«Седой атаман, войсковой старшина,
еще не допил чарку жизни до дна»
Атамана Валентина Игоревича Иванова видно издалека: рослый, почти два метра, совсем уже седой, с густыми, пшеничного цвета, усами, в синей форме с погонами и лампасами и в неизменной «кубанке» – настоящий казачий атаман!
Два года назад на отчетно-выборном круге Кизлярского особого приграничного округа Терского войскового казачьего общества Валентин Игоревич Иванов, полковник МВД в отставке, был единогласно избран атаманом Кизляра, Кизлярского и Тарумовского районов.
Виолетта РАТЕНКОВА
– Валентин Игоревич, я с детства слышала поговорку: «Не плачь, казак, атаманом будешь!» Какими качествами должен обладать казак, кроме того, что он не плачет с детства, чтобы стать настоящим атаманом?
– Хочу заметить, что эти качества закреплены уставом Кизлярского терского казачьего общества, где прописано следующее: «Кандидатами на должность казачьего атамана могут быть выдвинуты казаки не моложе 30 лет, православного вероисповедания, знающие и чтящие традиции казачества, пользующиеся доверием и уважением казаков, обладающие организаторскими способностями, высокой нравственностью в соответствии с христианскими канонами и традициями казачества. Атаман избирается сроком на три года». Это, конечно, меньше, чем депутатский срок, – улыбается Валентин Игоревич, – но не менее почетно!
– Какие главные задачи Вы как атаман для себя ставите?
– Поиск разумных компромиссов и укрепление горизонтальных и вертикальных связей. Мы просто делаем все, чтобы Отечество и наш родной край жили как можно лучше!
– «Скажи мне правду, атаман» (я вспомнила песню Тани Булановой), все-таки, казаки – это народ или сословие?
– Народ! Однозначно! Казаки – отдельный этнос. Жизнь казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской. Сохранились погребения, которые указывают на переселение сарматов в II-III вв. нашей эры из Закавказья на Северный Кавказ, где их племена начали постепенно внедряться в жизнь юго-восточных славян. Так на Северном Кавказе и на Дону появился смешанный славяно-туранский тип отдельной народности. Оседлая часть этих племен осталась на Кавказе. Кстати, слово «атаман» с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин».
– Но есть же и казачье сословие?
– Да, есть. Известно, что казаками становились представители очень многих народов Евразии: от сербов и мадьяр до якутов и бурят. Из истории известны казачьи формирования калмыков, ногайцев, башкир, других этносов. Были среди них и представители народов Кавказа. Да и на Кубани было немало казаков-черкесов. Но только казачество России стало культурно-историческим явлением русской, шире – славянской цивилизации, впитав в себя при этом элементы традиций и культуры многих народов. Ценно то, что казачество давало возможность людям самых разных этносов объединиться вокруг идеи служения Родине.
Терские казаки уверенно пишут свою историю в XXI веке, сохраняя преемственность, традиции и уважение к духовным святыням православия. Прежде всего, казаки – люди верующие. За каждым казачьим обществом Терского Казачьего Войска (ТКВ) закреплен священник. Дети казаков посещают воскресные школы, казаки восстанавливают и строят церкви. И снова сияют золотом купола восстановленных храмов Дагестана, Кабарды, Осетии; строятся новые храмы и в Чеченской Республике.
– Зачастую СМИ освещают жизнь возрожденного казачества несколько тенденциозно, иногда даже, я бы сказала, неприязненно. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Увы, это имеет место. Мы видим попытки создания вокруг казачества негативного имиджа. А ведь мы всегда были опорой страны! Пройдя через жесточайшие репрессии, геноцид, красный террор, казачество сохранило нравственность, духовность, крепкие жизненные устои. Мы учим детей трудолюбию, порядочности, патриотизму. Кто видит это, проникается к казачьему народу глубочайшим уважением.
– Вы уделяете большое внимание возрождению лучших традиций в казачьих семьях. Как противостоять тому, что сегодня разрушает семейные основы?
– Для казака и казачки семья всегда была святыней. Во времена, когда даже произносить слово «казак» было опасно для жизни, именно семейные традиции позволили нашему народу выжить и сохранить целостность. Я как атаман поднимал и поднимаю этот вопрос везде и при любой возможности, так как считаю, что это вопрос безопасности всей России, да и мировой цивилизации! Мы делаем все для того, чтобы показать ценность и важность семьи в любом деле, особенно в деле воспитания подрастающего поколения. Ведь это наше будущее!
С малолетства казак воспитывался в атмосфере готовности к подвигу, а если надо – и самопожертвованию. До наших дней дошла очень популярная в казачьей среде песня, в которой прямо говорится: «Смогли деды – сумеют внуки за Русь головы сложить!» Мы намерены углублять сотрудничество с властями, общественными и национально-культурными организациями. Открыли молодежный казачий клуб «Сполох», работает казачий класс, куда ходят не только дети казаков. Они изучают основы казачьей джигитовки, фехтования, кулачных боев, метания ножей. Ведь мы учим тому, что ценно для любого народа: уважать труд, почитать старших, любить свою землю и свою страну, жить по традициям и обычаям казачьего народа, быть по-настоящему верующими людьми. Есть и кружок для девочек-казачек. Нормальному парню всегда приятно, если его невеста умеет шить, вязать, вкусно готовить. Наши молодые казаки регулярно принимают участие во всероссийской казачьей игре «Казачий сполох» и становятся победителями.
– Кто финансирует все это? Вам выделяют средства из бюджета?
– Казаки всегда были самостоятельными: сами экипировались для царской службы, воевали на своих лошадях, сами и на земле трудились, но с тех пор многое изменилось. И сейчас на терской земле есть крепкие фермеры, но чтобы поднять общинные казачьи хозяйства, нужна солидная экономическая база. Вот здесь как раз и возникают проблемы системного характера: законодательство, налогообложение, аренда, демографическая ситуация в стране. Но постепенно все налаживается… Все казачье движение основано на энтузиазме. Я, кстати, тоже не ради зарплаты атаманом стал. Веду дела безвозмездно!
Дружбу народов Дагестана и других регионов СКФО укрепляет участие в культурной жизни. Существует более 60 казачьих ансамблей и творческих коллективов, около 90 военно-патриотических клубов. Многие общества своими силами создают музеи, по крупицам собирая экспонаты. Это и редкие фотографии, и старинные орудия труда, предметы быта, оружие. Терские станицы богаты мастерами, которые плетут нагайки, делают орудия труда, шьют черкески. Это именно то, что нужно передать будущим поколениям, чтобы не канул в Лету род казачий, чтобы звучала над Кавказом звонкая казачья песня!
Я благодарен вашему журналу за настойчивую пропаганду вечных семейных ценностей. Еще будучи атаманом городского общества, я решил возродить участие женщин в казачьей жизни. И первые результаты есть: голос берегинь казачьих очагов зазвучал громче и был услышан и на Форуме матерей.
... Я рос в советские времена, когда о казачестве вспоминали, в основном, по событиям Великой Отечественной: Краснодон. Молодая гвардия. О казаках знали по произведениям Шолохова, Лермонтова и Толстого, по фильму «Кубанские казаки». Мои предки, как я выяснил у родственников, были выходцами с Дона и Кубани. В начале ХХ века они осели в Тарумовке, спасаясь от преследований большевиков, а прадедушка с семьей затем перебрался в Порт-Петровск. Я коренной махачкалинец, здесь родились мои дед и бабушка, мама и папа. Дед Федор Иванович занимался рыбным промыслом, а бабушка Антонина Ивановна работала сначала учительницей в 1-й махачкалинской школе, а потом много лет была директором 7-й школы. Избиралась депутатом Верховного Совета ДАССР двух созывов подряд. Родители трудились в сфере сельского хозяйства. Мы с младшим братом Александром, который тоже, как я, в прошлом полицейский, окончили 13-ю школу, кстати, одну из лучших в городе. Благодаря пятерке по английскому я легко поступил на факультет иностранных языков ДГУ и успешно окончил его.
– Если не секрет, как Вы все успеваете? Где или в чем черпаете силы?
– Успевать приходится в основном за счет сна. Конечно, многое получается благодаря четкой работе моей команды, атаманов всех уровней.
Силы же черпаю в семье, которую очень люблю, а также в спорте, хороших книгах и надежных друзьях. В свободное время, а его не так много, отдохновение нахожу в общении с природой, в рыбалке и охоте. У меня крепкая семья. Жена – прекрасная Елена Анатольевна, сын Максим и дочь Нина. Есть внук и две внучки.
– Семья атамана живет по «Домострою»?
– «Домострой», в хорошем смысле этого слова, помогает и казакам, и другим народам сохранить семью, повысить демографию и остаться людьми! На мой взгляд, главное в семье – это взаимоуважение и добролюбие и, конечно, вера и смирение перед неизбежными трудностями и сложностями.
– Каково быть женой атамана? – обращаюсь я к хозяйке дома.
– Ну, он атаман за порогом своего дома, – смеется Елена. – Там он и «батька», и командир, и начальник, и судья. А дома, как правило, наш атаман просто муж, отец, дед.
– И есть у него жена-казачка, дочь казака, мать казака! – не без гордости перебивает Елену супруг. – А вот это уже сила огромная! Казачки – они же какие? Они бойкие, смогут и себя защитить, и за мужа горой встанут. Казачки и жены умелые, и матери прекрасные – вся работа в руках спорится: и борщ с пампушками приготовят, и пирогов напекут, и огород в порядке держат, и в погребах у них заготовок на три зимы хватит. И детей они в разумной строгости воспитывают. По-мужски, приобщая с раннего детства к труду.
…Да, время бежит быстрее, чем бурные воды Терека, великой кавказской реки, по берегам которой раскинулись казачьи станицы Дагестана, Ставрополья, Кабардино-Балкарии, Чечни и Северной Осетии-Алании. Как пять пальцев одной руки, пять казачьих округов Терского войска сильны сегодня своим единством.