24 октября в Махачкале в малом зале Народного Собрания РД в рамках совещания, проводимого Комитетом Государственной Думы по образованию и науке и Народным Собранием РД, прошло заседание секции «Изучение и преподавание языков и культуры народов России в системе современного российского образования: опыт и перспективы».
В работе секции приняли участие депутаты Государственной Думы ФС РФ, депутаты Народного Собрания РД, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, представители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, Министерства образования и науки республики, педагогического сообщества.
Вел заседание член Комитета Государственной Думы по образованию и науке Алексей Загребин. «Сегодня мы с вами должны откровенно и продуктивно поговорить о том, что мы с вами хотели бы сказать о нашей профессиональной деятельности, какие рекомендации, исходя из своего преподавательского опыта, мы можем дать для того, чтобы ситуация, которая сложилась сегодня, была продвинута вперед, а позитивный результат встречи появился не только в резолюции, но и у наших учеников», - сказал Загребин, обращаясь к участникам совещания.
В обсуждении приняли участие заместитель председателя Общественной палаты Республики Крым Александр Рудяков, начальник Управления развития общего образования Министерства образования и науки РД Лариса Абрамова, член Совета Федерации от Республики Коми Валерий Марков и другие.
С докладом «Изучение родных языков в общеобразовательных организациях РД» выступила заместитель директора по научной работе Дагестанского научно-исследовательского института им А.А. Тахо-Годи Меседу Шурпаева. Она сообщила, что в настоящее время в общеобразовательных школах республики изучаются 13 родных языков, но год от года число носителей родных языков уменьшается. Так, в Республике Дагестан функционируют 1454 образовательных организации, в которых работают 2808 учителей родных языков. В последнее время наблюдается массовый переход мононациональных сельских школ на учебный план с русским языком обучения. Из 1223 сельских школ на русское обучение перешли 439 образовательных организации.
На заседании обсудили причины и следствия разрыва языкового континуума между городом и деревней, роль русского языка и языков народов России в повышении качества образования и укреплении межэтнических отношений. Выступающие говорили о качестве преподавания родных языков, изучении родного языка с детских садов, повышении количества часов на преподавание родных языков, введении литературы народов России в программу.
Подводя итоги, заместитель председателя Комитета Народного Собрания РД по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму Гамидулах Магомедов поблагодарил Комитет Госдумы за оказанное внимание к республике, отметив при этом, что Дагестан действительно уникальный край: если в системе образования России изучению подлежат 89 языков, то 14 языков сосредоточено именно на территории Дагестана. Он также сказал о существовании школ, которые не укладываются в закон об образовании РФ, - это школы малочисленных народов, школы младописьменных народов.
Гамидулах Магомедов остановился и на проблеме изучения родных языков, на проблеме учебников. «В сельских школах в начальных классах выдают учебники, рассчитанные на детей, говорящих с детства на русском языке, живущих в русской среде. Каким образом дети, не говорящие на русском языке, могут заниматься по этим учебникам?!»
Особое внимание Г. Магомедов акцентировал на проблемах дагестанских диаспор. Он отметил, что после распада Советского Союза республика не может обеспечивать их учебниками, оказывать методическую помощь их учителям, так как вся эта процедура должна проходить через Министерство иностранных дел России. Г. Магомедов попросил поднять данный вопрос на федеральном уровне.
В завершение своего выступления он отметил, что родной язык человек должен знать, но без знания русского языка он не может быть конкурентоспособным гражданином. Как говорит Президент страны Владимир Владимирович Путин, русский язык – это каркас государства, родные языки – неотъемлемая его часть. Русский язык и родные языки должны идти рядом, дополняя друг друга. В сельских школах опираясь на родной язык учащихся обучать их русскому языку, а в городских школах, опираясь на русский язык, обучать родному языку.