Обращаясь в прошлое, она все чаще приходит к мысли, что, видно, ей судьбой было предназначено прожить так, а не иначе. И цепь событий, вызванных разного рода обстоятельствами, с течением времени последовательно выстроилась в линию жизни, в которой она ощущает себя гармонично, необходимой людям, своим ученикам….
Все от семьи…
– До сих пор оправдываюсь перед мамой, что вот так однажды решила изменить жизнь и рискнула заняться далеким от учительского дела бизнесом, – вспоминает Татьяна Магомедовна Айгунова, директор Новокулинской СОШ № 2 имени Амет-Хана Султана.
– В 90-е, сами знаете, как выживал народ, надо было кормить семью, а зарплаты педагогов вам хорошо известны. Это я оправдываюсь, – отшучивается она, – но именно тогда я поняла, что учительство мое – кровное, оно во мне, и надо выстоять, чтобы потом не каяться. Безусловно, на выбор моей профессии повлияла мама, да пребудет она в раю! Учитель математики Миясат Курбановна Айгунова более сорока лет проработала в школе, и мы, дети, охотно учились, пропадали в школе допоздна вместе с мамой. Отец работал шофером в колхозе имени Ленина. Тогда это был передовой колхоз, имеющий огромные посевные поля, фруктовые сады, животноводческие фермы, многотысячные поголовья овец. В 1944 году семьи отца и матери, как и многие другие, были насильственно переселены из села Кули Кулинского района в нынешнее село Новокули. Дед по отцу Айгунов Рамазан устанавливал советскую власть в Дагестане, проводил коллективизацию, был председателем сельского совета, председателем колхоза.
Мой отец отличался трудолюбием, честностью и добротой. А с мамой они познакомились романтично! Он учился в вечерней школе…И однажды, увидев маму, сразу влюбился. Да так, что не оставил в покое, пока она не согласилась выйти за него. Но, по правде сказать, отец был первым парнем на селе, и по нему сохли все сельские девчата. А он выбрал маму…
Миясат Курбановна, выпускница ДГПИ, отличница, всегда была на виду. А как она танцевала! Глаз невозможно было оторвать!
– Мама даже успела побывать в 1957 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Комсомолка и просто красавица. Это как раз о ней,– с тихой улыбкой рассказывает Татьяна Магомедовна.
После окончания института мама работала первым секретарем райкома комсомола, перед ней открывались перспективы карьерного роста, но тяга к учительской профессии оказалась сильнее, и она пошла в школу. Педагогом была от бога. Но и дома успевала. Чего только не было на нашем подворье! Птица, скотина, большой огород, на котором выращивалось все, что шло на стол. И везде успевала.
Мы какое-то время жили с сестрой бабушки Марзижат, директором детского дома в Новокули. Бабушка помогала ей, шила одежду воспитанникам детдома. Позже семья переехала в Буйнакск. Бабушка работала, шила ватные фуфайки, пекла хлеб. Наверное, ее трудолюбие тогда и спасло семью от голода.
Педагог так педагог
Спрашиваю, кто из пятерых братьев и сестер подался в учителя.
– Мама как-то изначально сделала упор на меня, – задумчиво говорит Татьяна Магомедовна, – и не ошиблась, я ведь тоже, как и она, любила математику, мне нравилось все, что связано со школой. Может, по сегодняшним меркам и смешно звучит, но я получала удовольствие от того, что выводила мелом формулы на обычной школьной доске и познавала мир по глобусу, путешествуя по планете вместе с учителем географии. Да, стирались слова и решение задач, но оставались знания, сформировавшие мировоззрение. Может, и не было у нас всего того, что ныне входит в мир современного школьника, – информатизация, инновации, робототехника, об этом мы и знать не знали! Но сколько же в этом было человеческого, настоящего, того, что дает только общение глаза в глаза, когда педагог иной раз оказывается ближе, чем родные.
Есть такая должность - директор…
Сегодня директор школы о многом судит и как педагог, и как организатор учебного процесса.
– Для меня школа не просто рабочее место, это дом, из которого я не могу уйти, пока не наведу здесь порядок, – делится она. – И в нашем доме есть все, чтобы подрастающее поколение росло образованными людьми, патриотами, гражданами своей страны.
Для Татьяны Магомедовны это не высокие слова, а ежедневная работа с каждым учащимся, за которого школа, уверена директор, несет ответственность вместе с семьей.
Татьяна Магомедовна вспоминает, что в школе была не просто активисткой, но и заводилой всех мероприятий, участником художественной самодеятельности, танцевала, пела в хоре, участвовала во всех школьных капустниках, охотно занималась спортом. Но все же мечтала о педагогике, чтобы, как и мама, учить, давать духовно-нравственную опору тем, кому только предстоит войти в сложный мир. Педагог считает, что формула «Не только учить, но и воспитывать» напрямую соотносится с гражданской позицией, которая должна прививаться ребенку изначально, можно сказать, с пеленок.
– Это один из важных компонентов, который лежит в основе «Закона об образовании в РФ», – убеждена она. – Мы живем в непростое время, когда старые ценностные ориентиры девальвируются под натиском масс-медиа, различного рода аккаунтов, интернет-сайтов, зачастую корежа сознание и превращая молодого человека в зомби, следующего ложным «командам».
Директор считает, что школа должна давать качественные знания, и приветствует внедрение новых стандартов обучения. Меняется подход и к внедрению новых учебников. По новым правилам, экспертизы-заключения должны выдаваться всего на пять лет, и эксперты несут ответственность за каждый учебник. Кроме того, учебники должны соответствовать новым образовательным стандартам.
–А как иначе? – удивляется Татьяна Магомедовна, – образовательное поле должно засеваться новыми знаниями.
Она внимательно следит за изменениями, происходящими в современном образовании, и на это нацеливает свой коллектив, считая, что только так он может соответствовать новым образовательным стандартам.
Я спрашиваю о ее отношении к ЕГЭ.
– Ну, дискуссии по поводу ЕГЭ – уже вчерашний день, – замечает она, – об этом можно спорить до бесконечности и находить в нем как плюсы, так и минусы. ЕГЭ ведь тоже постоянно совершенствуется. Его содержание не просто меняется, единый экзамен ориентирован на отечественную систему образования. Так, он наполняется практической составляющей. Например, на экзамене по информатике школьник должен будет создавать презентацию, а на экзамене по физике и химии продемонстрировать лабораторный эксперимент. Это ответ на упреки в механическом тестировании, оглуплении учеников «никуда не годным экзаменом».
Татьяна Магомедовна обращает внимание на то, что российский опыт создания уникальной мультимедийной платформы, не имеющей аналогов в мире, уже произвел мировой фурор.
– А как же непосредственный контакт с педагогом, по поводу которого бьют тревогу эксперты? – спрашиваю я.
Без этого, считает Татьяна Магомедовна, немыслим никакой образовательный, тем более экзаменационный процесс. Современные технологии, конечно же, никогда не заменят учительского слова, его энергетики, которая, словно по цепочке, передается от сердца к сердцу. Директор школы, акцентирует внимание и на дальнейшем развитии программы «Земский учитель», результатом которой должен стать большой приток педагогов в сельскую местность.
Главное – не опускать рук
Она все чаще обращается ко времени, когда наша страна считалась самой читающей, когда люди зачитывались классикой, произведениями современных авторов; цитировали, доставали, выпрашивали, чтобы прочесть за одну ночь.
– Представляете, – смеется Татьяна Магомедовна, – когда мама решала, как назвать меня, – брат, сымпровизировав, произнес: «Ужель та самая Татьяна», вот так и я обрела свое имя. И с подобным довольно часто можно было столкнуться в повседневной жизни.
Знаете, для классического педагога в прежние времена разговоры о прозе жизни считались просто неприличными, и когда я, решившись поменять все в жизни в начале 90-х, занялась бизнесом, мама не корила меня, она все понимала. Мы обе знали, что бизнес – временное явление, и рано или поздно я вернусь в свою профессию… Сначала это был челночный бизнес, позже открыла сахарный цех. В общем, бралась за все, что подворачивалось под руку…
Татьяна Магомедовна не из тех, кто будет пасовать перед сложными обстоятельствами. Ей многое пришлось пережить, побывать в роли и предпринимателя, и журналиста районной газеты «Голос времени».
– Я рискнула, и у меня получилось, – смеется она. – Это был 2009 год, и мне поручили быть редактором отдела по Новострою. Помню, я тогда не вылезала из командировок, много общалась с людьми, старалась передать все, что их беспокоило, – вспоминает она. – Признаюсь, это было нелегко. Но я старалась нести ответственность за каждое сказанное слово. Пять лет проработала в газете и ни разу не пожалела, не посетовала на очередной виток судьбы, испытывавшей меня на прочность. Более того, люди мне доверяли, избрав поначалу депутатом сельского собрания, потом районного.
На виду…
–Так или иначе, я оказалась на виду, – говорит Татьяна Магомедовна, – наверное, потому что ничего не могу делать вполсилы – мамина школа, которую я усвоила с детства. Она всегда мне говорила: сначала наведи порядок в классе, и только потом приступай к делу.
Ох, эти мамины уроки! Как благодарна Татьяна Магомедовна ей за то, что всегда поддерживала, удерживала от опрометчивых поступков, помогала, советовала, учила. А самый главный мамин завет – без любви к детям не стать настоящим учителем – стал ее кредо.
– Конечно, в конце концов я вернулась в школу. Новострой включает в себя девять сел, – рассказывает она о дне сегодняшнем, – и образовательное учреждение, директором которого я являюсь, включает два типовых корпуса на 315 и 140 мест. Обучаются здесь более девятисот учащихся в две смены. Школа явно перегружена. Район неоднократно обращался в республиканское правительство, и наконец-то школу включили в реестр, пообещав построить дополнительный корпус. У нас ведь многое еще нуждается в дополнительном финансировании, – замечает она. И рассказывает о том, что в школе нет актового зала, но есть два спортивных, футбольное мини-поле с искусственным покрытием, спортплощадка для гимнастики, а значит, есть возможность ставить любые рекорды!
Точки роста…
Татьяна Магомедовна увлеченно делится мыслями о создании центров образования цифрового и гуманитарного профилей. «Точки роста» создаются на базе сельских школ и малых городов. Цель – создание условий для внедрения новых методов обучения и воспитания. Что немаловажно, центры оснащаются мощными компьютерами, видеокамерами, 3D-принтерами, тренажерами-манекенами, квадрокоптерами. И это уже реальность.
– Центры дают возможность ребятам приобрести навыки работы в команде, готовиться к участию в различных конкурсах. И для этого педагоги сельских школ повышают квалификацию на базе детских технопарков «Кванториум», «Точки роста».
Мы ходили с Татьяной Магомедовной по школе: она показывала мне просторные классы, рассказывала о своих планах.
– У нас коллектив молодой, сплоченный, мы как одна семья – замечает Татьяна Магомедовна. Нужно сохранять преемственность, использовать опыт советской школы. Есть хорошие результаты. У нас с каждым годом увеличивается число медалистов. Многие выпускники с легкостью поступают в престижные московские вузы.
Я спрашиваю: а как местные власти помогают школе? Она улыбается:
– Наш Новолакский глава М. Айдиев не просто интересуется делами школы, но как педагог по образованию, знает все о профессии и работе учителя, знает проблемы и всегда в курсе событий. Как находит время на все? Не знаю… Удивительно талантливый руководитель. Разбирается во всех отраслях… Она отмечает, что всегда в канун Нового года глава района награждает всех отличников учебы грамотами и подарками, а выпускников-медалистов, успешно обучающихся в вузах, ценными подарками – золотыми наручными часами… И поехать на «айдиевскую елку» – самая большая награда для учащихся.
Семья как семья…
– А как семья, успеваете уделять внимание близким?
– Татьяна Магомедовна снова улыбается: – Тыл крепкий, враг не пройдет!
Да, действительно, не пройдет. Сын Азамат работает в УФСИН, женат, у него двое детей. Его жена Карина – лезгинка. Она выпускница ДГТУ, со временем получила второе образование – педагога-дефектолога. Татьяна Магомедовна в ней души не чает.
– Семья у нас интернациональная, – говорит Татьяна Магомедовна. – Карина сразу вписалась в наш быт. Мы родные друг для друга люди.
Действительно, умение органично сосуществовать, не выпячивая себя, а прислушиваясь к домочадцам – не в этом ли житейская, природная мудрость?
– Так я же педагог! – снова отшучивается оптимистка Татьяна Магомедовна. – А семья, как и коллектив, требует постоянной работы над собой…
Айшат Тажудинова