Зульфия Архилаева, артистка Лакского музыкально-драматического театра имени Эффенди Капиева, покорившая жюри и зрителей XVIII Международного фестиваля «Золотые Россыпи талантов» в Грозном своим академическим лирико-колоратурным сопрано, стала настоящим открытием года.
Зульфия Архилаева - победитель четырех номинаций XVIII Международного фестиваля «Золотые Россыпи талантов» в Грозном, удостоена Гран-при в двух номинациях: «Народно-стилизованный вокал» за песню «Дышать и жить тобою» Рамазана Фаталиева и «Эстрадный вокал на иностранном языке» за музыкальную композицию из репертуара Уитни Хьюстон на английском языке и 1-е место за произведение на военно-патриотическую тему, обладательница титула «Серебряный голос» за исполнение песни из спектакля «Щаза из Куркли» в номинации «Народный вокал».
Кроме того, Зульфия участвовала в телепроекте «Суперзвезда» СКФО, телевизионном конкурсе «С песней к победе», конкурсе красоты «Краса Кавказа» и других творческих состязаниях. Надо отметить, что участвовать в фестивалях и конкурсах Зульфия Архилаева начала еще со школьной скамьи. Ученица махачкалинской школы N 5, отличница, активистка, она принимала участие в самодеятельности, пела, танцевала, играла в театральном кружке.
Но девочка не мечтала стать артисткой. Завершив учебу в школе, она отдала предпочтение точным наукам и поступила в Дагестанский государственный технический университет. Однако в жизни случаются непредвиденные события, которые круто меняют судьбу. Это произошло и с Зульфией. Его величество Случай незаметно подкрался в лице одноклассницы, которая грезила театральной сценой и поступила на отделение актёрского мастерства факультета культуры ДГУ. Девочки ещё в школе часто выступали на сцене вдвоем, на первое же факультетское мероприятие подруга пригласила Зульфию спеть дуэтом.
– Сразу после концерта ко мне подошла заведующая кафедрой актёрского мастерства Изумруд Алиева и убедила, что моя судьба – это сцена, а моё место не за компьютером, а в театре, – рассказывает Зульфия, – я ей поверила и оставила учебу в ДГТУ. Весь учебный год ходила вольнослушателем на занятия актерского мастерства, а на следующий год поступила в ДГУ и ни разу ещё не пожалела, что стала актрисой.
В театр Зульфия попала после победы в фестивале-конкурсе лакской песни «Шунудаг», который вел режиссер Лакского театра Аслан Магомедов. Он и предложил Зульфие, тогда еще студентке 4-го курса, попробовать себя на театральной сцене, а через несколько дней ей позвонила художественный руководитель театра Бадрижат Магомедгаджиева и официально пригласила на работу.
– Я была не уверена в своем знании лакского языка, так как родилась и выросла в городе. Как многие коренные махачкалинцы, понимала, пела, но никогда не говорила на родном языке. Достаточно быстро я освоила правильное литературное произношение. Для людей с музыкальным слухом это нетрудно, – замечает Зульфия.
– Меня сразу ввели в несколько спектаклей и дали главные роли: две актрисы ушли в декретный отпуск, – смеется Зульфия. – Я восприняла это не просто как стечение обстоятельств, а как дар судьбы.
Первая роль Зульфии в театре – Наталья Капиева в постановке «Невыплаканные слезы». Потом она сыграла в спектаклях «Хан-Муртазали» и «Камалил Башир».
Самой значимой и сложной, яркой, любимой и вместе с тем мистической стала для молодой актрисы роль Офелии в постановке Богдана Петкаина «Гамлет». Сыграть образ шекспировской героини – мечта каждой актрисы. За эту роль актриса удостоилась почетной грамоты Кабардино-Балкарской Республики.
– Известно, что многие актеры после сыгранных ролей повторяют судьбу своих персонажей. Такое случилось и со мной, – рассказывает Зульфия. – Во время работы над «Гамлетом» меня просто преследовала череда несчастий: у меня погиб отец, умерла бабушка. Я ходила на репетиции в трауре, как моя героиня.
Был ещё случай: после премьеры нам дали несколько дней отгулов, и меня что-то потянуло к морю, так захотелось зайти в воду и пройти по дну моря, пока не погружусь в него целиком. Страха утонуть не было совсем! Медленно шла в глубь воды… Но меня остановил пронзительный окрик подруги. Только тут я очнулась. Так сильно роль Офелии и потеря близких повлияли на меня.
– Видимо, я так вживаюсь в свои роли, что и в постановке «Хан Муртазали», где я играла дочь главного героя, на премьере, когда меня «убивали» бутафорским ножом, я почувствовала острую боль в сердце, и у меня потемнело в глазах. Я упала без сознания. Очнулась от звука аплодисментов и шелеста закрывающегося занавеса. Я думала, как же я встану и выйду на поклон? Ведь выход на бис, поклон, букеты цветов – тоже часть спектакля, – продолжает Зульфия. Она вспоминает, что странности в театре случаются не только с ней. Однажды перед премьерой спектакля, заело задний занавес – «задник». Он опускался автоматически, но за несколько минут до начала спектакля застрял на половине. Рабочие сцены попытались опустить или же поднять его вручную, но не получилось.
Вдруг подходит художественный руководитель театра Бадрижат Набиевна и спрашивает: «Почему до сих пор не начинается спектакль»? Ей объясняют, что задник заело, она смотрит на этот элемент декорации и ... задник от ее взгляда сразу поехал сам, как и положено, вниз, разве это не магия сцены? Только она отвернулась и пошла, чтобы выйти в зал, задник стал, худрук обернулась, взглянула на задник, тот благополучно опустился. Занавес! И началась премьера спектакля.
– Из-за таких странных, мистических происшествий я убеждена, что магия сцены действительно существует. Но играть смерть, умирать на сцене не боюсь. Я воспринимаю такие роли как драматическую составляющую своей актёрской судьбы, – откровенно признается Зульфия Архилаева. –
Может быть, влияют и традиционные актерские байки, ведь они бывают разные: и смешилки, и страшилки.
Зульфия Архилаева признаётся, что готовилась покорить сцену театра оперы и балета и стать солисткой хора. А сейчас в этом коллективе работает ее супруг Ахмед Архилаев, играет на контрабасе в симфоническом оркестре.
– У нас интернациональная семья. Мой муж даргинец, я лачка. Супруг у меня музыкант-виртуоз, играет на нескольких инструментах, акустических и электрических гитарах, соло и бас, у него есть даже укулеле – маленькая гитара, помните, на такой же играла Мэрилин Монро в известном фильме «В джазе только девушки»? Заметила, что судьбы артистов во многом похожи. Вот у Ахмеда, как и у меня, музыкальная карьера началась случайно – однажды ему от друга достался контрабас, а в оркестре была вакансия контрабасиста. Так он там и остался.
– Моя свекровь – пианистка, обучила своих детей нотной грамоте и игре на музыкальных инструментах. Но несмотря на то, что Ахмед окончил музыкальную школу, мама настояла на поступлении на юридический, объясняя это тем, что у них в семье все мужчины были юристами: дед – федеральный судья, дядя – следователь, отец – криминалист.
Ахмед окончил юридический, но, как и я, понял, что ему ближе сценическое музыкальное искусство. У нас в Дагестане невостребованных юристов гораздо больше, чем хороших музыкантов, – улыбается Зульфия. И уже серьезно говорит, что у них в семье полное взаимопонимание и совпадение взглядов на жизнь, в том числе и в методах воспитания двух дочерей, которые родились, как говорится, без отрыва от производства.
– Старшая доченька родилась у меня после «Гамлета», – шутит Зульфия, – она у меня уже готовая артистка. Я в ее возрасте была скованнее.
Я вышла на работу через полгода после рождения первой девочки и сыграла в спектакле «Исповедь». Примерно через год появилась на свет и вторая наша малышка.
Зульфия очень благодарна своей маме, которая присматривает за внучками, когда молодые супруги артисты заняты в вечерних спектаклях или выезжают на гастроли.
– Мои родители люди не творческих профессий. Папа работал в энергетической компании, а мама – предприниматель. Они – махачкалинцы, но родом мы все из Кулинского района Дагестана. Мой дед Бадави Мусаев работал солистом балета ансамбля «Лезгинка». Кстати, стоял у истоков становления этого прославленного коллектива. А до этого дедушка несколько лет был артистом ансамбля песни и танца Дагестана, сегодня это ансамбль «Дагестан». Наверное, от дедушки мне передались артистические способности. У меня есть младшая сестра Зарема, которая учится в ДагИНХ, изучает английский и китайский языки, – закончила рассказ о своих родных Зульфия Архилаева.
На вопрос, какая героиня, кроме Офелии, ей близка и понятна, Зульфия ответила, что жизнь и творчество поэтессы и певицы Щазы из Куркли, роль которой она исполнила в одноименном спектакле, может служить примером не только для нее, но и для многих женщин-горянок.