В Гунибском историческом музее царит лёгкий полумрак. Высокие – под потолок – «царские зеркала», огромный стол и другие раритеты: предметы быта, посуда, совершено уникальные природные экспонаты времен неолита (4–6 тыс. лет до н.э.). И люди здесь работают особенные, для которых история – непрерывный процесс познания того, что создаётся каждым новым поколением.
Научный руководитель, директор музея Патимат Алискандиева раньше преподавала физику и математику в Сафарали, в прикутанной чохской школе.
– Расскажите, что Вас привело в музейное дело,– интересуюсь я.
– Это произошло как-то естественно,– улыбается Патимат Халиловна. – Оказалось невозможным остаться равнодушным к истории там, где, куда ни ступи – заповедная зона. Места освободительных и завоевательных войн, место пленения великого Шамиля. Вот мы сейчас находимся с тобой… где бы ты думала? В бывшей православной церкви, построенной для русских солдат, квартировавших в гунибской крепости. Здесь стены пропитаны духом тех, кто пришёл покорять эту землю и воевал десятки лет. Здесь многое наводит на размышления, многое переосмысливается.
– Отец родом из Кудали, а я вот родилась в Гунибе. Два соседних села, через речку, а у каждого своя изюминка, свои неписаные законы.
Биография самой Патимат проста. Гунибская школа № 1, физфак пединститута. Замужество. Муж – обычный гунибский парень.
– У меня не спрашивали, когда выдавали, но он мне нравился. Крепкий надёжный, Магомед всегда был хорошим семьянином, отцом. Да, сейчас ему трудно, сильно болеет. Но мы, я и наши трое детей, всегда рядом с ним. А как иначе? Мы с мужем старались быть для детей примером, учили уму-разуму и, главное, доброте, состраданию, любви к людям, родной земле…
Семья как семья, – говорит Патимат Халиловна, – все мои дети стали учителями, физиками. Только вот сын… Сааду погиб от рук бандитов. Более заботливого, более нежного сына я не знала… Ему было 25 лет, и всё у него было впереди. Судьба что ли такая…..
Стараясь отвлечься от горя, она рассказывает, что пережить смерть сына ей помогли люди, неравнодушные, понимающие.
– Я возглавляла центр дополнительного образования, – вспоминает Патимат Халиловна, – и тогда глава района Абдухалим Мачаев предложил работу в музее. У меня тогда как будто второе дыхание открылось – это меня и спасло. Пришлось, конечно, потрудиться, дело-то нелёгкое.
Но она постепенно создала все условия для размещения экспозиций – разделов – «Дерево», «Металл», «Керамика». Здесь же расположила стенды и витрины с личными вещами, наградными материалами земляков, прославивших страну, республику, район.
В музее немало фоторепродукций работ Ф. Рубо, Г. Гагарина и других известных художников. С гордостью Патимат Халиловна рассказывала о том, что в музее побывал глава республики Р. Абдулатипов, предложив расширить экспозиции музея уже в новом здании.
– Рамазан Гаджимурадович многое делает для пропаганды традиционных культурных ценностей, возврата к нашим истокам. Я ведь как музейщик хорошо понимаю, почему так настойчиво он пропагандирует культуру. Именно с культуры начинается возрождение народа. Ведь на самом деле, и мы это наблюдаем в жизни, уходят в забвение наши уникальные традиции и обычаи. И на смену исконным национальным представлениям приходит субкультура, разъедающая всё то, что горцы веками собирали, как сокровища в драгоценную шкатулку.
Патимат Алискандиева показывает мне изделия, от которых как будто исходит тепло рук их создателей.
– Понимаешь, – говорит она, – каждый музей – это человеческие судьбы, отражение времени, в которое жили эти люди... Неправда, что вещи не умеют говорить, возьми в руки самую простую кринку, и она о многом тебе расскажет: о руках мастера, сотворившего необыкновенную форму, узор, орнамент, о характере ее хозяина.
В её музее всё как у хорошей хозяйки, у каждой вещи свое место, и экспонаты, словно картинки времени, говорят не только об эпохе, традиционной культуре, обычаях, но и о тех людях, чьи имена вошли в историю Дагестана.
Необыкновенная природа, сравнимая разве что со Швейцарией, всегда привлекала сюда самых разных людей. Кто только здесь не побывал! Так, в 1847 году, проведя 2 месяца в селе Салта, известный хирург Николай Пирогов заметил, что здесь никогда не было случая заболевания страшной тогда холерой, быстро заживали раны, не было лёгочных заболеваний.
Сюда тянуло многих людей из высшего общества. Они заронили в эту землю зёрна европейской культуры, любовь к литературе, создав здесь своеобразную интеллигентную среду. Тогда же Пирогов рекомендовал сыну императора Александра II, Великому князю Павлу Романову, посетить Гуниб. «Его даже лечить не надо, ему просто надо жить в Гунибе», – сказал он. В горной долине был даже выстроен дом европейского типа, со стенами двухметровой толщины и огромными залами. А мебель, посуду, другие необходимые вещи доставили из Петербурга. Какие-то вещи, в том числе и знаменитые «царские зеркала», сохранились до сих пор.
Продолжая разговор о музее, Патимат Халиловна поделилась, что, когда он создавался, ей пришлось много ездить по сёлам, просить, иной раз выкупать за свой счёт утварь, предметы быта. И конечно, помог ДГОМ, чьим филиалом является музей. Из всего этого и формировались экспозиции музея.
Директору есть что вспомнить и что рассказать. Запомнились встречи с необыкновенными людьми – Р. Гамзатовым, Ф. Алиевой, Б. Гаджиевым и многими другими.
– Я вот, знаешь, иной раз из беседы со своими земляками столько нового узнаю. А почему? Потому что все они – потомки тех, кто воевал, писал, создавал историю горного края, трудился на этой земле. Всё это я собираю по крупицам, и сколько ещё работы впереди!
В музее немало экспонатов, документов, атрибутов, попавших сюда за последние годы. Экспозиции постоянно пополняются. Многие лица на стендах узнаваемы. Это герои современных войн, политические и общественные деятели.
–Знаешь, – развивает свою мысль, разглаживая уголки старинного дагерротипа, Патимат Халиловна, – человеческая жизнь соткана из простых и понятных вещей. Кто-то живёт незаметно, а есть такие, кто проживает свою жизнь ярко, освещая все вокруг. Умные, талантливые, мужественные, во все времена такие люди готовы взять на себя ответственность за свой народ и совершить подвиг во имя будущего. И эта духовная цепь неразрывна, идёт ли речь о борцах за свободу или тех, кто развивал народные ремёсла, изучал философию, риторику, точные науки. Да, героев рождает время, и в этом есть своя закономерность.
Патимат Халиловна ведет беседу не торопясь, взвешивая каждое слово.
– Я часто задумываюсь о будущем,– рассуждает она. Меня пугает утрата языков, традиций, превращение нашего многообразного, многоязычного мира в нечто безликое. Я не люблю понятие «гражданин мира», – ведь это человек, убеждённый в том, что родина человека там, где он сегодня живёт, а завтра это может быть другая страна, другой язык, другие ценности. Но разве такая личность сумеет стать опорой для страны? Думаю, что нет.
Педагог, историк, учитель, она убедительна, заставляет слушателя думать…
Я спросила у мудрой женщины, в чём она видит спасение от того чуждого, что наступает на нас, что отравляет молодые души, которые, как мотыльки, сгорают во всепожирающем огне терроризма.
– Нам не стоит обращаться к каким-то непонятным, навязанным истинам, спасёт нас духовность народа, культурный геном, заложенный в каждом из нас, – отвечает Патимат Халиловна и показывает мне портрет женщины с одухотворёнными чертами лица. – Это супруга окружного начальника укрепления Гуниб Любовь Кармалина, ученица М. Глинки, А. Даргомыжского.
Директор музея цитирует ее слова о горном крае: «Кстати, о Дагестане. Что за дивные мотивы! Подобного вы ещё ничего не слыхали. Оригинальность мелодий, самоё содержание – всё это меня поразило!» Л. Кармалина обладала чистым и удивительно выразительным голосом. Она собирала со всего округа певцов, устраивала вечера, где звучали и народные песни. В письме к композитору М. Балакиреву она просила помочь ей записать некоторые мелодии горцев. Так, стараниями Л. Кармалиной в высокогорном округе шла своеобразная светская жизнь. В Гунибе побывали знаменитые живописцы того времени – Ф. Рубо, Г. Гагарин, Е. Лансере, И. Айвазовский. Здесь в семье генерала Д. Комарова родилась известная писательница Ольга Форш.
Осматривая экспозиции музея, рядом с раритетами я увидела стенды событийных фотодокументов, среди которых немало узнаваемых лиц.
– Понимаешь, – говорит Патимат Алискандиева, – это та самая история, только новейшая. Сегодня это обычные люди, а через 50 лет о них будут говорить как о реформаторах, политиках, общественных деятелях, определявших и олицетворявших своё время. О них будут говорить как о патриотах, людях, изменивших нашу жизнь в лучшую сторону. Я хочу в это верить.
О многом мы говорили с Патимат Халиловной. Это был живой, откровенный диалог о том, что сегодня должно стать движущей силой дагестанского общества, что должно отрезвить ту часть молодёжи, что оказалась втянутой в борьбу против своего народа.
Только так мы сумеем остаться тем дагестанским народом, который в самые трудные времена объединялся, чтобы выстоять и победить.