В этом году исполняется 210 лет со дня рождения художника-любителя князя Григория Гагарина, жизнь и творчество которого волей судьбы оказались связаны с Дагестаном. Он один из тех, кто в XIX веке своими работами открыл миру тогда еще мало знакомый иноземцам Кавказ.
Обобщением его почти 10-летнего кавказского периода жизни стал придуманный им проект – роскошный альбом «Живописный Кавказ» («Le Caucase pittoresque») изданный им в лучшей типографии Парижа.
Григорий Григорьевич Гагарин родился в семье высокопоставленного чиновника-дипломата, поэтому детство и молодость будущего художника прошли за границей. Слушал лекции в Сорбонне, несколько лет работал в дипломатической сфере, в том числе ездил по службе в восточные страны, в Константинополь. Здесь он навсегда влюбился в византийский стиль.
У Гагарина не было специального художественного образования, он лишь некоторое время брал уроки у Ораса Верне и Карла Брюллова.
После переезда в Россию он познакомился с А.С. Пушкиным и по предложению поэта с 1832 Гагарин иллюстрирует «Пиковую даму», «Руслана и Людмилу», «Бахчисарайский фонтан». Высокую оценку его иллюстрациям к «Тарантасу» В. Соллогуба дал критик В.Г. Белинский.
К этому же времени относится и знакомство Гагарина с М.Ю. Лермонтовым и другими участниками так называемого «Кружка шестнадцати», куда входили бывшие студенты, офицеры. О кружке мало что известно, даже весь список участников не удалось установить. Но те, чьи имена известны, странным образом в 1840 году почти все оказались на Кавказе – прямо вслед за Лермонтовым, сосланным за дуэль. Возможно, кружок был раскрыт и участники его попали в опалу.
Был переведен на Кавказ и князь Гагарин. С этого времени он здесь подолгу жил, творил, сначала как художник-любитель, а потом уже официально, зачисленный на службу.
«Такому молодцу стыдно не носить военного мундира», – сказал государь, узнав об одном военном эпизоде, где художник проявил отчаянную храбрость, и велел записать его поручиком в лейб-гвардии Гусарский полк. Поскольку фотография в те годы была еще в зачаточном состоянии, к действующей армии в качестве летописцев прикомандировывали художников. Так Гагарин, почти случайно, попал в армию.
Следуя за войсками с карандашом и альбомом, Гагарин стал по сути одним из первых военных корреспондентов той войны. Григорий Григорьевич внимательно изучал историю, быт, искусство, этнографию кавказских народов. Он сочувственно относился к местным жителям и стоял за мирное решение вопроса.
«Надо, чтобы кавказец находил для себя столько же пользы принадлежать нам, сколько и мы в его удержании... Чем более созерцал я восхитительную природу Кавказа, тем более его статные жители казались мне храбрыми, сметливыми и покорными, тем преступнее и ненавистнее казалось мне незаконное управление ими», – писал он в рапорте военному министру Чернышеву, докладывая о бесчинствах и беззакониях чиновников, вызывающих озлобление населения.
Одно время Гагарин служил с Лермонтовым, они даже жили в одной палатке. Совместно они создали несколько рисунков: Лермонтов рисовал, а Гагарин раскрашивал. На одном из рисунков отражен эпизод кровопролитного сражения при реке Валерик (в Чечне), которое Лермонтов описал в своем знаменитом стихотворении, завершив описание такими горькими философскими строками:
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?»
Интересна композиция рисунка, его «точка зрения»: вид на схватку воинов дан как бы со стороны горцев.
В целом, если взять все творчество Гагарина, собственно батальных картин у него немного. В своих рисунках художник изображал в основном военно-бытовые сцены из армейской жизни. Также художник рисовал великолепную природу горного края, внешний облик, костюмы и быт горцев. В 1841 году, уже в Санкт-Петербурге, Гагарин на основе полевого материала пишет несколько картин сражений.
По возвращении с Кавказа Гагарин женился на сестре своего друга – фрейлине Анне Долгорукой. Но счастье молодых продлилась недолго. Анна умерла через несколько дней после родов. Через два года, когда Гагарин с маленькой дочкой Екатериной путешествовал по Европе, в Германии он познакомился с фрейлиной двора, сопровождавшей цесаревну на водах,– Софьей Андреевной Дашковой. Григорий Григорьевич полюбил ее и понял, что она сможет стать матерью для его Кати. Получив высочайшее разрешение, Гагарин и Дашкова повенчались. Известный шутник и острослов поэт Ф.И.Тютчев, тоже работавший дипломатом в Германии, сообщал своей жене об этом так: «Сегодня Жуковский присутствует на свадьбе Григория Гагарина, который женится на самой черномазой девице, какую я когда-либо видел».
В 1848 году флигель-адъютант Гагарин был командирован на Кавказ. По словам современника, «дом Гагариных был самый любезный и приятный в Тифлисе...». В семье родилось 6 детей. А старшая, Катя, обрела чудесную маму…
В Грузии Гагарин восстанавливал древние памятники, спроектировал около 40 церквей в Грузии, Чечне и Дагестане, реставрировал росписи во многих соборах Грузии, Абхазии, Армении.
Художник заинтересовался личностью имама Шамиля и пишет картину «Свидание генерала Клюки фон Клюгенау с Шамилем». Большую помощь в этой работе ему оказали участники той встречи – генерал фон Клюгенау и будущий генерал Евдокимов.
Историческая основа этой картины – состоявшаяся еще в 1837 году встреча Шамиля с генералом фон Клюгенау, в ходе которой между ними произошла ссора. Дело в том, что по окончании переговоров наиб Ахбердил Магома встал между Шамилем и генералом, который предложил имаму руку, тем самым препятствуя возможному рукопожатию. В ответ на это Клюгенау махнул костылем в сторону наиба, тот в ответ выхватил кинжал. В этот момент Шамиль поймал генеральский костыль и вступился за наиба, выразив против Клюгенау свой гнев. Благодаря вмешательству штабс-капитана Евдокимова конфликт с трудом удалось погасить. Наиб объяснил своё поведение тем, что «повелителю правоверных не следует пожимать руку колонизаторам».
В конце 1851 года Хаджи-Мурат, прославленный своей храбростью наиб Шамиля, после ссоры с имамом в поисках поддержки перешел на сторону русских. В январе 1852 года Гагарин по поручению князя Воронцова выполнил карандашом портрет наиба, который и по сей день считается самым правдивым изображением знаменитого горца, так как Григорий Григорьевич был единственным, кто рисовал наиба с натуры.
В 1850-е годы Гагарин реализовал уникальный проект – роскошный альбом «Живописный Кавказ» из 80 листов литографий и 22 листов комментариев на французском языке Э. Штакельберга (сослуживца Гагарина). Печатавшийся в 1847–1857 годах в Париже, альбом Гагарина был серийным изданием. Выходило по две книги в год, каждая состояла из 4 гравюр, и к 1857-му году «Живописный Кавказ» уже насчитывал 20 выпусков. Затем был издан альбом «Костюмы Кавказа», в который вошло 60 композиций.
«Живописный Кавказ» ввиду дороговизны имел немного подписчиков, среди них Николай I, подписавшийся на 50 экземпляров, а также русские дворяне, жившие в Европе. Изданный малым тиражом (300 экз.), сегодня альбом стал библиографической редкостью. Так, к примеру, издание «Костюмы Кавказа» в 2004 году на аукционе Christie’s («Кристи») ушли за 112 870 фунтов стерлингов (около 5 миллионов рублей).
С конца 50-х годов Гагарин был избран вице-президентом Академии художеств (президентом была великая княгиня Мария Николаевна) и проводил большую организационную работу, способствовал осуществлению многих археологических экспедиций, направленных на изучение древнерусского искусства в Киеве, Новгороде, Владимире, Суздале, а также византийского искусства на Кавказе.
В Дагестана добрым словом поминают Григория Гагарина, который своим творчеством способствовал тому, чтобы мир узнал о лучших сторонах страны гор, о красоте ее природы, ее аулов, о ее статных, мужественных и сметливых людях.
Материал подготовила Гульнара Асадулаева