Зайдя в музей, люди понижают голос до шепота. Только профессионально поставленная речь экскурсовода иногда нарушает тишину. Но в царящей тишине музея, оказывается, кипит бурная работа. Об этом рассказала Салихат Расуловна Гамзатова, директор Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С.Гамзатовой, член Общественной палаты Республики Дагестан Первого созыва, заместитель председателя комиссии по культуре, национальным и межконфессиональным отношениям, заслуженный работник культуры РД.
«Большое видится на расстоянии»
Имя Салихат Гамзатовой часто упоминается в СМИ, но как-то больше в связи с ее знаменитым на весь мир отцом – Расулом Гамзатовым. А нам очень хочется рассказать о Салихат Расуловне не только как о достойной дочери своих известных родителей, но и как о жене и маме, показать, какой она замечательный человек, сильная личность и настоящий профессионал.
Уходящий год был юбилейным для Салихат Гамзатовой. Она отметила не только красивую дату жизни, но и 20 лет работы в музее директором. Салихат приняла эстафету у своей матери Патимат Саидовны, которая бессменно руководила Дагестанским музеем изобразительных искусств с 1964 до 2000 года. В 2001 году музею было присвоено имя Патимат Гамзатовой.
Салихат может часами рассказывать – не только историю происхождения каждого экспоната в музее, но и о разных предметах дагестанского изобразительного и прикладного искусства, которые представлены в коллекциях и на выставках в музеях мирового искусства.
С первых же слов Салихат Расуловны стало ясно, как трепетно ее отношение к истории искусства Дагестана.
– Я работала со многими московскими музеями, где были экспонаты из дагестанских коллекций. Когда видишь кубачинские изделия, унцукульскую инкрустацию, кайтагскую вышивку, золотое шитье, многие другие работы мастеров традиционных дагестанских художественных промыслов, то понимаешь, насколько они изысканы, настоящие произведения искусства! По мнению многих известных искусствоведов у нас в стране и за рубежом, дагестанские раритеты – это вещи функциональные и вместе с тем они представляют огромный культурологический интерес. Нам эти старинные кувшины, тазы, другие предмета быта, которые передавались из поколения в поколение, кажутся обыденными, а они, по оценке искусствоведов, являются артефактами.
Салихат Гамзатова вспоминает случай, который произошел, когда она только приступила к работе в музее.
– Принесли интересный, необычный экспонат – сосуд из Балхара, украшенный интересной росписью. Я засомневалась в необходимости его приобретения, так как меня смутила его форма, очень необычная для балхарской керамики. Но мы все же приобрели его. Позже оказалось, что несколько таких сосудов находятся в коллекции Российского этнографического музея. С этими сосудами был связан целый культ. Как я могла сомневаться в необходимости приобретения этого экспоната?! – недоумевает Салихат Расуловна. – Еще один интересный факт. Я говорила, что мы не ценим наши обыденные вещи. Та же балхарская игрушка. Когда я была в Царицыно, мне эти игрушки показывали с неподдельным восторгом. Как писал Сергей Есенин, «большое видится на расстоянии».
Сотрудничество
Надо отметить, ДМИИ успешно сотрудничает со многими московскими музеями, например, с Государственным музеем-заповедником «Царицыно». В результате был подготовлен совместный большой выставочный проект «Кавказский словарь: земля и люди», издан одноименный каталог выставки. Интересный выставочный проект с участием ДМИИ запланирован этим музеем на 2022 год.
Салихат Расуловна также сотрудничает с Московским объединенным музеем-заповедником (Территория “Коломенское”), где в 2013 году стартовал выставочный проект «Дагестан глазами Евгения Лансере», а через год в ДМИИ прошла ответная выставка из МГОМЗ «Репортаж из далеких 1930-х. Фотоматериалы из коллекции музея», а позже – прекрасная выставка «Праздник в подмосковной усадьбе».
– В 2014 году в Государственном музее современной истории России в Москве открылась выставка «Дагестан глазами российских художников. Россия глазами дагестанских художников». В том же году в Музее декоративно-прикладного и народного искусства прошла выставка «Дагестанская вышивка». В прошлом году мне удалось договориться с Тульским областным музеем и выставить у нас редкую коллекцию русской акварели XIX века. У нас также было приглашение организовать в Туле выставку оружия дагестанских мастеров. Да. Это смело ехать в город русских оружейников со «своим оружием», как говорится, в Тулу со своим самоваром. Но когда это будет, пока неизвестно.
Салихат Расуловна отметила также выставку к юбилею Дербента в Государственном историческом музее «Дербент-2000. Дагестан. Россия», где побывал Президент России В.В. Путин.
Поддержка
Салихат Гамзатова не могла не коснуться актуального вопроса государственной поддержки музеев.
– Большой поддержкой для нас стал Указ Президента России, благодаря которому музей получает целевые средства на проведение выставочных проектов за пределами республики. Хочется отметить и большую помощь нашего министра культуры Заремы Бутаевой, которая внимательно следит за деятельностью музея и многое делает для его поддержки. Если раньше проведение одного выставочного проекта за пределами республики было удачей, то теперь при финансовой поддержке Минкультуры республики мы обязательно реализуем четыре проекта. Кроме того, в последние годы к нам все чаще обращаются другие российские музеи с просьбой представить свои экспонаты на выставки. Так, в этом году наши экспонаты участвуют в четырех крупных выставках. В последние годы интерес людей к музеям значительно возрос благодаря Всероссийской акции «Ночь в музее» и многим другим.
Идеальный посетитель
– Кто посещает музей, какой он, идеальный посетитель? На этот часто задаваемый вопрос директор музея ответила, что в городе есть круг людей, посещающих почти все культурные мероприятия. Среди них и художники, искусствоведы, журналисты, театралы, а также писатели, актеры, музыканты.
– А вот идеальный посетитель – это тот, который точно знает, зачем пришел в музей. Он живо интересуется экспонатами и уходит из музея, наполненный впечатлениями. Чтобы идеальных посетителей было больше, нужно прививать любовь к искусству с раннего детства.
Проблемы
Проблемой дагестанских музеев Салихат Расуловна считает дефицит достойных площадей.
– Мы перешли к практике выставочных проектов, с большой болью пожертвовав постоянными экспозициями. У нас очень разнообразная выставочная политика. При этом у нас уже есть пять-шесть готовых экспозиций, которые были бы очень востребованы при наличии дополнительных площадей. Необходимы залы для экспонирования вышивки и дагестанского оружия. Представьте, у нас в республике, где изготовлялось оружие, которое считалось лучшим на Кавказе, выставлено всего 72 предмета оружия, в то время как мы могли бы, как это уже и делали, представить экспозицию на целый зал. Где, если не в Дагестане, показывать великолепную коллекцию дагестанского оружия?! Кроме того, эта тема особенно дорога сердцам мужчин.
Также, убрав в запасники экспозицию фарфора, мы смогли провести в этом зале ряд выставок, в том числе таких аксакалов ювелирного дела, как Манаба Магомедова, Гаджибахмуд Магомедов, Магомед Джамалутдинов, династии кубачинских ювелиров Кишевых, совместно с Саидом Ниналаловым – выставку ювелирного искусства молодых златокузнецов. При этом любители российского фарфора помнят старую экспозицию и активно интересуются, где тот фарфор. Сейчас мы в залах русского и западноевропейского искусства установили дополнительные витрины и некоторые экспонаты разместили там.
История музея. Выставки
Кроме дагестанского изобразительного искусства, в музее хранится много экспонатов российского, советского, мирового искусства, не без гордости заявила Салихат Гамзатова. Она вспомнила, как в 1970-е годы в Дагестан приезжала снимать сюжет великая балерина Майя Плисецкая. Она прямо с пляжа без предупреждения зашла в музей, где ее никто не узнал. Плисецкая прошла по залам и оставила отзыв, что она, побывавшая во многих музеях мира, восхищена искусством дагестанских мастеров и не ожидала увидеть здесь такие замечательные работы.
Продолжая тему выставочной политики, Салихат Гамзатова рассказала, что музей тщательно отбирает проекты, так как ДМИИ – единственный художественный музей в республике, хотя и не единственная выставочная площадка.
– Маститые живописцы очень редко делали или практически не делали персональные выставки, например, первая персональная выставка Альберта Хаджаева состоялась у нас в музее только в честь его 80-летия, или же Хайруллы Курбанова – накануне его 75-летия. Я не считаю, что это плохо. Просто констатирую ситуацию, – улыбается директор музея.
Онлайн-формат и пандемия
Говоря о планах на будущее, Салихат Расуловна ответила, что несмотря на пандемию, из-за которой не был осуществлен ряд интересных проектов, планов у музея много.
– 2 октября открывается выставка из фондов Тульского музея «Без срока давности». Это коллекция графики, созданной в годы Великой Отечественной войны. Я планирую провести онлайн открытие экспозиции и после – экскурсию в прямом эфире. Мы освоили онлайн-формат еще задолго до пандемии. Даже не думали, что современные технологии окажутся так кстати и станут основным средством представления работ во время ограничительных мер. Работа музея не прекращалась во многом благодаря нашему замечательному коллективу и особенно заведующему отделом изобразительного искусства Александру Сергееву и специалисту по связям с общественностью Дженнет Акавовой. Вместе с тем мы видим, что сегодня музею не хватает представителей новых специальностей: программистов, юристов, специалистов, которые могли бы работать с детской аудиторией, разрабатывая специальные детские программы...
О личном
Вопрос о предпочтениях в искусстве не застал Салихат Гамзатову врасплох. Она ответила, что ей близки многие виды творчества. Она очень любит балхарское искусство и является куратором проекта «Аул Балхар», который с успехом экспонировался в ДМИИ им. П. С. Гамзатовой, в Национальном музее Чеченской республики, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетии и в октябре 2020 года будет открыт в художественном музее Белгорода. Из современных художников ей нравится творчество Натальи Савельевой и Тимура Кагирова, чьи картины висят в ее кабинете. Также ей близок Хайрулла Курбанов и Магомед Дибиров.
Разговор об искусстве плавно перешел к вопросам о личной жизни Салихат. Нелегко быть дочерью знаменитых родителей. Стараешься соответствовать им, и в то же время важно не потеряться в их тени.
Как профессионал Салихат Гамзатова давно заявила о себе. Она с детства любила историю и литературу. В старших классах видела себя только филологом. Честно призналась, что стихов не писала. Училась в махачкалинской школе № 13, потом на историческом факультете МГУ (отделение «История искусств») и окончила филологический факультет ДГУ.
Салихат откровенно рассказала, что работа забирает у нее очень много времени.
– Может, и существуют женщины, которые все успевают, но мне очень сложно все охватить. Хотелось бы больше времени проводить с семьей, но много сил требует работа. У меня небольшая семья: муж Умахан Амирханов, юрист, возглавляет республиканскую службу по тарифам, дочь Аминат по профессии психолог, есть два внука дошкольного возраста. Старший внук назван в честь моего отца Расулом, а младшего назвали Хадис. От общения со своими внуками я получаю огромное удовольствие.
В завершение беседы Салихат Расуловна Гамзатова пожелала дагестанским женщинам в канун Нового года счастья и радости!
– Как бы ни радовала женщину работа, ничто не заменит ей семейного счастья. Конечно, крепкого здоровья, которое мы все научились особенно ценить в этот сложный год. И главное – всегда хранить в душе любовь!