В сентябре 1919 года в Порт-Петровске, где еще не установилась советская власть, по приговору военно-полевого суда был расстрелян присланный партией из Москвы комиссар (партийное имя – товарищ Оскар). Долгое время даже сами дагестанские подпольщики не знали ни настоящего имени комиссара, ни его биографии. Не знали этого и палачи. Это был Оскар Моисеевич Лещинский – художник, поэт, революционер…
Те, кто знал Лещинского в эти грозные годы, оставили в своих воспоминаниях описание облика этого романтика революции. Вот что писала поэтесса серебряного века Елизавета Полонская о начале знакомства с ним в Париже:
«Стройный, белокурый, очень подвижный, с приятным одухотворенным лицом… Лещинский только недавно приехал в Париж, бежав из тюрьмы, как и многие другие товарищи. Потом я узнала, что он пишет стихи, хочет стать художником. Где-то на юге России жили его родители, но, по-видимому, небогатые, так как он не получал никаких средств из дома и сразу стал нуждаться. С каждым собранием, на котором мы встречались, Оскар казался мне все более нервным, и его узкое выразительное лицо становилось угловатее и прозрачнее. Он, по-видимому, жестоко голодал, но все же аккуратно приходил на очередные встречи».
Короткая жизнь Оскара вместила в себя много ярких событий: революционер, выполнявший поручения Ленина в Лонжюмо и Швейцарии, ссыльный, комендант Смольного в 1917 году, красный комендант Эрмитажа в первые дни советской власти и, наконец, уполномоченный ЦК партии в Дагестане – вот вехи его политической деятельности.
Владимир и Елена Бондаренко в статье "Имени Оскара", опубликованной в 1975 году в журнале "Юность", приводят основные факты биографии Лещинского:
Родился Оскар в 1892 году в Новозыбкове Полтавской губернии, учился в Ростове-на-Дону, совсем еще юным встал на революционный путь. Его жена Лидия Николаевна Мямлина писала о начале подпольной деятельности Оскара:
«В квартиру Лещинских явились жандармы. Они обнаружили пачки прокламаций, подпольные брошюры, но самое главное – коробку из-под сигар с патронами. Арестовали отца Оскара, не имевшего ни малейшего представления о революционной литературе и о подвигах своего среднего сына, которому исполнилось только 11 лет. В непричастность старшего Лещинского к революционным делам полицейские, естественно, не поверили, хорошо, что он еще отделался сравнительно легко: три года ссылки в Иркутск. Выехала в Иркутск и вся семья Лещинских. В Ростов они вернулись в 1905 году, незадолго до того, как вспыхнуло восстание ростовских рабочих».
13-летнего Оскара высылают в Архангельскую губернию. Ссылка должна была длиться три года, но продолжалась чуть больше пяти месяцев. С помощью политических ссыльных Оскару удалось бежать. Вернувшись в Ростов, Оскар продолжал революционную деятельность. Его вновь ссылают, на этот раз в Енисейскую губернию. Возраст пока спасал Оскара от более суровых наказаний. Из сибирской ссылки Оскар бежал, прихватив даже свое личное дело из местной жандармерии.
Париж
В 1910 году Лещинский приехал в Париж. Город жил кипучей жизнью: собраниями эмигрантов, выставками художников, демонстрациями рабочих, выступлениями Аристида Бриана и Жана Жореса. Оскар близко познакомился со старым большевиком Владимиром Старосельским, председателем общества политэмигрантов, стал часто бывать у него. Заходил к Старосельскому и Владимир Ильич Ленин.
Будущего вождя российской революции заинтересовала судьба юноши. И когда в 1911 году Ленин организовал партийную школу в Лонжюмо, он вспомнил об Оскаре. Конспиративный опыт Лещинского, его организаторские способности пригодились для перевозки от границы слушателей школы и отправки их из Франции на работу в Россию.
В Париже Лещинский серьезно увлекся поэзией и живописью. Он жил в знаменитом пристанище художников и писателей всего мира, которое называлось «Улей» («Ля рюш»). Одновременно с Оскаром Лещинским в соседних комнатах жили Модильяни и Шагал, Осип Цадкин и Натан Альтман. А.В. Луначарский назвал «Улей» «огромным коллективным гнездом художников».
Оскар учился рисовать в Русской академии живописи, организованной в Париже русскими политэмигрантами. Как художник он сформировался в знаменитой Парижской школе живописи, так же, как десятки других выходцев из России, чьи имена известны сейчас всему миру: Г. Орлова, Л. Гудиашвили и Д. Какабадзе – все они работали на заре 20 века в Париже, прославляя своими работами и Россию, и Францию. Кто знает, может, и Лещинский стал бы признанным мастером: колоритом его работ восхищались многие известные художники.
Но Оскара ждал другой путь – путь профессионального революционера. Прожив в Париже два года, Лещинский стал видеть в нем не только город музеев и мастерских художников. Он познакомился с рабочим Парижем, участвовал в демонстрации в День Парижской коммуны, был арестован и заключен в тюрьму на несколько месяцев.
Полузамерзшие, худые,
Снуют с поклажей босяки.
Зачем тут гибнут молодые?
Зачем тут гибнут старики?
Рассвет приходит розоватый,
Парижский жалобный рассвет.
Какие люди виноваты,
Что у голодных хлеба нет?
В 1912 году Оскар Лещинский вступил в литературно-художественный кружок. Собрания проходили в кафе. Постоянными членами кружка были A.В. Луначарский, И. Г. Эренбург, B.А. Антонов-Овсеенко. В 1913 году на базе кружка стал издаваться литературно-художественный журнал «Гелиос». Одним из редакторов журнала был Лещинский. В 1914 году в Париже вышла книга его стихов «Серебряный пепел».
Оформлял ее сам поэт. В сборнике собраны стихи об Италии, Испании, Франции. Вот, например, одно из самых популярных стихотворений – «Венеция» (1914):
По каналам
Бледно-алым
Я движением усталым
Направляю лодку в море
К лиловатым островам…
Замок Дожей,
Непохожий
На дворцы, что знал прохожий,
Промелькнул, подобный тонким
И воздушным кружевам.
Желто-синий
Город линий –
Храм Джиовани Беллини,
Храм великого Беллини
Серебристого творца.
По каналам
Бледно-алым
Я с желанием усталым,
Наслаждаясь ровным бегом,
Плыл и плыл бы без конца.
Лейтмотивом проходит в книге тоска по родине, по России:
Все тот же круг и те же встречи,
И снова, приходя домой,
я слышу звуки русской речи,
и пахнет русскою зимой.
В 1915 году Лещинский подготовил к печати книгу о французской живописи «От импрессионизма до наших дней», но война помешала ее изданию.
Отправив жену Лидию Мямлину (художницу и революционерку) с детьми в Россию, Лещинский поехал к Ленину в Швейцарию. В качестве связного с его поручениями он ездил в годы войны в Испанию, Швецию. Как только до Женевы дошли сведения о февральской революции, со вторым эшелоном политэмигрантов Оскар вернулся в Россию. В октябрьские дни участвовал в захвате Зимнего. Весной 1918 года Лещинского вызвали в Москву.
Кавказ
В Москве Оскар пробыл не больше месяца. Совнарком РСФСР послал его на Северный Кавказ для организации Красной Армии. Пятигорск, где работал Лещинский, захватили белогвардейцы. На заборах висели плакаты: «За головы Оскара Лещинского и членов его семьи полагается награда 10 тысяч рублей».
Оскару удалось выбраться во Владикавказ. С Кировым он готовил первую военную экспедицию на Северный Кавказ. В музее С.С. Кирова хранится расписка Лещинского: «Получил от Кирова 35 тысяч рублей на организацию первого транспорта военного снаряжения. 11 июля 1918 года». В октябре 1918 года Лещинский приезжал в Москву: началась подготовка второй кавказской экспедиции. Готовили ее также Киров и Лещинский. В марте 1919 года Лещинский еще раз приехал в Москву по особому заданию Кирова. Это был его последний приезд, последние споры о поэзии. Перед отъездом на Кавказ Лещинский собрал своих друзей, читал новые стихи. Даже в годы гражданской войны он находил время для поэзии. Стихи эти не были похожи на декадентские стихи «Серебряного пепла».
Карабин мой скорострельный за плечом,
Ни о чем я не жалею, ни о чем.
До чего весной прекрасна жизнь в горах,
На коне, вдыхая ветер, страх не страх...
В начале апреля 1919 года он писал Елене Рановой в Москву:
«У нас в степи уже сильно пахнет весной. Степь голая. Бегут ручьи, с ними бегу и я. Может быть, и я, как они, войду в распухающую землю... Завтра Астрахань, путь к новым испытаниям».
Дагестан
В Дагестане, где в тот момент властвовали враги революции, Оскар Лещинский скрывал свое имя и выдавал себя за брата Бориса Савинкова – эсера, белого террориста, непримиримого врага советской власти. Оскар был хорошо знаком с ним.
За короткий срок подпольным обкомом партии Дагестана под руководством Уллубия Буйнакского и Оскара Лещинского из партизанских отрядов была организована партизанская армия, на 20 мая намечалось восстание.
Но 13 мая в Темир-Хан-Шуре штаб восстания был арестован. Подпольщиков выдал предатель. Из 12 арестованных шестерых суд приговорил к расстрелу. Уллубий Буйнакский, Абдулвагаб Гаджимагомедов, Абдурахман Исмаилов, Саид Абдулгамидов, Абдулмеджид Алиев были расстреляны в ночь на 16 августа на железнодорожной станции Темиргое.
Оскара Лещинского расстреляли отдельно, в сентябре 1919 г. Из тюрьмы Порт-Петровска, где держали Лещинского до казни, до Кирова дошло его предсмертное письмо Льву Фрибусу, сидевшему в соседней камере.
«Милый Фрибус,– писал Оскар товарищу, которого должны были выпустить. –... Я Вас прошу исполнить мою просьбу, за которую буду Вам благодарен до гроба. А ждать мне его недолго.
У меня есть жена, с которой я связан уже 10 лет. Есть двое милых любимых детей: Валя 8 лет и Леночка 5. Дети – это самое дорогое, что у меня есть. Однако в вечных странствованиях по белу свету и в опасностях житейской борьбы я успел дать им очень мало и хочу, чтобы они когда-нибудь узнали, что я любил их и умер как воин, побежденный телом, но свободный духом. У меня нет никого здесь, разве Паша, который бы смог со временем, когда обстоятельства изменятся, отыскать их и передать. Сейчас они в Астрахани. Фамилия жены - Лидия Николаевна Мямлина. В Баку у нее брат Леонид, главный инженер городского водопровода. Можно сообщить и через него. Есть еще девушка, которую я люблю. Это Елена Александровна Николаева, дочь известного кооператора Николаева. Живут в Москве, по Большой Власьевской 7, в кв. 5. Елена в университете на философском факультете. Есть у меня родители в Париже-4, Rue RoLLin. Если можете переписать эти адреса на папиросной бумажке, зашить и при случае известить о моей судьбе моих близких...
Прошу еще, как только что-нибудь случится, написать по адресу: Ростов, Романовская, 184 Мине Павловне Берлик следующее: «Оскар такого то числа, то то …….. просил сообщить родным». Письма в Р. доходят и теперь.
Хорошо бы было сообщить в Баку, в партийный комитет, через Булата-Ковалева (это можно сделать через Пашу), чтобы в случае возможности послать народному комиссару Сталину для Кирова сведения о моей судьбе. Вот, милый, все, что я прошу вас по возможности исполнить. Я умру спокойный. Борьба тяжка, уходить из жизни молодым больно – но законы этой жизни непреодолимы. Целую вас и желаю скорее быть свободным для жизни, для любви и счастья. Моя фамилия Оскар Лещинский – но никому не говорите. Жму руку...»
Было Оскару Лещинскому всего 26 лет. В Дагестане помнят о герое, погибшем за идеи свободы, равенства, братства на нашей земле: память о нем увековечена в названиях улиц городов и поселков, ему установлен памятник в скульптурной группе революционеров в сквере Борцов революции в Махачкале.
Использованная литература:
Лещинский О. Серебряный пепел. Париж, 1915.
Бондаренко Е. Бондаренко В. "Имени Оскара"//Юность. 1975. № 1. С. 69-71.
Полонская Е. Города и встречи. Книга воспоминаний. М., 2008.
Синельников В. Киров. М., 1964.
Материалы страницы https://www.facebook.com/BFSPIKNmemoron.ru/posts/135215078294427