суббота, 23 ноября 2024
6+

Школа – это мы!

               

Профессия учителя – тяжелый труд, но настоящие педагоги находят в нем свое призвание и отдают школе всю жизнь. Так произошло и с Хадижат Шамиловной Гусниевой, директором Кумухской средней школы.

За  плечами нашей героини – более 33-х лет педагогического стажа, 5 из которых она работает директором школы.

Хадижат Гусниева, рассказывая о себе и о своей работе, утверждает, что всегда хотела стать учителем, а если бы время повернулось вспять, и ей снова пришлось выбирать профессию, она, не задумываясь, стала бы учителем и пошла бы в школу, в ту самую, в которой училась. Поэтому она и поступила факультет физики в ДГПИ. Окончив вуз, Хадижат поработала воспитателем в детсаду в Махачкале, а позже учителем физики в Махачкалинской школе № 31. Но судьба не оставила ее надолго в городе и вернула в горы, в родную школу, которой она руководит с 2016 года.

Хадижат Шамиловна – уроженка Кумуха, родилась в многодетной семье. Отец, Шамиль Гусейнович Гусейнов, заведовал столовой в райцентре, а мать, Аминат Абдурахмановна, была заведующей швейным цехом комбината бытового обслуживания.

– У меня четыре брата и четыре сестры, я девятый ребенок в семье. Мой старший брат Абдурахман был первым секретарем Лакского райкома КПСС  (им гордится не только семья, но и весь район – таким руководителем он был! – В.Р.).  Супруга зовут Габибулла Гусниев, он инженер-механик. Мы счастливые родители двоих детей. Сыну Гаджи уже 35 лет, он живет в Москве и работает инженером-проектировщиком по строительству московских туннелей. Дочери Сапижат 33 года, она тоже живет в столице России, работает юристом по гражданским делам и, кроме того, занимается благотворительностью и общественной деятельностью, – рассказывает с теплотой Хадижат Шамиловна.

Заговорили о работе.

– Директор сельской школы, – переходит на серьезный тон Хадижат Гусниева, – это хозяйственник или, как сегодня принято говорить, менеджер. Работа занимает уйму времени и здоровья, поэтому мне пришлось отказаться от преподавания. Не хотелось, чтобы страдал хоть какой-то аспект ни в руководстве, ни в преподавании. Быть руководителем педагогического коллектива  –  это очень ответственная и непростая задача. Здесь необходимо обладать терпением, умением общаться с людьми, потому что к взрослым людям даже больше, чем к детям, нужен особый подход.

Предвосхищая мой заранее заготовленный вопрос о земских учителях-миллионниках, Хадижат Шамиловна, рассказала, что в их школе нет учителей, работающих по программе «Земский учитель».

– У нас в школе дефицита кадров нет. Большинство наших педагогов имеют  высшую категорию. Да, учителям работать нелегко. Школьная программа очень сложная, – делится собеседница,  подчеркивая, что все образовательные учреждения преследуют одинаковые цели и ставят идентичные задачи, но разными остаются достижения.

– В нашей школе 330 школьников обучаются в 22-х классах. В прошлом году мы выпустили трех медалистов, а в этом учебном году у нас шестеро выпускников – кандидатов на золотые медали, и мы очень гордимся ими, – хвалится не без основания директор. 

По ее мнению, работать в поселковой школе интересно: здесь своя специфика и методика преподавания, индивидуальный подход к каждому ребенку, что способствует его хорошей успеваемости.

– Как и во всех школах, здесь учатся разные дети. С обычными учениками работать, конечно, проще, чем с одаренными, – у последних сложнее характер, они амбициознее, но с ними и интереснее. Есть у нас и школьники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Их в школе немного. Мы ведем с ними работу, при необходимости приглашаем психолога и социолога, а также помогаем материально. Например, собираем их в школу к началу учебного года.

– Какие проблемы? Кумух – райцентр,  и проблемы такие же, как и в городских школах. В нашей школе обучение проводится, естественно, на русском языке, но и родному  уделяется большое внимание. На изучение лакского языка у нас отводится не менее пяти академических часов в неделю.

Директор школы сетует, что современные дагестанские дети независимо от того, где они проживают, в городе или в селе, считают, что родной язык им не пригодится, если только они не собираются быть национальными писателями, поэтами или учителями родного языка.

– Мы стараемся убедить учеников в необходимости знания родного языка. В первую очередь нашим учащимся мы прививаем культуру общения, поведения, чувства любви и патриотизма к большой и малой Родине.

Не могла я не  затронуть и вопрос дистанционного обучения, так волнующий многих учителей, родителей и учащихся. Этот вопрос до прошлого года не был актуален, но в период ограничительных мер, в связи с опасностью заражения ковидом, все образовательные учреждения перешли на дистанционное обучение не только в Дагестане, но и во всей стране.

– На «удаленке», в онлайн-режиме, учителям было сложно вовлечь весь класс в учебный процесс, как на офлайн-уроке, да и родители жаловались, что не могут уделить должного внимания процессу обучения. Лично я, как и многие мои коллеги, отношусь негативно к дистанционному обучению, – делится педагог.

В Дагестане, как и в российской сельской глубинке, прочно устоялся стереотип недостаточности технического оснащения.  Однако, по словам директора, оно одно из лучших в районе и в Дагестане. В школе давно открыты и успешно работают два кабинета инновационного проекта «Точка роста», оборудованные новейшей компьютерной техникой.

По словам Хадижат Шамиловны, новый учебный год Кумухская средняя школа  встретит в новом здании, где в каждом классе, будет установлена интерактивная доска. Там будут и кабинеты информатики, три кабинета труда, большой современный спортзал и актовый зал, полностью оснащенные оборудованием по последним требованиям Министерства образования и науки РД.

– У нас масштабные планы на новый учебный год. Мы наметили в новом здании школы построить парники и открыть в школе агро-класс, потому что наша школа – сельская, и одна из основных задач учителей – привить детям интерес, любовь к родной земле и заботу о ней. Мы проводим  большую работу для того, чтобы дети сами решили остаться работать в районе или уже после окончания вуза вернуться в горы, –  подчеркнула директор.

Кроме того, она отметила, что глава Лакского района Юсуп Магомедов уделяет большое внимание развитию образования, оказывает всестороннюю помощь и поддержку не только Кумухской школе, но и другим образовательным учреждениям  муниципалитета.

– Без поддержки педагогической общественности, родителей, самих учащихся мы не достигли бы таких успехов ни в обучении, ни в воспитании, –  подчеркнула Хадижат Гусниева, – ведь  школа – это не только крыша и стены.

Школа – это люди, которые в ней работают и учатся. Школа – это мы!  

                                                                  Виолетта РАТЕНКОВА
 

Рубрика: 

   

Новый номер

Онлайн-подписка на журнал "Женщина Дагестана":

Женщина Дагестана (на русском языке)