суббота, 20 апреля 2024
6+

Властелин неба

«Я думаю, такого второго летчика, как Амет-хан,  у нас не было.

 Никто другой с ним не сравнится…»

Маршал  авиации А. Голованов

Сто лет назад в небольшом живописном городке Алупка, что на южном берегу Крыма, родился будущий дважды Герой Советского Союза, знаменитый летчик-ас, испытатель новых самолетов Амет-хан Султан.

Его отец был выходцем из старинного дагестанского аула Цовкра. История умалчивает о том, какие пути-дороги некогда привели молодого лакца на жемчужные берега Черного моря. А ведь это было время, когда Российская империя катилась в тартарары. Но как бы там ни было, здесь он осел, обзавелся семьей, выбрал себе в жены красавицу-татарку Насибе. Их уютный дом располагался у подножья гор и издалека напоминал гнездо ласточки.

Могли тогда себе представить босоногий мальчишка, тысячу раз с друзьями пробегавший мимо усадьбы бывшей дворянки Никольской, что через много лет это здание станет музеем, носящим его имя?! Как и все его сверстники, родившиеся у моря, Амет-хан мечтал о дальних плаваниях и странствиях. И если бы не случай и не грянувшая потом война, может, он стоял бы на капитанском мостике большого белого парохода.

Когда ему исполнилось 15,в Алупке местные власти в честь Хедерлеза (татарский праздник весны) решили провести турнир по борьбе – куреш. Это когда соперники, схватившись за пояса, пытаются свалить друг друга с ног. Амет-хан никому не дал спуска и заслуженно стал чемпионом. Победителю вручили путевку в знаменитый пионерский лагерь «Артек».

Именно здесь на одной из площадок впервые он так близко увидел самолет; и, может быть, именно тогда в нем вдруг нежданно пробудился дух дагестанских предков. Дух гор, снежных вершин, белых облаков…

С того момента мальчик жил мечтой подняться в небо. Это желание привело его в Симферопольский аэроклуб. А перед самой войной Амет-хана приняли в знаменитую «Качу» – Качинское летное училище.

Амет-хан быстро освоил теорию полета, тактику и навыки воздушной стрельбы. Выпускные экзамены сдал успешно, и 5 марта 1940 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта.

Уже 22 июня 1941 года на поршневом истребительном самолёте И-153 «Чайка» молодой летчик совершил несколько разведочных вылетов, а также штурмовал наступающих немцев. К середине осени 1941 года имел на своём счету 130 боевых штурмовых и разведочных вылетов, за что получил первую награду – орден Красной Звезды.

Командование отмечало его настойчивость, упорство, отвагу и отменное владение самолётом. Весна 1942 года ознаменовалась его первой яркой победой в воздушном сражении. Полк базировался в Ярославле. 31 мая на своём «Харрикейне», когда закончились боеприпасы, Амет-хан решил таранить немецкий самолёт. Враг был готов скинуть тонны взрывчатки на ярославских жителей, когда Амет-хан ударил его снизу левым крылом. Но при этом сам застрял в загоревшемся корпусе прочного «Юнкерса». Вражеский бомбардировщик пошел вниз, увлекая за собой в небытие и истребитель Амет-хана. Наш летчик проявил колоссальную силу духа и выдержку, не дёрнул кольцо на парашюте раньше времени, а выпрыгнул из уже догорающего самолёта. Это была его единственная возможность спастись, и лётчик её не упустил. Позднее за этот подвиг Амет-хан-Султана наградили орденом Ленина, а в Ярославле в 2010 году в память о тех событиях ему установили монумент.

Амет-хан воевал под Воронежем, принимал участие в Сталинградской битве. Здесь второй раз он спасся, выпрыгнув на парашюте из самой гущи ожесточенного воздушного сражения. Амет-хан был включен в состав специальной группы лучших летчиков СССР, которую создали для воздушных боев с хвалеными асами немецкой авиации. С середины осени 1942 года А.Султан – командир 3-й авиационной эскадрильи 9-го истребительного полка. На фюзеляже его истребителя изображен орел. На это он получил разрешение от самого командующего воздушной армией генерала Тимофея Хрюкина, отважного военачальника, готового отдать душу за своих бойцов. Он воистину стал для Амет-Хана ангелом-хранителем. Летчик, попадая в безвыходные, казалось бы, ситуации, всегда находил поддержку своего командира.

А. Султан прошел всю войну, от первого до последнего дня. Менялись самолеты, от устаревшей «Чайки» до знаменитого «Ла-7», рос список сбитых им вражеских машин, добавлялись награды. Однополчане отзывались о нем как о самом лучшем друге, на которого можно положиться в любую минуту. Немцы называли его «Черный дьявол».

Амет-хан налетал многие тысячи километров, но в бесконечном пространстве войны никогда не забывал про отчий дом.10 мая 1944 года советские войска освободили Севастополь. Впервые за время войны летчики 9 гвардейского полка были выведены на отдых. Тогда Амет-Хан узнал, что его родители пережили оккупацию, и с ними все в порядке. Капитану дали краткосрочный отпуск, чтобы он навестил отца и мать. В Алупку он приехал на двух машинах в сопровождении друзей, с которыми каждый день поднимался в небо.

Но то, что произошло дальше, Амет-хану не могло присниться даже в страшном сне. Через неделю в их дом вломились военные, которым было поручено задержать мать прославленного летчика с постановлением о высылке татар из Крыма. Трудно описать словами, какие чувства обуревали тогда молодого капитана. И если бы не командарм Хрюкин, кто знает, на какой отчаянный шаг мог решиться Герой. Тимофей Тимофеевич предоставил Амет-Хану транспортный самолет «Дуглас», и он через несколько часов полета приземлился с родителями на дагестанском военном аэродроме близ нынешней Коркмаскалы. Амет-хан никогда не любил вспоминать эти события, слишком глубокие раны оставили они в его сердце. В военной комендатуре Золотая Звезда Героя Советского Союза помогла Амет-хану без затруднений попасть к коменданту, хотя народу здесь толпилось предостаточно.

– Думаю, товарищ капитан, вам надо в Совнаркоме решать вопрос, как и где оставить родителей в Махачкале до конца войны,– сказал пожилой майор и выдал направление в гостиницу «Дагестан» – единственную тогда в Махачкале. Расположив отца и мать в гостевом доме, Амет-хан тут же, не мешкая, поспешил в Совнарком республики. Там его любезно встретили, выслушали просьбу и попросили прийти завтра. Но на следующий день дремавший за перегородкой бюро пропусков милиционер, перебирая карточки, заявил: «К сожалению, на вас, товарищ капитан, на сегодня пропуск не заказан». Обескураженный Амет-хан еще некоторое время растерянно простоял возле окошка…

 Такого поворота событий он никак не ожидал...

И вновь его выручил генерал Хрюкин. По просьбе Амет-хана в Крым, в штаб 8-й воздушной армии, была отправлена радиограмма с кратким изложением ситуации. Вскоре пришел ответ, в котором командующий армией предлагал Амет-хану отправить родителей в станицу Привольная Краснодарского края, где был родительский дом Тимофея Тимофеевича… На этот раз Герой был уверен, что отца и мать он, наконец, оставит в надежном месте. На фронте он не раз убеждался, что генерал пустых обещаний не дает и от других этого не терпит.

Очень скоро он вернулся в свой полк. Летом 1944 года перешёл на новый истребитель «Лавочкин Ла-7». На нём летал над Восточной Германией и принимал участие в штурме Берлина. Последний бой провел 29 апреля 1945 года: в воздушном сражении над берлинским аэродромом «Темпельхоф» сбил немецкий самолет «Фокке-Вульф 190».

Всего за годы войны Амет-Хан Султан принял участие в 150-ти воздушных сражениях, лично сбил 30 вражеских самолетов и еще 19 в составе группы. За беззаветное служение Родине, бесстрашие в борьбе с фашизмом, за боевые заслуги и подвиги Амет-Хан был награжден двумя Золотыми медалями Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, орденами Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени, тремя орденами Красного Знамени.

После победы Верховный Главнокомандующий издал указ – всех лётчиков-асов направить в академии на обучение. Но Амет-хану учёба давалась слишком тяжело, сказывалось недостаточное образование в детстве и юности. В начале 1946 года он написал прямой и честный рапорт, что ввиду недостаточных знаний возможностей для своей дальнейшей учёбы не видит. Руководство удовлетворило его рапорт, и Амет-хана уволили в запас.

Но он не мог жить без неба. Однако в мирное время вернуться в небо оказалось совсем непросто. Подсобил все тот же генерал Хрюкин, он служил в Москве в Управлении Военно-воздушных сил страны. По его протекции в 1947 году Амет-хана приняли в Лётно-исследовательский институт в Жуковском как лётчика-испытателя. Он взялся за освоение опасного, тяжелейшего, нового для себя дела. Справиться ему помогли бесценный опыт, воля и лётные качества, полученные и отшлифованные на фронте.

Вскоре Амет-хан вошёл в число лучших испытателей в стране. В 1952 году получил разряд лётчика-испытателя 1-го класса, звание заслуженного лётчика-испытателя СССР, Сталинскую премию. Начинал с полётов на планерах, потом испытывал новые системы катапультирования у истребителей и реактивных самолётов, затем перешёл на стратегические бомбардировщики (тяжёлая авиация).Летом 1949 года совместно с другим лётчиком-испытателем Алексеем Якимовым осуществил первую в СССР полную топливную дозаправку в воздухе на высокоскоростном бомбардировщике «Ту-2» способом «с крыла на крыло». В 60-х годах участвовал в первых полетах в условиях невесомости для тренировки космонавтов. Был близко знаком и много общался с первым космонавтом страны Юрием Гагариным. Больше двух десятилетий трудился он на аэродроме в Жуковском, провёл в полётах 4237 часов, освоил порядка 100 летательных аппаратов.

…Осенью 1970 года в летном институте отмечали 50-летие Амет-хан-Султана. Собралось много именитых гостей, друзей, родственников. И во время торжества один из друзей летчика заметил, что, мол, пора уже передавать опыт молодым. Амет-хан ответил горской притчей: «Когда старый орел предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвется ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе – на землю они падают уже мертвыми…». В тот радостный вечер никто особо не обратил внимания на эти слова. Да и сам Амет-хан вряд ли мог предполагать, что притча эта окажется пророчеством.

1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полета на бомбардировщике «ТУ-16»в воздухе произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза Амет-ханом Султаном трагически погиб. Великого советского летчика похоронили на Новодевичьем кладбище.

Пройдут годы, сменятся поколения, но славное имя сына дагестанского и крымско-татарского народов Амет-хана Султана навсегда сохранится в людской памяти и в истории.

 

Алав АЛИЕВ

Рубрика: 
Автор: 

Здесь может быть размещена ваша реклама

Маковые поля, золотые пески и горы. Прекрасный Дагестан: Персональные  записи в журнале Ярмарки Мастеров

Новый номер