На этот вопрос в год 30-летнего юбилея музея ответила директор Музея истории театров Дагестана Лилия Гасановна Джамалутдинова, отличник народного образования Дагестана, заслуженный учитель РД, постоянный участник «Бахрушинских чтений» в Москве.
– Наш музей прочно вошёл в мировое культурное пространство наряду с театральными музеями Москвы, Санкт-Петербурга, другими крупными культурными и образовательными центрами, где собраны и экспонируются подлинные театральные артефакты, отражающие разные времена и все жанры театрального искусства. В 1984 году во время торжественного открытия нового здания Русского драматического театра имени М.Горького в Махачкале в фойе театра была развернута выставка семи действующих тогда профессиональных театров нашей республики. Эта экспозиция и стала началом создания театрального музея.
Музей истории театров открыли в этом же здании через шесть лет, в 1990 году, отведя под экспонаты 300 квадратных метров. Сегодня у зрителей, пришедших на спектакли, есть возможность до представления или в антракте познакомиться с историей 12 драматических государственных театров республики. Первым директором музея был народный артист РСФСР Шамсутдин Манташев; затем музей возглавила искусствовед, известный исследователь кумыкской музыкальной культуры Маймусат Коркмасова. Так что я уже третий директор музея.
– Многие даже не знают, что в Махачкале есть такой музей. Что в нём хранится?
– Фонд музея насчитывает десятки тысяч предметов, представляющих огромную культурно-историческую ценность. Здесь хранятся подлинные материалы различных эпох развития театров. Среди них афиши, программы спектаклей, личные вещи актеров, режиссеров, композиторов, художников, реквизит, предметы театрального быта, эскизы костюмов и декораций, сценические костюмы, фотографии, портреты деятелей театра в жизни и в ролях, снимки зданий и интерьеров театров, – уникальный архив драматургического пространства Дагестана от истоков до наших дней.
– Как попадают в музей экспонаты?
– В рамках Всероссийского движения «Сохраним историю российского театра для потомков», к которой активно подключился и наш музей, у нас была организована акция «Взгляд на сцену». На нее откликнулись 12 художников дагестанских театров – от корифея, члена-корреспондента Российской академии художеств Абдулзагира Мусаева до недавней выпускницы ГИТИСа, сценографа, нашей землячки Ютты Роттэ. Они передали нам работы известных художников, уникальные эскизы декораций и костюмов и еще 82 работы сценаристов, среди которых архив заслуженного артиста РСФСР, выдающегося актера Русского театра Константина Якушева. Его «Записки актера» имеют большое культурно-историческое значение: в размышлениях о спектаклях Русского драмтеатра в Махачкале в 50-х-80-х годах прошлого столетия оживает целая эпоха, когда жили и творили выдающиеся театральные деятели: Иннокентий Смоктуновский, Игорь Карбовский, Софья Токарь, Раиса Кулик-Терновская, Гамид Рустамов, Айгум Айгумов, Ислам Казиев и многие другие.
– Какие выставки проходят в музее?
– В основном, посвященные юбилеям выдающихся театральных деятелей. Мы организовали экспозиции Николая Сыченкова, Айгума Айгумова, Дурии Рагимовой. А ещё мы проводим театральные акции «Культура – детям Дагестана», «Детская неделя музыки и театра», «Пушкинские чтения», «Якушевские чтения», мастер-классы, флешмобы с чтением произведений А.Пушкина, Л.Толстого.
– Вы отражаете современную работу театров в музее?
– Мы курируем театральные проекты: премьеры, фестивали, гастроли драматических коллективов, собираем афиши, программы мероприятий, публикации, рецензии СМИ, отклики на спектакли, создаем фототеку. Музей ведет активную работу со студентами и преподавателями факультетов культуры ДГУ, ДГПУ, Дагестанского колледжа культуры им. Б. Мурадовой, с волонтерским движением республики.
– С какими театральными музеями других регионов России вы поддерживаете связи?
– У нас давно налажено взаимодействие с Государственным центральным театральным музеем имени А.Бахрушина в Москве. Я часто посещаю своих коллег и работаю с ними на семинарах «Театральные музеи в культурном пространстве России». Музей имени А. Бахрушина подарил нам ценный фолиант, путеводитель-справочник «Театральные музеи и архивы России». Кстати, мы участвуем и в ответных акциях; недавно передали в фонд Центрального музея в Москве 115 экспонатов, из которых была составлена выставка «Художники театра и кино Дагестана». Кстати, хочу особо подчеркнуть, что Дагестан является самой театральной республикой России – здесь работают 12 театров и около 40 самодеятельных народных трупп!
– На прошедшем в Дагестане VIII Всероссийском семинаре-конференции «Театральный музей в пространстве современной культуры» Вы были и модератором, и докладчиком. И было отмечено, что Ваши мероприятия в столице повлияли на проведение семинара именно в Махачкале…
– Семинар прошел в рамках Всероссийской акции «Сохраним историю России для потомков». В состав организационного комитета входили генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов, министр культуры РД Зарема Бутаева, заместитель председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации Айгум Айгумов и другие. В мероприятии также принимали участие все театры, музеи, РДНТ МК РД, научные центры и библиотеки Дагестана.
– У вас много сотрудников?
– У нас небольшой, можно сказать, миниатюрный женский коллектив. Нас трое. Мои коллеги – настоящие подвижники музейного дела: Муслимат Алиева, бывшая солистка Академического Государственного ансамбля «Лезгинка», и Алисат Шахбанова – обе окончили факультет культуры ДГУ. Мы собираем новые материалы, изучаем, сохраняем и дополняем то, что получили в наследство.
– Как получилось, что Вы, учитель словесности, пришли в музей?
– После выхода на пенсию по выслуге лет я ушла из школы, несмотря на все звания, – заслуженный учитель РД, отличник народного образования и другие регалии. Меня никто не гнал, но я сама не приняла новую систему среднего образования, например, тот же ЕГЭ, который считаю формальным и поверхностным. Устроилась на работу в министерство культуры, в отдел искусств, где занималась театрами. Так что в музей театра попала неслучайно.
Мне нравится моя работа. Каждый день открываешь что-то новое. Например, нам принесли старые афиши, а там имена знаменитых артистов, которые были на гастролях у нас в республике, и, скорей всего, об этом уже все позабыли.
– Лилия Гасановна, пожалуйста, расскажите о себе.
– Родом я из Карабудахкента, там же окончила школу, поступила на «русское» отделение филфака ДГУ. Помню своих педагогов: Назаревича, Горбанева, Евсееву, Бройтмана, Ханмурзаева и многих других замечательных преподавателей.
Во время учебы я участвовала в работе знаменитого филфаковского НИИФЛИ («Научно-исследовательский институт фольклора и литературы») под руководством незабвенного Александра Федоровича Назаревича. Мы выезжали в фольклорные экспедиции по районам Дагестана, собирали пословицы, поговорки, сказки, а к сентябрю готовили коллективные диссертации, устные журналы. Могу похвастать еще тем, что была солисткой студенческого хореографического ансамбля под руководством Казима Абасовича Манафова. Окончив университет, работала учителем русского языка и литературы в своем Карабудахкентсом районе, в селе Каранай-аул. Потом был институт повышения квалификации учителей, а позднее – Махачкалинская школа №13.
– Кто были Ваши родители?
– Папа, Гаcан Мухтарович Абдуллаев, был директором Карабудахкентской средней школы, преподавал историю, а позднее стал первым секретарем райкома КПСС Карабудахкентского района. Мама, Валентина Петровна, учитель математики. Она родом из Подмосковья, в Дагестан попала по распределению. Здесь и нашла свою судьбу.
Нас у родителей пятеро. Старшая моя сестра Альпият – врач, я в семье второй ребенок, третья сестра – Ольга – работает в Генпрокуратуре России. Летом мы понесли тяжелую утрату, умер наш брат Мухтар. Самый младший – Руслан – работает в системе газовой промышленности.
– Как сложилась личная жизнь?
– Мой супруг, Джелал Джамалутдинов, умер. У нас две дочери. Старшая, Наурат, – юрист, а младшая, Зарема, – врач. Я бабушка шестерых внуков, которых уже приобщила к культуре и искусству. Они заядлые театралы и волонтеры культуры, кроме того, каждый выбрал для себя занятия: спорт, хореография, музыка, живопись, поэзия.
Я счастлива, что у меня есть любимая семья и увлекательная работа. Бывает, после выхода на пенсию, женщины занимаются только внуками и домом, а ведь жизнь иногда только начинается. Нас и родные любят и ценят, в том числе и за то, что мы движемся вперед, не останавливаемся на достигнутом и не живем прошлым.
– О чем Вы мечтаете и что планируете?
– Мне бы хотелось, чтобы внуки продолжили мое дело сохранения истории, культуры и искусства Дагестана.
Виолетта Ратенкова