Джейран Магомедовна Кулиева, заслуженный учитель Дагестана и России, директор Хучнинского многопрофильного лицея №1 Табасаранского района, имеет за плечами более 33 лет педагогического стажа, 11 из которых она была завучем начальных классов общеобразовательной школы №1района, и вот уже седьмой год, как она успешно совмещает работу учителя с должностью директора.
– Для меня это даже не профессия, а призвание. Я с раннего детства точно знала, что стану учителем, – сразу начала отвечать на мои вопросы Джейран Магомедовна. – Я готовила себя к этой профессии. Примером для подражания был мой отец – учитель. Его уроки настолько были увлекательны, что я твердо решила пойти по его стопам. Закончила англо-географический факультет ДГПИ, акогда вернулась в райцентр после учебы, оказалось, что вакансии по моей специализации нет. Мне предложили пройти переподготовку и взять младшие классы.
Работа учителя начальных классов намного шире, многообразнее, чем у учителя-предметника. А ведь я, признаться, сначала стеснялась сказать своим однокурсникам, что не преподаю английский язык, а работаю с первоклашками. Много лет скрывала, пока не стала директором школы, – застенчиво улыбается собеседница.
– Вы представляли, что будете директором этой школы?
– Вряд ли. Организаторские качества проявились в период работы завучемначальных классов, икогда предложили возглавить нашу родную школу, я согласилась. Конечно, я знала, что должность директора лучшей школы района предполагает не только сочетание административных и педагогических навыков, но и огромную ответственность. Наша школа богата своими традициями и инновациями. Это одна из самых больших и старейших школ Табасаранского района. В прошлом году мы отметили 100-летие, а на 101-м году статус нашего образовательного учреждения поменялся, мы стали лицеем.
Этот учебный год начался с апробации инновационной образовательной платформы. Первые шаги к освоению этой платформы наши педагоги сделали – прошли обучающие семинары.
– В новом статусе, с новыми знаниями, но не в новом здании. В каком помещении располагается лучшая школа района?
– Основное двухэтажное здание школы было возведено строителями из Майкопа в 1967 году. До 2015 года в школе не проводился капремонт. Бывший глава района АлаутдинМирзабаллаев выделил средства на внутренний ремонт.А в 2019 году мы попали в программу «100 школ», и теперь наша школа как новенькая. Она является культурным центром всего района, на ее базе проходят почти все мероприятия
– В прошлом году у Вас побывал с рабочим визитом глава Дагестана Владимир Васильев. Как прошла встреча?
– Нас предупредили, что Владимир Васильев пробудет в школе не более пяти минут. Мы проработали маршрут, чтобы максимально показать школу, но, когда глава республики вошел в здание, ему так понравилось, что он задержался почти на полчаса, тепло и сердечно пообщался с коллективом и учениками.
– Расскажите о коллективе, которым Вы руководите.
– Здесь работают 76 учителей. Из них 18 имеют звание «Почётный работник общего образования РФ». Одному учителю присвоено звание «Заслуженный учитель РФ», несколько учителей имеют звание «Заслуженный учитель РД». Работу педагогического коллектива любой школы оценивают по успехам выпускников. Они сегодня прославляют нашу школу, благодаря знаниям и воспитанию, которые им дали наши преподаватели.
– Как Вы строите отношения с сотрудниками?
–Первое время я переживала за атмосферу в коллективе. Задавалась вопросом: смогу ли я установить контакт с коллегами в новом качестве, как директор? Надеюсь, что у меня получилось. К учителям старшего поколения, у которых когда-то и сама училась, у меня особое отношение. Они последние, как говорится, из могикан. Даже если они не могут освоить новые компьютерные технологи, их уроки, их опыт работы с детьми бесценны. Но понимаю, что необходимо пополнять коллектив молодыми специалистами, владеющими информационными технологиями. В сельских школах они особенно нужны. Я удовлетворена проделанной работой за эти шесть с половиной лет.
– Кем директору сельской школы приходится быть в первую очередь – менеджером или все-таки учителем?
– Скорее, я управленец, который выстраивает свои отношения с коллективом, учениками, родителями, представителями органов власти и общественностью. Я смогла определить стратегию развития школы, четко и ясно обозначить цели и организовать коллектив для эффективной работы.
–Вы ведь ещё и преподаете?
– Проводить уроки с детьми –это великое удовольствие. Порой смотришь в глаза учеников, видишь искренность души ребенка и растворяешься в этой чистоте. У меня не возникает сложностей совмещать уроки с деятельностью директора.
– Чем отличается образовательная деятельность Хучнинского лицея № 1 от других школ района, и каковы ваши успехи и достижения?
– Все образовательные учреждения преследуют одинаковые цели и задачи. Наш лицей постоянно возглавляет рейтинговую таблицу результативности работы школ района. В 2007 году четверо наших учителей стали победителями президентского гранта РФ «Миллион». Тогда давали сто тысяч рублей каждому учителю. В последние годы эта сумма увеличиласьпочти вдвое. В 2018 году мы – честно говоря, сами не ожидали –вошли в число лучших сельских школ России. За эти годы более 100 выпускников стали обладателями золотых и серебряных медалей, и мы очень гордимся этим. И с точки зрения нравственной довольны нашими детьми – мы сумели привить им культуру общения, поведения, чувство патриотизма и интернационализма.
– Часто слышим, что сегодня сельская молодежь сильно изменилась, что она уступает в плане воспитании старшему поколению?
– Нет, я не согласна! Наши дети ни в чем им не уступают.
– Родители часто недовольны успеваемостью своих детей и, наверняка, перекладывают всю ответственность за качество обучения, дисциплину на школу. Что бы Вы сказали по этому поводу?
– Изменение социально-экономических условий в стране меняет взаимоотношения учителей с родителями. Проблемы, связанные с дисциплиной и качеством обучения, мы стараемся решать сообща: налаживаем доверительные отношения с родителями, привлекаем их для подготовки и проведения школьных мероприятий. Совместно решаем вопросы дисциплины на родительских собраниях.
– Влияет ли школа на выбор профессии учащимися?
– Да, на самом деле школа проводит очень большую работу для того, чтобы дети смогли профессионально самоопределиться. С этого года в 9-м классе мы планируем большую предпрофильную подготовку. Дети делают осмысленные шаги, видят себя в той или иной отрасли, и в этом, конечно же, несомненная заслуга преподавателей. Кроме того, мы попали и в проект «Точка роста». Всего по республике в этом проекте участвуют 167 школ, а в Табасаранском районе – пять. Поясню, «Точка роста» входит в федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование». Учебные заведения, в которых есть «Точка роста», получили новое оборудование, учителя прошли специальные курсы переподготовки.
– У вас в школе есть учителя-миллионники?
– В прошлом году к нам приехали пятеро земских учителей. Двое из них не выдержали – уехали, и миллион вернули государству. А вот один– учитель истории, работает в районе;девушку-земского учителя быстро засватали за местного табасаранца, чтобы не убежала, – смеётся Джейран. Сельские школы ждут земских учителей и возлагают большие надежды на госпрограмму, которая стартовала по предложению президента России Владимира Путина. Миллион молодым педагогам до 35 лет на селе, также, как и врачам, ощутимая поддержка! Но в районе все еще не хватает преподавателей иностранного и русского языков, математики, литературы и начальных классов. Если наше общество хочет иметь качественное образование, надо поднять престиж сельского учителя, улучшить школьную инфраструктуру для работы, в том числе и с одарёнными детьми.
– С одаренными детьми работать легко и приятно, а есть ли в вашей школе спецклассы для детей с ограниченными возможностями по здоровью?
– У нас в школе 8 учеников находятся на домашнем обучении. Они определенное время находятся в школе, и дополнительно с ними занимаются учителя. Но еще два года назад такие дети не ходили в школу. У меня самой сын инвалид-аутист, которому уже 23 года, – с горечью говорит Джейран. – Когда ему исполнилось семь лет, я забила тревогу,подняла вопрос о создании коррекционных классов. Ну как можно полностью изолировать ребенка от школы? Я занималась сама с сыном дома и убедилась, что необучаемых детей нет.
– Вопрос коррекционного обучения у вас по-прежнему открыт?
– Да, пока этого нет, но нам необходимо хоть в одной школе создать коррекционный класс. Глава муниципалитета Алимагомед Курбанов согласился с тем, что ребенок с ограниченными возможностями не может на дому заниматься по общеобразовательным программам и на общих основаниях сдавать ЕГЭ. Как мать я пропустила эту боль через себя. Реабилитация нужна не только детям, но и родителям, особенно матерям. Бывает, что отцы уходят из семьи с больным ребенком. Это сильный стресс. Мать остается один на один с недугом своего ребёнка и борется за него как может. Мне повезло с мужем. Эту беду мы переживаем с ним вместе.
– А кто Ваш супруг? У Вас большая семья по табасаранским меркам?
– Мужа зовут Рафик Саадулаевич Кулиев. Он наш сельчанин,работает в администрации муниципалитета. Мы жили с ним по соседству и знаем друг друга с детства. Поженились, когда я еще была студенткой. Повезло и с семьей мужа. Его родители меня поддержали, когда я училась в вузе, дали возможность закончить учебу очно и даже огорчились, что ради семьи я отказалась от поступления в аспирантуру. У нас с мужем семья небольшая – трое детей: две дочери – Анна и Диана, обе окончили ДГУ,и младший – сын Шамиль.
– Вы коренная хучнинка?
– Нет,в Хучни живу с 1975 года. Я родилась и окончила начальную школу в небольшом селе Ушниг, а в Хучни я оказалась по семейным обстоятельствам: отец, Магомед ГаджиевичХанахмедов, был переведен из школы на работу в райком, и наша семья переехала в райцентр. Ему сейчас 86 лет, только 2 года назад он ушел на заслуженный отдых с должности председателя Совета ветеранов района. Мама,КистаманГаджиевна, была домохозяйкой, ткала ковры дома. У меня еще 4 брата и 3 сестры. У всех нас высшее образование – это заслуга отца. Признаюсь, когда я переехала в райцентр, то не знала ни слова по-русски, как иностранка, в отличие от хучнинских детей, которые хорошо на нём говорили. А обучение в нашей школе шло на русском языке – было очень трудно! За первую четверть я выучила русский и почти автоматически зубрила остальные предметы. Сначала получала тройки, а потом, благодаря учительнице по русскому языку и литературе Ане Рустамовне Сулеймановой, освоила язык, и к концу учебного года говорила и писала не хуже своих одноклассников. Бесконечно благодарна всем учителям, которые тогда работали, а многие работают и по сей день.
– Как проходит изучение родного языка, преподавателей и часов хватает?
– В совершенстве овладев русским языком, изучив в вузе английский, я мыслю на своем табасаранском языке. Это к тому, что я настоящий патриот своего языка. Когда возник вопрос о сокращении уроков родного языка, я заняла активную позицию за их сохранение. Меня удивляет нежелание родителей водить детей на уроки табасаранского и азербайджанского языков.
– У Вас есть возможность обратиться к педагогической общественности и учащимся вашей школы.
– Коллегам хочу выразить слова признательности за поддержку. Наш коллектив доказал, что мы единая команда и умеем слаженно работать.
Желаю педагогам и ученикам нашей школы не останавливаться на достигнутом, добиваться успехов в любых начинаниях и продвигаться вперед! Пусть каждый учитель помнит, что мы представляем не только нашу школу, но и весь Табасаранский район, и Дагестан в целом!