В её мире для счастья есть всё: тёплый дом, сад, напоминающий сад из ее детства, и самое главное – её семья, коллеги-единомышленники, для которых педагогика – состояние души…
В школе, где она директорствует, царит семейная обстановка. А еще здесь обожают поэзию. И готовы день и ночь цитировать стихи Расула Гамзатова, Фазу Алиевой и других поэтов, прославивших горный край...
… Произносишь ее имя, а собеседник в ответ улыбается, глаза его теплеют. – Редкий человек, – так отзываются о педагоге, для которого окружающий мир – улыбка ребенка…
Много лет вместе со своими питомцами Чакар Меджидовна занимается святым делом: разыскивает погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне дагестанцев. «Никто не забыт!» – вот девиз отряда следопытов ТОКСа, аналога которому и по сей день нет в России.
За внешней простотой этой женщины угадываются огромный житейский, профессиональный опыт, лучшие человеческие качества. Доброта её безмерна, а материнское сердце распахнуто для всех её учеников, которых не сосчитать.
Экспериментальная Ленинкентская школа № 35, которой Чакар Меджидовна руководит почти 30 лет, необычная. Здесь воспитывают на живых примерах, героике прошлого, настоящего, пробуждая в молодом поколении истинный патриотизм. Чакар Меджидовна всегда мечтала о такой школе, которая бы мало чем отличалась от семьи – той, в которой жила сама.
Она вспоминает детство, суровую природу, родителей, трудившихся на земле. Чуть свет – и все одиннадцать детей уже на ногах, успевая и по дому, и хорошо учиться. «Мы не имели права получать тройки, пропускать занятия. Отец работал директором школы, преподавал историю. И требовал дисциплину и успеваемость в первую очередь с нас», – рассказывает Чакар Меджидовна.
Энтузиаст, человек энциклопедических знаний, ее отец Меджид был большим знатоком местного фольклора, литературы, обычаев и традиций горного края; прекрасно знал историю Дагестана, немало исторических фактов, свидетельствующих о деятельности Шамиля и его роли в Кавказской войне. Романтикой далеких времен Меджид увлекал и своих воспитанников, которые жадно впитывали каждое слово учителя и стайками ходили за ним. Он был человеком чести и совести, достоинства и гордости, наставником и путеводителем своих учеников.
Могла ли Чакар быть иной? Она вспоминает, как участвовала во всех экспедициях отца по родным местам, и так же страстно, как и он, полюбила историю Дагестана.
Олимпиады, конкурсы, смотры художественной самодеятельности, пионерские и комсомольские вечера – во всем участвовала Чакар и везде проявляла себя как лидер. Её фотография не сходила с районной доски почёта. Бойкая, сметливая горская девушка умела сплотить ребят, с ней считались педагоги, а мальчишки уважали её больше, чем неформальных вожаков.
– Я входила в Совет девушек, был тогда такой, – вспоминает Чакар Меджидова, – на нем мы обсуждали, какой должна быть современная горянка, говорили о пользе учебы, рассказывали о первых девушках-горянках, вошедших в руководящие органы, активно участвовавших во всех сферах жизни молодой республики.
В Буйнакском педучилище русский язык и литературу преподавала Клара Ильяшевич, которая стала для девушки из высокогорного Ахвахского района наставником, образцом любви и преданности профессии. Бесценным источником знаний она считает и учителя родного языка М. Абдуллаева.
Еще в студенческие годы на Чакар Меджидовну обратил внимание З. Курбанов, автор учебников, изданных в НИИ педагогики им. А. Тахо-Годи. Однажды он поручил ей выступить в качестве эксперта по аварской азбуке. И не пожалел. Первый научный опыт оказался удачным, и будущий педагог стала сотрудничать с институтом. Тогда же появились её первые публикации – рецензии на учебники. Позже она выступила и как соавтор учебно-методических пособий.
Распределили молодого специалиста после училища в Ленинкентскую школу № 35 г. Махачкалы. На этом настояли её старшие коллеги из института им. А. Тахо-Годи. К тому времени она была уже замужем. В семье подрастало четверо детей.
– Ахмед стал для меня не только мужем, соратником-педагогом, но и другом, помощником. Я справлялась только потому, что чувствовала его крепкое плечо, на которое могла опереться, – делится Чакар Меджидовна.
В школе она сразу заявила о себе как целеустремленный, серьезный педагог. Её полюбили коллеги. И не только за педагогический талант, но и за отзывчивость, открытость души. Она сразу влилась в дружную учительскую семью. Тогда же поступила на филфак ДГУ. А в 1986 году ее назначили завучем по воспитательной работе. Ей тогда очень помог директор школы М. Насруллаев, разглядев в ней творческую, инициативную натуру.
– Да как же она успевает везде! – удивлялись коллеги. А она просто не могла иначе. С первых же дней с головой окунулась в общественную работу, стала секретарем учительской комсомольской организации. Со своими учениками она обошла все окрестности Ленинкента, изучала природу, проводила экскурсии, из которых её подопечные приносили интересные находки, бывало, что и ценные.
– Мы составляли альбомы и систематизировали их, – вспоминает Чакар Меджидовна, – география экскурсий расширялась, альбомов становилось все больше и больше, и я, почувствовав интерес учащихся, стала организовывать поездки по Дагестану.
Ценность экспедиций заключалось в том, что ребята не только изучали историю родного края, но и получали обширные географические знания, знакомились с интересными людьми, открывавшими для них непознанный, заповедный Дагестан с его удивительной природой.
Уже тогда у Чакар Меджидовны возникла мысль о создании музея, и, недолго думая, она пришла к директору с этой идеей. Получив «добро», взялась за дело. Поначалу музей состоял из одной экспозиции: «Аулы Дагестана»; позже возникли «Растительный мир Ленинкента», «Школьная малая Третьяковка» и другие. Тогда же Чакар Меджидовна задумалась об исследовании истории поселка Ленинкент, его жителей, особенно судеб фронтовиков, о которых на тот момент было очень мало сведений.
В 1996 году Чакар Меджидовна выехала в Подольск, где в архиве Минобороны РД начала поиск ленинкентцев, погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Постепенно привлекала к этой работе ребят, организовала школьный поисковый отряд, который собирал сведения не только о фронтовиках-ленинкентцах, но и о других защитниках родины. Так образовался их знаменитый Телевизионный отряд красных следопытов.
– Яркой страницей истории Великой Отечественной войны стал наш земляк Магомед-Загид Абдулманапов. Для нас было делом чести открытие 13 апреля 2017 г. в Махачкале памятника самому молодому Герою Советского Союза, – с гордостью говорит учитель-энтузиаст. – Ведь это результат нашей деятельности, ТОКСовцев гимназии № 35. И мы уверены: имя юного дагестанца Магомед-Загида Абдулманапова, погибшего в 19 лет, защищая Крым, всегда будут помнить и чтить как пример мужества, стойкости и беспредельной любви к Родине.
Ленинкентская гимназия стала центром краеведения, экспериментальной площадкой Министерства образования республики по этнокультурному компоненту. Сюда часто приезжают педагоги из разных уголков Дагестана. Директор строит учебный процесс, органично сочетая инновационные методики с экспериментальными программами по фольклору, краеведению, искусству.
Сама Чакар Меджидовна – составитель книг для внеклассного чтения на аварском языке, целого ряда учебно-методических пособий. Ленинкентская гимназия не зря считается одной из лучших в республике. Здесь создана и первая детская общественная организация «Наследники», которая тоже вносит несомненный вклад в дело нравственного воспитания учеников.
Чакар Меджидовна вспоминает, как в горячем 1999-м весь поселок Ленинкент опекал бойцов танковой колонны, которая должна была защитить город в случае нападения бандформирований. Тогда каждый житель приносил бойцам, совсем еще мальчишкам, продукты, специально для них пекли домашний хлеб.
Гости – явление привычное в школе, здесь любят принимать кунаков. Так, учащиеся, педагоги с удовольствием встречали участников Международного фестиваля народного творчества «Каспий – берега дружбы» из Калмыкии. Побывала в гимназии в рамках Международного фестиваля «Горцы» и делегация из Индии. В книге пожеланий в школьном музее они оставили самые добрые отзывы об организаторах мероприятия.
Практически все педагоги школы – бывшие выпускники Чакар Меджидовны. «Школа – живой организм, который должен постоянно меняться, совершенствовать формы и методы работы», – таково мнение директора. Она не считает зазорным учиться у коллег, и так же щедро делится своим богатым опытом.
В гимназии учится более полутора тысяч детей. И это возлагает особую ответственность на педагогов. Все они – учителя, учащиеся – единомышленники, объединенные общей целью; может, поэтому среди учеников нет случаев правонарушений, ухода в ИГИЛ.
А еще Чакар Меджидовна уверена, что от того, каким будет молодое поколение, какой путь оно изберет, за какие идеалы будет бороться и чьи интересы будет защищать, во многом зависит судьба каждого из нас, судьба государства.
Рабочий день директора расписан по минутам, но в кабинет его может зайти каждый. Чакар Меджидовна готова выслушать и первоклассника с его проблемами, и старшеклассника с очередной идеей, и молодого педагога, пришедшего за советом. Она никогда никого не воспитывает и во всем советуется с коллегами, учениками: «А как ты думаешь, если этот вопрос мы решим так?» В этом мудрость горской женщины – немногословной, тактичной, сдержанной.
– Когда я вижу, как что-то не получается у молодого учителя, стараюсь помочь ему незаметно, чтобы не обидеть. Но не прощаю непрофессионализма, случайным людям сразу говорю – уходите! Такое происходит не часто, но бывает, – делится Чакар Меджидовна. – Дети ведь не терпят равнодушия и моментально ощущают незаинтересованность педагога, а это чревато ответным равнодушием детей к учебному процессу.
Жизнь Чакар Меджидовны наполнена делами школы, но она активно занимается и общественной деятельностью: она член Союза краеведов РФ, член штаба ТОКСа, руководитель городского токсовского движения; входит в состав Антикоррупционного комитета при Главе республики; член Союза женщин Махачкалы, глава Союза женщин Ленинкента. Она уверена в том, что новому составу женсоветов республики необходимо активизировать работу на местах, доходить до каждого городского, районного, поселенческого женсовета в муниципалитетах.
– Как когда-то наши матери, мы должны нести свет мира и добра, тепла и сострадания. Это главное, что должно стать движущей силой матерей Дагестана, – убеждена Чакар Меджидовна.
_____
Кандидат педагогических наук, отличник образования, заслуженный учитель России и РД, обладатель медали «Лучшие люди России», памятной медали «Патриот России», почетной грамоты Госсовета республики, лауреат Всероссийского проекта «Профессиональная команда страны», Чакар Меджидовна не любит оглядываться на прошлое – ее деятельность связана с будущим. И в этом она видит смысл жизни, к этому стремится, этому учит своих учеников. А разве это не счастье?!