «пронизывает» все сферы нашей жизни, вера человека зачастую сводится к формальному исполнению обрядов: молитва, пост, праздники…
А ведь искренняя вера, в первую очередь, подразумевает не просто «слепое» поклонение Всевышнему, но осмысление разумности Его предписаний и не только в поклонении, но и в нашем бытии, нашей сущности. Давай взглянем на мужчину и женщину в Божественном предназначении… Всевышний сотворил мужчину из глины, вдохнул в него жизнь и разум. Затем из его ребра, из кости сотворил женщину. Это говорит не только о цельности мужчины и женщины в их союзе, но еще и о том, что у женщины совсем другое предназначение в этом мире. Мужчина – хранитель рода, защитник, добытчик… эти три программы заложены в него изначально генетически. Женщина – хранительница очага, воспитатель детей – будущих мужчин и женщин…
И когда происходит подмена и даже замена понятий и исполнения предназначения, то случается, говоря современным языком, сбой божественной программы, мужчина теряется, перестает «хранить, защищать, добывать», а женщина берет на себя мужские функции, и нарушается, если проанализировать, целостность мира, его гармония со всеми вытекающими из этого последствиями…
Беседовать с Асият Буттаевой было бесконечно интересно и познавательно. Мы говорили и о философских категориях добра и зла, и о возможности межрелигиозного диалога, и о миролюбии и экстремизме...
А еще – о факторах, влияющих на формирование религиозного сознания человека в современном мире, глобализации, этнокультурных аспектах современного ислама, о месте России в исламском мире…
Сегодня профессор А. Буттаева занимается изучением места и роли исламского образования в образовательном пространстве России и Дагестана. По ее инициативе в Дагестанском гуманитарном институте стали в равной степени преподаваться православное и иудаистское богословие. Причем эти курсы читаются представителями этих конфессий.
Она автор более двухсот опубликованных работ. Изданы 4 монографии, из которых две – совместно с чешскими коллегами. Да, Асият Магомедовна сотрудничает с зарубежными гуманитарными кафедрами.
Плотно сотрудничает с Центром исследований Корана и Сунны Республики Татарстан, Болгарской Исламской Академией, Фондом стратегического диалога и партнерства с исламским миром. Часто выезжает с лекциями в другие регионы, принимает участие в российских и международных конференциях, пишет книги.
Еще одно ее увлечение – это путешествия, из которых она привозит и новые впечатления, и новые экспонаты для своего музея. Она путешествует и по миру, и, в большей степени, по родному Дагестану, покоряя вершины не только науки, но и Кавказа. Так пожелаем же ей удачи!