четверг, 05 октября 2023
6+

Такая история!

История профессии учителя уходит далеко в древность. Одно из первых упоминаний об учителях можно найти у Конфуция, который говорил, что учитель и ученик растут вместе и, лишь сохраняя старое, можно открыть новое и быть учителем. Многие мудрецы оставили потомкам высказывания о людях столь ответственной и важной профессии. Например, китайский мыслитель Сюнь-цзы считал, что нет более быстрого пути овладения знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю. Какими качествами должен обладать современный педагог, чтобы заслужить любовь учеников, мы узнали у Аиды Исаевны Джандаровой, учителя истории махачкалинской школы № 50, кандидата исторических наук.

 

– Какими должны быть современные педагоги, чтобы учащиеся полюбили сам предмет? Что нужно, чтобы завоевать место в сердце ученика?

– Говорят, что школа – второй дом. Значит, учителя – вторые родители. Они помогают не только в учебе, но и в различных жизненных ситуациях. Доброта, отзывчивость – вот что привлекает, рождает доверие ребенка. Когда взрослые и дети общаются на равных – они начинают понимать друг друга, становятся ближе. Тогда легче и заинтересовать учебным предметом.

Я по себе знаю: у любимого учителя никогда не бывает скучно на уроках. Хорошее владение материалом, интересные дополнительные факты, мастерство педагога привлекают ребят, ведут их в новые, неизведанные миры. К такому педагогу ученики тянутся, как растения к свету. Дети ловят каждое слово его, вместе с ним как бы делают новые открытия, а результат, достигнутый совместными усилиями, ещё больше сближает.

У меня тоже была любимая учительница. Она преподавала историю, ее звали Севиндж Алиевна. Я родилась в Баку, там же окончила школу и поступила в педагогический институт, и не только потому, что мне очень нравилась история, – я хотела стать таким же хорошим учителем, как Севиндж Алиевна.

– Почему Вы уехали из Баку?

– Я попала, как, впрочем, и весь народ бывшего СССР, под каток эпохи перестройки и развала огромной страны. Мы ночью легли спать в одной стране, а проснулись в другой. В Баку начались большие перемены. Это коснулось многих сфер, например, у нас в институте закрылись  русскоязычные кафедры и факультеты. А потом умер мой папа, и нас уже ничто не держало в Азербайджане. Мы переехали к родственникам в Махачкалу. Хотя, должна заметить, что мои предки-лакцы испокон веков занимались отходничеством и несколько поколений нашего рода жили в Азербайджане.

– Расскажите о своей семье.

– Родилась я в семье простых мастеровых людей. Папа был часовщиком, а мама – портнихой. Мой супруг – военный в отставке. У нас двое сыновей. Старшему – 15, младшему – 14 лет. Самая обычная семья.

– Вы защитили кандидатскую диссертацию и работаете в школе. Почему не продолжили научную работу?

– Всегда хотела быть учителем в школе. Осознанно выбрала такую сегодня непопулярную профессию. Когда мы переехали в Махачкалу, я заново поступила в педагогический университет, окончила его с красным дипломом и сразу же пошла в аспирантуру. Наука захватила меня целиком: ведь чем уже специализация, тем глубже знания. По окончании аспирантуры я защитила кандидатскую диссертацию на тему «Духовная культура лакцев конца XIX – начала ХХ века». Появилось желание продолжить научную деятельность, но обстоятельства сложились так, что, когда я приняла приглашение на работу, пошли сокращения во многих вузах, в НИИ и даже в школах.

Пришлось заняться челночным бизнесом. А что делать? Я не могла позволить себе сидеть дома. Ездила за товаром  в свой такой с детства знакомый Баку, в Москву и даже за границу, в Турцию и Китай. Так что был и такой период в моей жизни. Потом стало немного легче, и мне подвернулась вакансия учителя истории в школе № 50. Вот уже более 5 лет я преподаю здесь.

– Современное поколение не очень-то любит учиться. Как Вы справляетесь с учениками, не страшно  было зайти первый раз в класс?

– Нет, не страшно. Плохо другое. С одной стороны, профессия учителя декларируется как одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. С другой стороны, ее социальная привлекательность и престиж за последние двадцать лет достигли предельно низкого уровня. Увы, но большая часть населения, в том числе школьники, родители, да и сами педагоги, относят учительский труд к непрестижным профессиям. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), профессия учителя по критериям престижности и доходности находится, к сожалению, на последнем месте. 

Современный российский учитель – это пожилая женщина, обремененная заботами и вынужденная думать не о новых образовательных веяниях, технологиях и требованиях, а о том, как обеспечить семью. Я, когда зашла в первый раз в класс, совершенно не соответствовала этому стереотипу. Скажу больше, мой предмет на тот момент вообще не пользовался авторитетом по сравнению другими, например, с русским языком или английским, или с математикой. Но понемногу ученики и их родители начали осознавать всю  серьезность предмета «История». Этому способствовали и ЕГЭ, и политика нашего государства. Да и я, конечно же, стараюсь привить детям интерес к истории. Мои ученики участвуют в олимпиадах и конкурсах, а наш директор Махач Абдулбасырович всегда поддерживает учителей и учащихся школы во всех наших начинаниях. Так, в этом году мы собираемся выйти на всероссийский уровень и готовимся достойно представить свой край.

– В Вашем лице позвольте сказать всем учителям:  спасибо за вашу работу! Вам доверяют самое ценное – детей. Ваша профессия нелегка, но в ней – вся ваша жизнь и счастье. Спасибо вам за то, что гордо несёте звание Учителя, оправдываете надежды своих подопечных и их родителей, воспитываете новое поколение  учёных, спортсменов и просто хороших, думающих, сострадающих людей.  Успехов, терпения, добра и мира Вам!

 

 

 

Рубрика: 

Новый номер